Детско-родительский образовательный проект "Мой род. Моя родословная".
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Соловьева Валентина Анатольевна

Установление связи между поколениями, расширение представлений детей о жизни их предков и семьи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                     ГБДОУ№126

 г. Санкт-Петербурга, гр. №4

                                                                                   Воспитатели:

                                           Соловьева Валентина Анатольевна,

   Таран Мария Васильевна,

муз. руководитель: Иванова

 Евгения Николаевна

Детско-родительский образовательный проект

«Мой род. Моя родословная»

Паспорт проекта

Цель:

 Углублять представления детей о себе, установление связи между поколениями, расширение представлений детей о жизни их предков и семьи.

Задачи:

 Образовательные:

  • Расширить представления детей о себе, о членах своей семьи.
  • Закрепить знания детей своего места жительства и адреса.
  • Закрепить знания о профессиях членов семьи.
  • Учить рассказыванию о себе, о членах своей семьи.
  • Расширить кругозор, обогащая словарный запас детей терминами родственных отношений.

 Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к членам своей семьи.
  • Развивать воображение, логическое мышление, связную речь детей.
  • Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельностью.

 Воспитательные:

  • Воспитание нравственности, уважение к старшему поколению, заботливое отношение к родным и близким.
  • Воспитывать любовь и интерес к членам своей семьи, желание помогать членам своей семьи.
  • Дать понятие о народных семейных традициях, совместного труда и отдыха.

Тип проекта: творческо-информационный

Вид проекта: комплексный

Предмет: семья, родословная

Возраст детей: 6 лет

Время реализации проекта: среднесрочный, с 15ноября по 15декабря 2014г.

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители, музыкальный  руководитель.

Актуальность проблемы

      Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции ребёнка.

       Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которой играет семья  и семейные традиции  в развитии  и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

       При опросе детей выявилась проблема, не все дети знают домашний адрес, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, близких родственников, их профессии. Мало кто может рассказать о традициях, реликвиях своей семьи. Забыты такие понятия, как «род», «родословная», «предки».  Мы решили убрать этот пробел с помощью проведения проекта «Мой род. Моя родословная». Ознакомили родителей с целью, задачами и предполагаемыми результатами, получили согласие и помощь в реализации проекта, в котором они смогут почувствовать себя полноценными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.

         

                                           Предполагаемый результат

  • По итогам данного проекта дети знают свое имя, отчество, домашний адрес.
  • Имя, отчество, фамилию, своих родителей, бабушек и дедушек.
  • Имеют представления о родственных отношениях.
  • Составляют рассказ о семейных традициях, реликвиях.
  • Проявляют заботу и уважение ко всем членам семьи, уважительно относятся к их труду.
  • Организовывают сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Дочки-матери».

Совместная деятельность детей и родителей

  • Поиск необходимой информации для составления родословных своих семей.
  • Беседы родителей с детьми об истории своей семьи.
  • Рассказ о своём детстве, школьных годах, о профессии.
  • Предложить родителям придумать и нарисовать «Герб своей семьи».
  • Совместное оформление детей и родителей альбома «Моя семья», «Тематические экскурсии  по Санкт-Петербургу», «Стихи, пословицы, поговорки о семье».
  • Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», Л.Толстой «Старый Дед и внучок», «Честное слово».
  • Совместное составление «Генеалогического древа».

Вопросы-ответы

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Серёжа: Люди со мною рядом это семья.

Как зовут папу и маму моей бабушки, кем работали.

Спросить у бабушки.

Амадис: Папа работает за компьютером.

Какая у него профессия, что он делает.

Спросить у папы.

Кристина: У меня много родных тётей и дядей

Узнать имя, отчество, кем работают.

Спросить у родителей.

Соня: Знаю дом. адрес, имя, отчество родителей мама-визажист, папа работает в розах. Бабушка работает у Летнего сада.

Кем работает папа. Что делает бабушка на работе.

Спросить у бабушки.

Спросить у папы.

Алёша: Знаю дом. адрес, имя, отчество родителей, бабушек и дедушек, кем и где работают.

Хочу узнать о родителях моей бабушки.

Спросить у бабушки.

Артём: Знаю дом. адрес, имя, отчество родителей, бабушек и дедушек, кем и где работают.

Хочу узнать больше о своих родственниках

Спросить у родителей, у бабушки и дедушки.

Саша Ш.: Знаю дом. адрес, имя, отчество родителей, бабушек и дедушек, кем и где работают.

Как звали и кем работали мои прабабушка и прадедушка, где жили.

Спросить у бабушек.

Даша В.: Как зовут родителей, дом. адрес, папа работает на машине, мама бухгалтер.

Что папа делает на работе, что возит. Имя, отчество бабушки и дедушки, где работали.

Спросить у родителей, у бабушки и дедушки.

Дима: Знаю дом. адрес, имя, отчество родителей, бабушек и дедушек.

Хочу побольше узнать о работе мамы и папы.

Спросить у родителей.

