«Познание» Формирование целостной картины мира Тема: «Кузовок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Киселева Марина Викторовна

 

Цели:

образовательные:

знакомство с грибами; различение съедобных и ядовитых грибов; знакомство со сказками и пословицами о грибах;

коррекционные:

расширение и активизация словаря по теме занятия; расширение мышления; развитие мелкой моторики;

воспитательные:

воспитание бережного, не потребительского отношения к природе; знакомство с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzovok.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Познание» Формирование целостной картины мира

Тема: «Кузовок»

Интеграция образовательных областей:

 «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка», «Социализация»

Цели:

образовательные:

знакомство с грибами; различение съедобных и ядовитых грибов; знакомство со сказками и пословицами о грибах;

коррекционные:

расширение и активизация словаря по теме занятия; расширение мышления; развитие мелкой моторики;

воспитательные:

воспитание бережного, не потребительского отношения к природе; знакомство с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Оборудование:

картинки с изображением грибов, фотографии, силуэтные изображения съедобных и ядовитых грибов, игрушка белочка.

 Ход ООД:

Воспитатель:

Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во стократ.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!

Дети:
Это гриб.

Воспитатель:

Какие слова загадки подсказывали вам отгадку?

Дети:

Стоит на крепкой ножке.

В листьях у дорожки.

Похож на зонтик, но меньше во много раз.

Радуется дождю, теплу и грозе.

Воспитатель:

Недаром и в пословицах сказано: «Будет дождь – будет и гриб».

«Начнётся дождик редкий – готовь кузовок крепкий».

В какое время года бывает больше всего грибов?
Дети:
Осенью.

Воспитатель:
Правильно!  

И про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами».

В загадке говорится, что гриб похож на зонтик.

Послушайте сказку Т. Николаева «Замечательный зонтик» про приключения колобка.

Подарила Бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зелёный в белую ромашку.

Пошел Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг кто знакомый встретится – будет, чем похвастаться. Взял Колобок ещё корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?

Идет Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное, о зонтике поют, восхищаются,» – думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, – думает Колобок. – Вот бы ещё Волка встретить, а то и Лису…»

Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И – забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро – Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь ни почем. Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот ужё снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмотрелся Колобок и – трах – бабах! – сам в одну сторону, корзина в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, на тропинке камень – не камень, пенёк – не пенёк, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик, разберусь», – подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? И вдруг почувствовал, будто, его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут ещё кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.

– Кто это вздыхает тут?

-Я, гриб – Боровик, Боровик-колосовик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы, народ сильный!

Гриб-Боровик Колобку знаком. С Бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из боровиков! А вот почему колосовик?

– Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.

Боровик-колосовик ещё что-то говорил, да Колобок уже его не слышал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромкой по краю. Но что это? Рядом ещё зонтик. Ещё. Малиновые, желтые, лиловые, даже красный в белую горошину!

Скатился Колобок на землю – и к зонтикам. А какой из них его – забыл. «Возьму-ка красный в белую горошину», – думает.

– Я не зонтик. Я – гриб-Мухомор. А это моя соседка – Бледная Поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!

– И мы не зонтики! – закричали остальные. – Мы сестрички – разноцветные Сыроежки. А мы – летние Опенки! А я – Шампиньон. Всех нас можешь смело класть в корзину на жаркое.

Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тонкий голосок:

– А я – зонтик. Пестрый зонтик. Съедобный!

Подбежал Колобок к зонтику: светло – коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул Колобок рукой и сел на траву. Горевать. На зелёную траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! И небо над ним – зелёное в белую ромашку. Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы ещё корзинку! А её и искать не надо. Стоит она рядом, на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце…на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых, розовых, золотых, рыжих. Блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзинку с белого блюдца и слышит:

– Верно. Не блюдце я, а гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы – самые вкусные!

– Нет, мы! – закричали рыжие грибы – блюдца. – Нас, Рыжиков, хоть соли, хоть жарь!

– И что спорят? – засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.

Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!»

Слушал-слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик сразу же превратился в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзину через плечо.

Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его Бабушка не подарила, если бы Колобок не пошел этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не получилось. Вот так.

Дети, какие же грибы нашёл колобок?

Дети:

Белый гриб  Боровик.

Гриб  Мухомор.

