: «Ходит осень по дорожке…»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Бердова Ольга Иннокентьевна

Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы и поговорки;

 Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой;

Развивать интерес к закономерностям в живой природе;

Воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы и поговорки;

 Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой;

Развивать интерес к закономерностям в живой природе;

Воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_doo.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 22 СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

на тему:

«Зимушка – зима»

Воспитатель

Бердова О.И.

ст.Кавказская

2014г.

                               

Тема: «Зимушка - зима».

Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.               Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательная:

Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову.

Развивающая:

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать навыки художественного творчества, и воображение детей.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Словарная работа: изморось, наст, гололед, оттепель.

Оборудование: мультимедийный проектор,   проекционный экран, ноутбук, музыкальный центр, презентация на тему «Зимние явления в природе».

Материалы: запись музыки П. И. Чайковского «Времена года», фонограмма скрипа снега. Тарелочка со льдом, цветные льдинки, формочки, голубые и белые листы бумаги, белая гуашь, тонкие кисточки, ватные палочки, свечи, баночки с водой, салфетки.

Место проведения: музыкальный зал, оформленный в виде зимнего леса.

                                                        Ход НОД:

Воспитатель: Мы с вами, ребята, живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство. Мы все любим любоваться красотой зимних явлений. Ребята , а какие зимние явления вы знаете.

Ответы детей: Снегопад, гололед, метель, вьюга, оттепель, изморозь, иней.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в зимний, сказочный лес и посмотреть на чудеса,  которые зима творит в природе. А поможет нам в этом волшебная снежинка. Давайте подуем на нее сильнее и закроем глаза.

Дети дуют на снежинку и закрывают глаза. Звучит запись музыки «Зимняя сказка». В это время открывается занавес и ребята оказываются на «зимней опушке леса».  

Воспитатель: Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, какая красота! Вспомните, ребята, как пишут о красоте зимы русские поэты?

Показ презентации «Зимние явления в природе».

(слайд 2)

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

 (Отрывок стихотворения И. Сурикова.)

(Слайды3-8).

Воспитатель: Какие зимние явления природы мы видим?

Ответы детей: Мы видим снегопад, метель, вьюгу, иней.

Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?

Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен ли снег растениям? Почему снежный покров сравнивают с одеялом?

Ответы детей: Под снегом растениям теплее и им не страшен сильный мороз, поэтому снежный покров сравнивают с одеялом.

Воспитатель: Ребята, а какую народную примету мы знаем об этом.

Ответы детей: «Много снега – много хлеба»

Воспитатель: Давайте, ребята,  вспомним стихотворение С.Пшеничных «О чем поет снег», которое мы учили.

Снег искрится, кружит, метет,

Тихим голосом песню поет,

Укрывает поля одеялом:

- Спи, земля, ты, наверно, устала –

Щедрым осенью был урожай!

Спи теперь до весны, отдыхай.

Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайды9-10). На крышах и деревьях  появляются сосульки (слайды11-12). Такое состояние погоды называется оттепель. Какую народную примету вы знаете?

Ответы детей: «День начинается туманом – быть оттепели».

 (Слайд 13).

Воспитатель:  А как называется мелкий дождик?

Ответы детей: Мелкий дождик называется изморозь.

Воспитатель: Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней. Тогда природа становится необычайно красивой. Расскажите, ребята, а какие народные приметы об этом природном явлении вы знаете?

Ответы детей: «Если ночью был иней – днем снега не жди».

«Иней на деревья – к морозу»

(Слайд 14).

По ходу обсуждения звучит спокойная музыка,  и показываются на экране картинки.

Воспитатель: А сейчас  мы с вами отправимся в самую глубину леса. Ребята, послушайте, к нам кто-то идет (слышится фонограмма скрипа снега под ногами). Да это снеговик, которого мы с вами слепили прошлую зиму.

(Слайд 15-16)

Дети здороваются со снеговиком.

Снеговик: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости, в мой сказочный лес. Приглашаю вас в мою зимнюю лабораторию, в ней вы познакомитесь с чудесами, которые происходят в природе зимой.

Снеговик: Ребята, а как вы думаете, из чего я сделан?

Ответы детей: Из снега.

Воспитатель: А хочешь, снеговик, ребята тебе расскажут все, что они знают о снеге.

Снеговик: Конечно хочу.  Сначала расскажите мне ,что  будет происходить со снегом в тёплом помещении?   Какой становится снег?

Ответы детей: Снег становится влажным, липким.

Снеговик: Что можно сделать с таким снегом?

Ответы детей: Можно скатать комочек, налепить снежков, построить крепость, слепить снеговика.

Снеговик: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?

Ответы детей: Снег тает в руках.

Снеговик: Что произойдёт со снегом, спустя некоторое время?

Ответы детей: Снег превратится в воду .

Снеговик: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?

Ответы детей: Вода замёрзнет и превратится в лёд.

Снеговик: Ребята, посмотрите, а снег у меня в тарелочках уже  превратился в воду. Ребята , а почему она такая грязная, ведь снег был такой чистый и белоснежный?