Семён: Семья это кто живёт в нашей квартире

Узнать, кем работают мама и папа, кем работали бабушка и дедушка.

Спросить у родителей и у бабушки.

Алгоритм тематического планирования

Этапы

Мероприятия

Участники

Выбор темы

Старт проекта

Воспитатели, дети, родители

Подготовительный

  1. Диагностика уровня знаний детей о семье, родословной.
  2. Создание предметно-развивающей среды.
  3. Продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта: круглый стол, индивидуальные консультации, оформить родительский уголок.
  4. Подбор художественной литературы.
  5. Подбор обучающих игр.
  6. Подбор репродукций и иллюстраций по данной теме.
  7. Подбор видеофильмов.

Воспитатели, дети

Воспитатели, родители, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели

Продуктивный

(совместная деятельность)

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Разучивание стихотворений, поговорок, пословиц.
  3. Создание атрибутов для с/р  игр «Семья», «Дочки-матери».
  4. Изготовление мягкой игрушки «Осьминожки» ко дню Матери.
  5. Детский утренник ко дню Матери «Мой город».
  6. Выставка рисунков «Моя семья».
  7. Совместный со ст. гр. вечер досуга «Моя семья» танцы, стихи и песни о маме, о семье.
  8. Тематические прогулки вместе с родителями по Санкт-Петербургу.
  9. Обучающие,  дидактические игры по теме «Моя семья».
  10. Беседы «Моя дружная семья», «Папа мой лучший друг» и т. п.
  11. Совместное создание альбомов детей с родителями  «Моя семья».
  12. Оформление детьми листовки для родителей с просьбой о помощи в поиске семейных истоков.
  13. Просмотр видеофильмов: «Цветик-семицветик», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети, муз. руководитель

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели, дети, муз. руководитель

Дети, родители

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели, дети, родители

Дети, родители

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Итоговый

Презентация

детьми «Генеалогического древа»

Воспитатели, дети, родители

Формы работы по реализации проекта.

Образовательная область физическое  развитие:

  • Физкультминутка  «Вся моя семья».
  • Пальчиковая гимнастика «Десять внучат», «Рисуем человечка».

Образовательная область социально-коммуникативное развитие:

Беседы:

  • Я и моя семья.
  • Моя самая  дорогая.
  • Папа мой друг.
  • Я с бабушкой своею дружу.
  • Дедушкины рассказы.
  • Мой прадедушка защищал Родину!
  • Легко ли человеку, когда он один?
  • Происхождение фамилий.
  • Что радует и огорчает наших близких?
  • Что такое генеалогическое дерево?

 Дидактические игры:

  • Сложи картинку.
  • Сравни, кто старше (младше)?
  • Скажи наоборот.
  • Кому что нужно для работы.
  • Угадай профессию.

Образовательная область познавательное развитие:

  • Рассматривание семейных альбомов.

Н О Д:

  • Старшие члены семьи.
  • Человек славен трудом.
  • «Мой род. Моя родословная». Презентация детьми «Генеалогического древа»

Образовательная область художественно-эстетическое развитие:

  • Лепка. «Это я»
  • Рисование «Мы с мамой улыбаемся», «Наша дружная семья», «Мой родной город», «Красивая тарелочка в подарок бабушке»
  • Аппликация «Как мой папа спал, когда был маленький»
  • Художественный труд «Осьминожка для мамочки», «Письмо бабушке»

Музыка:

  • «Семья» сл. Е. Плотникова, муз. Г. Гладков
  •  «Наша дружная семья» сл.Т.Рядчикова, муз. А.Комаров

Образовательная область речевое развитие:

  • Заучивание стихотворения Я. Аким «Моя родня».
  • Заучивание пословиц и поговорок о семье.
  • Загадки о семье.

Чтение художественной литературы:

  • З.Александрова «Посидим в тишине»
  • В.Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка»
  • Л.Толстой «Косточка»
  • Л.Толстой «Старый дед и внучек»
  • А.Пантелеев «Честное слово»
  • В.Маяковский «Кем быть?»
  • Д. Родарри «Чем пахнут ремёсла?»
  • А.Барто «Как Вовка бабушек выручил»

Продукт проектной деятельности

 Презентация совместной работы детей с родителями «Генеалогического древа».



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в 4 подготовительной группе ГБДОУ№126.
Тема: «Путешествие в прошлое».

Программное содержание:

  • Раскрыть понятия «род», «родословная», «семья».
  • Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
  • Расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо, предки).
  • Воспитывать чувство долга и внимания, заботы к родным и близким.
  • Воспитывать патриотические чувства.

Материал:  альбом с семейными фотографиями, «Генеалогическое древо» детей, мини-музей семейных реликвий, слайды «Славянская семья», «Жизнь родных в 20 веке», «Мы чтим традиции.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок, стихотворений о семье, рисование, лепка, аппликация  на тему «Моя семья», оформление альбомов с семейными фотографиями, совместная работа детей с родителями «Генеалогическое древо».

Ход занятия:

Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.

  • Что такое семья?
  • Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о семье? (ответы  детей).

