Интегрированное занятие " Я живу в России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ольга Тихонова

 

Муниципальное образовательное учреждение

МДОУ "Сказка" г.Бронницы

 

 

 

 

 

 

Интегрированное занятие в старшей группе

 

 

 по теме: «Я живу в России»

 

 

 

 

 

 

 

Провела: Тихонова О.В.

 

 

 

 

2015г.

 

 

 

 

 Программное содержание:

 

Образовательные:

 

Углублять и уточнять представления о России.

Расширять представления о родном крае.

 

Развивающие:

 

Развитие интереса к истории России, литературному наследию.

Развитие   внимания, памяти, воли.

 

Обогащение словаря: большая и малая родина; Рождество, Пасха, Масленица.

 

Воспитательные:

 

Воспитывать любовь к большой и малой родине.

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься и играть сообща.

 

Материал: глобус, лукошко, лапти, матрёшка, берёзка, стол с самоваром, магнитофон и аудиозапись: песня «Родные места», « Россия», « Во поле берёза стояла!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1. Орг. момент:

По русскому обычаю воспитатель в русском костюме вносит хлеб( каравай)

Встречает- детей и гостей.

- Здравствуйте гости дорогие!

- Милости просим!

- Хлеб вам и соль.

-Каравай вам подношу

-И принять его прошу.

( кладёт на стол)

(Читает стих-ние)

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод,

И первый Кремль и город новый,

Что строил русский наш народ,

Под первою стеной сосновой.

Воспитатель-хозяйка: Ребята, о чем написал поэт в своем стихотворении? Ответы детей.

Русские люди очень гостеприимные и я приглашаю вас ко мне в гости.

/ Дети входят в зал садятся на стульчики/

Хозяйка: Наша изба ровно тепла,

На дворе капель, так и у нас тепель.

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – обо всём тужить.

Дом вести – не лапти плести.

Хозяйка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает,

Одним одна за всех отвечает.

Рассаживайтесь поудобней будем беседу вести.

Послушайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все и млад, и стар,

Что она большущий шар!!!

/ЗЕМЛЯ/

ПОКАЗЫВАЕТ ГЛОБУС.

-  Это модель планеты Земля – глобус. Земля – голубая планета, так как большую часть на ней занимают реки, моря, океаны.

- На планете Земля живёт много людей. Каждый живёт в своей стране.

- Как называется страна, в которой мы живём? /Россия/

- Назовите главный город  России.

- Правильно главный город России - Москва. Москва – столица нашей родины. В этом городе находится правительство государства, президент страны –В.В.Путин.

- Дети, а какими словами вам хотелось бы называть нашу родину?/большая, необъятная, огромная, красивая, непобедимая, любимая, родная/

- Русские люди ласково называют Россию «Россия – матушка», потому что она нас вырастила, выкормила, воспитала, выучила русскому языку и как мать, защищает и оберегает нас.

 Народ придумал много фраз и пословиц о Родине.

-Какие пословицы вы знаете?

1. Родина любимая – мать родная.

2. Человек без Родины – что соловей без песни.

3. Одна у человека мать – одна у него и Родина.

4. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

-Издавна Россию называют Русью. Что такое Русь?

Рассказ:

РУСЬ

Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия... Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь - он и зацвел!" - "На Русь?" - ахнул я. - "На Русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое Русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора... Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!

(С. Романовский, "Марфа и Мария").

- Какие праздники отмечают на Руси с древних времён?

/Рождество, Пасха, Масленица/

( Корзинка в которой находятся лапти,матрёшка)

Хозяйка задаёт вопросы и показывает.

-Как называется корзинка в России? /лукошко/

- Какую обувь носили русские крестьяне? /лапти/

-Какой сувенир считается символом России?/матрёшка/

- Какие блюда русской кухни вы знаете?/Щи да каша пища наша!/

Стихотворение читает ребенок:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!            

Вижу горы и долины

Вижу реки и моря-

Это русские картины

Это родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка –

Это Родина моя!

/аудиозапись «О России», на фоне музыки/

Хозяйка:- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той!

- Но есть у каждого человека, то место где он живёт./отключить фоногр./

- А где живете вы?( ответы детей)

 - Посмотрите, к нам в детский сад заглянуло солнышко.

( обращается к солнышку)

Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?

Каждый, шепчет солнышко, хорош

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растёшь

Там, дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей

Родина!  Она всего милей!

 

Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!

Слышишь голос соловья –………………….(произносят дети)

Видишь звёздочки Кремля -………………...

Детский сад, где все друзья -……………….

Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,

И в лесу смородина – это тоже Родина!!!

- Дети любят играть в русские народные игры, давайте и мы поиграем в русскую народную игру.

Игра «Гори, гори ясно!»

-В России самые большие леса на Земле. Кто из вас знает, какое дерево является символом России? Конечно, же, это берёза. Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная. С любовью воспевал народ природу родной земли, и конечно русские красавицы берёзки.

Подходит к березе.

Берёза моя берёзонька,

Берёза моя белая!

Стоишь ты берёзонька,

Посередь долинушки ,

На тебе берёзонька

Листочки зелёные,

Под тобой берёзонька

Трава шелковая.

ХОРОВОД «Во поле береза стояла»

-Дети! берегите и любите свою родину, свой родной край, родную природу!!!

Дети читают стихи.

Берегите Россию

Нет России другой

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе                        

И родное оконце

В позабытом селе!

Нашей правдой и силой

Всею нашей судьбой

Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите Россию

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть!

                      РОДИНА

 Если скажут слово «Родина»,

 Сразу в памяти встает

 Старый дом, в саду смородина,

 Толстый тополь у ворот.

 У реки березка – скромница

 И ромашковый бугор…

 А другим, наверно, вспомнится

 Свой родной московский двор.           

 В лужах первые кораблики,

 Над скакалкой топот ног

 И большой соседней фабрики

 Громкий радостный гудок.

 Или степь от маков красная,

 Золотая целина…

 Родина бывает разная,

 Но у всех она одна! 

-О чем мы с вами сегодня говорили? / ответы/

Звучит песня « Россия» аудиозапись.   

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите ?

                 Аль гулять вы не хотите?

                  Засиделись, чай с утра?

                 Уж за стол нам всем пора!

                Проходите не стесняйтесь,

                Добрым хлебом угощайтесь!

Идут в группу , угощение пирогом( караваем).      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_zhivu_v_rossii.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Начальная школа – д/сад № 43

Интегрированное занятие в старшей группе

 по теме: «Я живу в России»

Провела: Тихонова О.В.

2012г.

 Программное содержание:

Образовательные:

Углублять и уточнять представления о России.

Расширять представления о родном крае.

Развивающие:

Развитие интереса к истории России, литературному наследию.

Развитие   внимания, памяти, воли.

Обогащение словаря: большая и малая родина; Рождество, Пасха, Масленица.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к большой и малой родине.

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься и играть сообща.

Материал: глобус, лукошко, лапти, матрёшка, берёзка, стол с самоваром, магнитофон и аудиозапись: песня «Родные места», « Россия», « Во поле берёза стояла!»

Ход занятия:

1. Орг. момент:

По русскому обычаю воспитатель в русском костюме вносит хлеб( каравай)

Встречает- детей и гостей.

- Здравствуйте гости дорогие!

- Милости просим!

- Хлеб вам и соль.

-Каравай вам подношу

-И принять его прошу.

( кладёт на стол)

(Читает стих-ние)

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод,

И первый Кремль и город новый,

Что строил русский наш народ,

Под первою стеной сосновой.

Воспитатель-хозяйка: Ребята, о чем написал поэт в своем стихотворении? Ответы детей.

Русские люди очень гостеприимные и я приглашаю вас ко мне в гости.

/ Дети входят в зал садятся на стульчики/

Хозяйка: Наша изба ровно тепла,

На дворе капель, так и у нас тепель.

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – обо всём тужить.

Дом вести – не лапти плести.

Хозяйка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает,

Одним одна за всех отвечает.

Рассаживайтесь поудобней будем беседу вести.

Послушайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все и млад, и стар,

Что она большущий шар!!!

/ЗЕМЛЯ/

ПОКАЗЫВАЕТ ГЛОБУС.

-  Это модель планеты Земля – глобус. Земля – голубая планета, так как большую часть на ней занимают реки, моря, океаны.

- На планете Земля живёт много людей. Каждый живёт в своей стране.

- Как называется страна, в которой мы живём? /Россия/

- Назовите главный город  России.

- Правильно главный город России - Москва. Москва – столица нашей родины. В этом городе находится правительство государства, президент страны –В.В.Путин.

- Дети, а какими словами вам хотелось бы называть нашу родину?/большая, необъятная, огромная, красивая, непобедимая, любимая, родная/

- Русские люди ласково называют Россию «Россия – матушка», потому что она нас вырастила, выкормила, воспитала, выучила русскому языку и как мать, защищает и оберегает нас.

 Народ придумал много фраз и пословиц о Родине.