Бледная поганка.

Сыроежки.

Опенки.

Шампиньон.

Груздь.

Подосиновики.

Волнушки.

Воспитатель показывает иллюстрации к грибам.

Воспитатель:

Кто из  вас ходил в лес собирать грибы?

Помните, что не каждый гриб в кузовок кладут, а почему?

Дети:

Есть грибы ядовитые.

Воспитатель:

Почему же они ядовитые?

Дети:

В них есть яд, который может вызвать отравление.

Воспитатель:

Правильно, дети, собирать грибы нужно только те, которые вы хорошо знаете.

Послушайте загадку.

Похож  этот гриб на божью коровку,

Да пятнышки не те.

Дети:

Мухомор.

Воспитатель:

Правильно.

Мухомор красен, да для здоровья опасен.

А сейчас нас ждёт игра «Кузовок»

Дети, ваша задача – сходить в лесок и наполнить кузовок грибами. Будьте внимательны! Не трогайте ядовитые грибы! Принесите из лесу только по одному съедобному грибу и назовите его.

(Звучит музыка, дети идут в лес и собирают силуэты грибов – маслята, опята, лисички, подосиновики, сыроежки, подберёзовики, белые)

Воспитатель:

Давайте, дети, посмотрим на оставшиеся в лесу грибы и объясним, почему вы их не взяли.

Дети:

Остались грибы не съедобные, ядовитые.

Воспитатель:

Молодцы, дети.

Все грибы перечислять долго. Богаты наши леса, они охотно делятся с нами своими богатствами. Ведите себя в лесу скромно и вежливо, тогда он одарит и вас, и других людей.

А теперь конкурс загадок.

Появляется белка.

Белка:

Здравствуйте, дети, вы любите отгадывать загадки?

Дети:

Здравствуй, белка, мы любим загадки.

Белка:

Тогда слушайте внимательно.

Весь Антошка –

Шляпка да ножка.

Дождь поёдёт –

Он подрастёт.

Дети:

Гриб.

Белка:

Молодцы!

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети:

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Дети:

Опята.

Белка:

Правильно!

Глубоко был спрятан он,

Раз – два – три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду.

Дети:

Боровик.

Белка:

Молодцы!

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я…

Дети:

Подосиновик.

Белка:

Дети, как хорошо, вы, знаете грибы, молодцы!

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный.

Дети:

Мухомор.

Белка:

Спасибо, вам, дети, вы отгадали все загадки! До свидания!

За это получите орешки.

Дети:

Спасибо и до свидания!

Воспитатель:

Дети, что нового и интересного вы сегодня узнали?

Какую новую сказку вы услышали?

Что вам понравилось больше всего и почему?

Литература:

Анжелика Никитина

Занятия с детьми 5 – 6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. – СПб.: КАРО, 2011

Николаева С.Н.

Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010

Николаева С.Н.

Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами.- М.: Издательство ГНОМ, 2011

«Познание»

Формирование целостной картины мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание. (формирование целостной картины мира) Проект. Тема: "ЁЖ"

Методический материал по ознакомлению с окружающим и развитию речи детей саршего дошкольного возраста....

Конспект непосредсвенно-образовательной деятельности. Образовательная область "Познание"(формирование целостной картины мира). Тема Дары осени.

конспект Непосредственно-образовательной деятельности О.О.Познание(формирование целостной картины мира) составлен в соответствии с ФГТ.В нем дается  интеграция образовательных областей. В результ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Познание" (формирование целостной картины мира). Тема: "Ушки, ручки, нос - друзья, нам без них никак нельзя".

1 Использование здоровье зберегающих технологий2 Организация предметно-развивающей среды в групповом помещении, обеспечивающая физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников в групп...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по направлениям «Познавательная деятельность» /область «Познание» - формирование целостной картины мира/ и «Художественно-эстетическое развитие» /область «Художественное творчество» - л

Программное содержание:Образовательные задачи:-продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем,-развивать умение отгадывать загадки,-побуждать детей давать развернутые ответ...

Познание (формирование целостной картины мира) на тему «Весна пришла» в подготовительной к школе группе

Работу с дошкольниками  по развитию связной речи  направляю  на развитие интеллектуальной активности,  формирование коммуникативных навыков, культуры общен...