  • Кого называют родственниками? (прадедушек, прабабушек, бабушек, дедушек, маму, папу, сестру, брата, тётю, дядю).

- Правильно, родственниками называют близких по родству людей.

  • Что такое родословная? (Рассказ о своей семье, о своём роде).  
  • Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка).
  • Кто такой предок? (Древний родственник по роду).

  Вместе с родителями вы составили свое родословное дерево, и мы с удовольствием послушаем  рассказ о вашем роде.

     Презентация детьми «Генеалогического древа» (2-3 ребёнка).

Ребята, смотрите, если мы внимательно посмотрим на родословное древо, то мы можем заметить странную вещь. Выходит, что из имени ребенка вырастают мама с папой, а из них – бабушки и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту картину?
Это все очень просто, перевернем рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратится в корень – в большой разветвленный корень, из которого и вырос ребенок. И недаром, когда хвалят человека, говорят: «У него крепкие корни». 

Загадка: «У какого дерева корни наверху?» (Ответы детей).

Дерево растёт, цветёт

Пока корень жизнь даёт,

Так и древо родословной

Крепче то, кто корни помнит.

Знать историю рода – это важно.  Человек, что дерево, подруби корни, уничтожь живую память – засохнет. В минуты поражений и побед, когда на душе радость и когда тоска сжимает сердце, ищи опору и поддержку, ищи защиту и подсказку у своих предков! Древние славяне, сталкиваясь с неожиданными трудностями, восклицали: «Чур». И таким образом, звали на подмогу самого старшего и мудрого родственника («чур» по-славянски «дед»).

Хороводная игра: «Чёрный ворон».

  • Ребята, хотите ли вы  отправиться в путешествие в далёкое прошлое, посмотреть, как жили наши предки много лет тому назад? (ответы детей). Машина времени уже ждёт, закрываем глаза и начинаем обратный отсчёт от 10 до 0.

Показ слайдов «Славянская деревня», «Жизнь родных в 20 веке», «Мы чтим традиции».

  • Что изображено на рисунке? (ответы детей)
  • Этот рисунок отображает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (рассказывает о прошлом)
  • Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (одежда людей необычная, старинная)
  • Какую одежду носили в старину люди? (мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, сверху на голову повязывали платочки)
  • Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, живут в современной квартире?  (нет, они живут в избе)
  • Как вы догадались, что они живут в старинной  избе? (в избе стены деревянные, есть русская печь)
  • Да, в каждой крестьянской избе была печь, она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанках отдыхали.
  • Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (деревянные ложки, кубки, ухват с глиняным горшком,  прялка)
  • Прялка – удивительный предмет! Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.

Во время показа слайдов продолжается диалог с детьми, рассказ воспитателя о том, что изображено на слайдах. Чтение детьми стихов, пословиц и поговорок по данной теме.

Это не просто древо –

Жизни дерево растет!

Ветка вправо, ветка влево –

Получился род.

Корни – это наши предки,

Мама с папой – это ветки,

Ну, а мы с тобой

Зашумим листвой.

Древо слева, древо справа

Тянут ветки на восход –

Получается держава,

Получается народ.

– Откуда же мы все родом – и вы, и ваши родители, и предки, и знакомые, и друзья?

Все мы родом из огромной страны, имя которой – Россия!

Но ведь мы тоже маленькая семья. Давайте обнимемся и прижмёмся, чтобы почувствовать любовь и  тепло друг друга.

-Ребята, путешествие заканчивается и нам пора возвращаться. Машина времени перенесёт нас в детский сад, начинаем счёт от 0 до 10. Вот мы и дома...

Ребята делятся своими впечатлениями)))


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМЬЯ

Слайд 3

Дерево растёт, цветёт Пока корень жизнь даёт, Так и древо родословной Крепче то, кто корни помнит.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древние славяне почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. Белая береза всегда была связана с весенним церковным праздником – Троица. Девушки украшали березу лентами, водили хороводы, плели венки. На праздник украшали березовыми ветками дома и церкви.

Слайд 5

Помним, почитаем!

Слайд 6

Это не просто древо- Жизни дерево растёт! Ветка вправо, ветка влево- Получился род. Корни- это наши предки, Мама с папой это ветки, Ну, а мы с тобой Зашумим листвой. Древо слева, древо справа Тянут ветки на восход- Получается держава, Получается народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект «Моя родословная»

Детско-родительский проект«Моя родословная»...

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, пот...

Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения

в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...

Детско-родительский образовательный проект "Моя родословная"

Разработка проекта "Моя родословная" включает в себя несколько направлений:взаимодействие детей и родителей;взаимодействие воспитателя и детей;взаимодействие воспитателя и родителей.Результат проекта ...

Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы

Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

.Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, по...

Детско-родительский проект «Моя семья. Родословное древо»

Проект знакомит детей с семьей, как с явлением общественной жизни, её назначением и особенностями на достигнутом их понимании уровне. В ходе работы над проектом дети отвечают на проблемные вопросы, за...