Ответы детей: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов.

Воспитатель: А можно ли пить талую воду?( Нет) Давайте аккуратно выльем воду в формочки.

Дети сливают воду в приготовленные формочки.

(Помощник воспитателя уносит формочки с водой).

Воспитатель: Когда мы вернёмся из сказочного леса и отправимся на прогулку, как вы думаете, что произойдет с водой на морозе?

Ответы детей: Вода на морозе превратится в лед.

Воспитатель: Ребята, давайте порадуем снеговика подарками, которые мы с вами приготовили для него. Расскажите стихотворение, которое мы выучили про него.(Дети рассказывают стихотворение)

    Бравый снеговик.

Снеговик ты, снеговик

С детства к холоду привык.

Ты надел кастрюлю ловко,

Из углей твои глаза,

Нос твой красная морковка

Твоя гордость и краса.

Снеговик ты, снеговик

С детства к холоду привык.

Воспитатель: Снеговик, мы с ребятами приготовили для тебя цветные льдинки, чтобы ты украсил свой сугроб, в котором ты живешь в лесу. Ребята сейчас научат  тебя их делать. (Дети рассказывают и показывают снеговику, как они делали цветные льдинки). Вот теперь, когда вода в формочках замерзнет и превратится в цветные льдинки, ты сможешь украсить ими свою новогоднюю елочку.

Снеговик: Ой, ребята, а я и не знал, что лед можно сделать разноцветным. Спасибо, что вы меня научили делать такие замечательные льдинки.

Снеговик благодарит детей за подарки .

Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдём дальше по волшебному лесу и выйдем на полянку художников, которые разукрашивают лес по временам года. Сейчас на этой полянке, творят чудеса зимние художники. Давайте им поможем создать различные зимние явления.

Дети располагаются за столами, на которых лежат листы голубой и белой бумаги, кисточки, ватные палочки, свечи, белая гуашь и по желанию рисуют иней на ветках, метель, снегопад, используя нетрадиционные техники рисования (рисование свечей, тычком ватной палочкой, тычком бумажным тампоном).

Воспитатель: Ребята, что у нас с вами получилось?

Ответы детей: Красивые зимние пейзажи.

Воспитатель: Да, ребята, зима тем и хороша , что каждое зимнее явление прекрасно по своему. Во время снегопада снежинки кружатся в хороводе, как бы танцуют под музыку ветра. Когда иней покрывает деревья, они становятся необычайно красивые, как в сказке. Во время оттепели все вокруг блестит и переливается в лучах солнца. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Замечательную прогулку мы с вами провели в лесу.

Дети благодарят снеговика за интересную прогулку. Снеговик прощается с детьми и обещает прийти к ним на Новогодний праздник.

Звучит музыка «Зимняя сказка», дети возвращаются в группу.

Воспитатель: Давайте поговорим о том, что мы видели в лесу, какие явления природы?

Ответы детей: Вьюга, метель, иней, оттепель.

Воспитатель: А что делали у Снеговика в лаборатории?

Ответы детей: Помогли снеговику сделать цветные льдинки. Познакомились со свойствами снега.

Воспитатель: А чем мы занимались на полянке художников?

Ответы детей: Рисовали различные зимние явления.

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

Ответы детей: Очень понравилась.

Воспитатель: Следующая наша прогулка будет в сказочный лес весной.

Используемая литература:

1.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду».

2.Волчкова В.Н. «Экология. Конспекты занятий в старшей группе детского сада».

3. Иванова А. И. «Экологические наблюдения в детском саду».

Приложение:

Презентация к занятию на тему «Зимние явления в природе» на 16 слайдах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ходит осень по дорожке

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе детского сада...

Тема занятия "Ходит осень по дорожке"

Тема занятия «ХодитЦели: « учить детей отвечать на вопросы осень по дорожке», с помощью воспитателя пересказывать небольшие рассказы (придумывать конец рассказа), развивать диалог;- учить детей ...

Конспект занятия «Ходит осень по дорожке»

Занятие "Ходит осень по дорожке" для первой младшей группы направлено на развитие умения общения детей со взрослыми и сверстниками, наблюдения за сезонными изменениями, представления о красоте окружаю...

Конспект открытого занятия "Ходит осень по дорожкам". "Вот художник, так художник, смело в руки краски взял, осень нам нарисовал!.."

Конспект открытого занятия На тему«Ходит осень по дорожке»  Провела:воспитатель 1-ой мл. группыЗубкова Алла Гаяровна.Задачи:1.     дать элементарные представления о ...

Сценарий осеннего развлечения для первой детей младшей группы. «Ходит Осень по дорожке»

Развлечение для детей первой младшей группы "Ходит осень по дорожке"...

сценарий осеннего праздника для средней группы"Ходит осень по дорожкам"

Данный сценарий разработан для формирования понятия у детей о времени года "Осень" , что происходит с природой осенью,как меняется природа в этот период. Для развития позитивного настроя и д...