Проект "Пернатые гости"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

проект  "Пернатые гости"

 По закреплению лексического материала по теме.

Цель: систематизация , богащение представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №72 г.Томск

Проект

«Пернатые гости»

Участники проекта :

Педагоги  Беззубенко С.Н., Земская М.В., Прокопьева Т.В.

Пояснительная записка

Проект « Пернатые гости ».

Актуальность проекта: Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важных факторов образования и воспитания детей. Общаясь с ней, дети узнают окружающий мир, в котором живут.

 Гипотеза: Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Цель : развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

 Вид проекта: исследовательно-творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети, воспитатели, родители .

Возраст детей – 5-7лет

Сроки реализации: с10.2013 по 04.2014г.- долгосрочный проект.

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; Цели: формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;

Развивать интерес к жизни птиц;

Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддерживать, создавать  для них нужные условия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.

 (Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.)

2.      Упражнять в подборе существительных к прилагательным и т.д.

          Учить отгадывать загадки, построенных на описании и сравнении, познакомить         с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта. Задачи: уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц. Ознакомление с художественной литературой, участие детей в театрализованных постановках.

Коррекционно-развивающие: совершенствование моторных функций, речевого дыхания, зрительно-моторных координаций, совершенствование ВПФ (памяти, мышления, внимания и т.д)

Воспитательные:

1.Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

2.Формировать самостоятельность , инициативность, доброжелательность.

Методическая работа по проекту: формирование  потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста, разработка планов-конспектов , подбор  материала.

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Взаимодействие с родителями:

Участие  в создании детской книжки, фотоальбома, творческих работ, сочинение собственных стихов.

Участие в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая»

Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках  т.к. « Серая шейка», «Два петуха», «Петушок», «Полянка», и др.  в изготовлении атрибутов и элементов костюмов .

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации;

- беседы;

- выставки рисунков и поделок; фотографий.

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов; прослушивание музыкальных произведений.

- викторина;

- консультации.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

- интеграция со специалистами детского сада (муз.руководитель, инструктор по физ.воспитанию, руководитель изо, хореограф, педагог дополнительного образования «Живые нотки», психолог).

Предметно-развивающая среда:

Дидактический материал:

С.Вохринцева  «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.

Разрезные картинки.

Методическая литература.

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

М.В.Трофимова. И учёба и игра…

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры: лото «Птицы», разрезные картинки, «Найди 5 отличий», «Узнай и назови 2х одинаковых птиц»,

Дидактические игры:

«Кто где живёт», «Зимующие и перелётные птицы»,

 «Летает, плавает, бежит», «Откуда птица прилетела?»

 «Чей клюв?», «Узнай по следу»

Подвижные игры на площадке:

«Найди пару» ,«Пчёлки и ласточки» ,«Лётал, лётал воробей»

 «Зайди в свой домик», «Сова» ,«Пингвины на льдине», «Стая

 «Лягушки и цапли», «Кукушка»        

Социальное –коммуникативно развитие

Тематические  занятия по теме: «Птицы нашего края», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Птицы-диковинки» и .т д.

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Составление фотоальбома «Птицы нашего края».

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели».

 Совместное участие детей и родителей в литературном конкурсе  «Птичья викторина» (стихи , загадки, сказки).

Правила поведения на  природе.

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.                

Подкормка птиц. «Вкусняшки для птиц».

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.        

Познавательное развитие

Рассматривание альбомов: «Всё о птицах», «Красная книга», «Хищные птицы».

Беседы о пользе птиц в природе, о том , что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.

Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов…

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы», сказка «Серая шейка».

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Рассматривание энциклопедий.                

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

И.Белоусов. «Весенняя гостья»

А.Яншин «Покормите птиц»

Т.Волжина. «Где чей дом?»

Е.Благинина. «Стрижи»

Стих-ие к репродукции В.Бакшеева «Голубая весна»

Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел»

Русск.нар сказки «Заяц—хвастун», Кукушка»

Заучивание стихотворений про птиц.

Детская продуктивная (изобразительная) деятельность        

Аппликация: «Петушок», «Снегири и синичка»,»Сказочная птица», «Цыпленок».

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Конструирование

«Журавлик» из бумаги,

Рисование: «Снегири», «Птичий двор»

 «Отлёт птиц»

Лепка.

 «Птички—свистульки», «Снегирь и рябинка»

Игровая ситуация «Клён и птицы»,

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью? зимой? весной?

Наблюдение и сравнение следов на снегу .Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.

-Хорошо ли они заметны на дереве?        

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.        

Итоговое мероприятие-  викторина, театральная постановка «Серая шейка». Презентация проекта «Подкормите птиц»» на  методическом объединении. Показ видеоматериала по проекту.

-

Заключение.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми во время прогулки. Перед нами, как педагогами, стояла задача воспитания у детей бережного, ответственного отношения к природе. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важных факторов образования и воспитания детей. Общаясь с ней, дети узнают окружающий мир, в котором живут. Дети каждое утро сами выносили корм, наблюдали за птицами, которые прилетали к нашим кормушкам и делились своими впечатлениями. Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение. В реализации проектной деятельности дети научились: - видеть проблемы; - задавать вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определения понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперимент;-  делать выводы и умозаключения ;- доказывать и защищать свои идеи; - сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять в виде рисунков, фотоальбомов, поделок, и т.д. Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Дети усвоили  всё прочно и надолго, когда услышали, видели и делали  сами.

Ежедневные наблюдения на прогулке расширяли представления детей о мире природы, людей, обогащали детские эстетические представления. Наблюдение – один из главных компонентов прогулки.

В прилагаемых материалах видно, что мы использовали наблюдение, как способ познания мира птиц. Мы ставили цель наблюдения, планировали его ход, делали выводы. На протяжении всего времени прогулки мы уточняли, закрепляли данные, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений, знаний.

 Чтобы сделать наблюдения яркими, интересными, содержательными мы использовали стихотворные тексты, загадки, приметы, пословицы и поговорки, которые воспринимались детьми с большим интересом, обогащали их словарный запас. Чтобы продлить интерес детей к наблюдению за птицами мы привлекали их к активным высказываниям, воспитывали стремление помочь бедным птичкам зимою.

Также знания детей о птицах мы использовали на занятиях по математике (считали, придумывали задачи), на занятиях по развитию речи (пальчиковая гимнастика, скороговорки, стихи, речевые игры).

Мы считаем, что цель: «Гармоничное существование с природой»  достигнута.

Творческая гостиная :

1.Отчет.

2.Фотоальбом.

3.Видеоматериал (презентация).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») «КАК ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ И КАК САМИМ БЫТЬ ГОСТЕМ? ОБ ЭТОМ ОБО ВСЕМ У ЗНАТОКОВ МЫ СПРОСИМ»

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Тренинг для детей старшей и подготовительной групп "Мы в гости, к нам гости"

Данный тренинг поможет в игровой форме познакомить детей с правилами поведения в гостях, закрепить эти знания на практике....

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...