-Какие пословицы вы знаете?

1. Родина любимая – мать родная.

2. Человек без Родины – что соловей без песни.

3. Одна у человека мать – одна у него и Родина.

4. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

-Издавна Россию называют Русью. Что такое Русь?

Рассказ:

РУСЬ

Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия... Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь - он и зацвел!" - "На Русь?" - ахнул я. - "На Русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое Русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора... Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!

(С. Романовский, "Марфа и Мария").

- Какие праздники отмечают на Руси с древних времён?

/Рождество, Пасха, Масленица/

( Корзинка в которой находятся лапти,матрёшка)

Хозяйка задаёт вопросы и показывает.

-Как называется корзинка в России? /лукошко/

- Какую обувь носили русские крестьяне? /лапти/

-Какой сувенир считается символом России?/матрёшка/

- Какие блюда русской кухни вы знаете?/Щи да каша пища наша!/

Стихотворение читает ребенок:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!            

Вижу горы и долины

Вижу реки и моря-

Это русские картины

Это родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка –

Это Родина моя!

/аудиозапись «О России», на фоне музыки/

Хозяйка:- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той!

- Но есть у каждого человека, то место где он живёт./отключить фоногр./

- А где живете вы?( ответы детей)

 - Посмотрите, к нам в детский сад заглянуло солнышко.

( обращается к солнышку)

Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?

Каждый, шепчет солнышко, хорош

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растёшь

Там, дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей

Родина!  Она всего милей!

Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!

Слышишь голос соловья –………………….(произносят дети)

Видишь звёздочки Кремля -………………...

Детский сад, где все друзья -……………….

Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,

И в лесу смородина – это тоже Родина!!!

- Дети любят играть в русские народные игры, давайте и мы поиграем в русскую народную игру.

Игра «Гори, гори ясно!»

-В России самые большие леса на Земле. Кто из вас знает, какое дерево является символом России? Конечно, же, это берёза. Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная. С любовью воспевал народ природу родной земли, и конечно русские красавицы берёзки.

Подходит к березе.

Берёза моя берёзонька,

Берёза моя белая!

Стоишь ты берёзонька,

Посередь долинушки ,

На тебе берёзонька

Листочки зелёные,

Под тобой берёзонька

Трава шелковая.

ХОРОВОД «Во поле береза стояла»

-Дети! берегите и любите свою родину, свой родной край, родную природу!!!

Дети читают стихи.

Берегите Россию

Нет России другой

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе                        

И родное оконце

В позабытом селе!

Нашей правдой и силой

Всею нашей судьбой

Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите Россию

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть!

                      РОДИНА

 Если скажут слово «Родина»,

 Сразу в памяти встает

 Старый дом, в саду смородина,

 Толстый тополь у ворот.

 У реки березка – скромница

 И ромашковый бугор…

 А другим, наверно, вспомнится

 Свой родной московский двор.            

 В лужах первые кораблики,

 Над скакалкой топот ног

 И большой соседней фабрики

 Громкий радостный гудок.

 Или степь от маков красная,

 Золотая целина…

 Родина бывает разная,

 Но у всех она одна!  

-О чем мы с вами сегодня говорили? / ответы/

Звучит песня « Россия» аудиозапись.    

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите ?

                 Аль гулять вы не хотите?

                  Засиделись, чай с утра?

                 Уж за стол нам всем пора!

                Проходите не стесняйтесь,

                Добрым хлебом угощайтесь!

Идут в группу , угощение пирогом( караваем).      

Наблюдение у окна.  Вос-ль: - Посмотрите, какая замечательная сегодня погода! Светит солнце, весело чирикают воробьи, на небе ни одного облачка. А снег какой, ребята! Снег на солнце что делает? …(сверкает, искрится, переливается, блестит). Я очень люблю это прекрасное время года – зиму. А вы ребята, любите зиму? Почему вам нравится зима? (ответы детей). Да, красиво зимой у нас на малой родине. Ребята, а кто знает, что такое малая родина? (рассуждения детей).

 Место, где родился человек -  город, село, деревню - называют малой родиной. У каждого из вас есть малая родина – это тамбовщина. Все вы родились на тамбовской земле, здесь проходит ваше детство.  В каких бы дальних городах и странах вы ни жили, всегда с тёплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину. А многие из вас навсегда останутся здесь жить, получат образование, будут работать, чтобы наша  тамбовская земля становилась с каждым днём всё краше.

Работа у экологического панно. У каждого человека есть ещё одна Родина – это наша огромная страна Россия, в которой мы с вами живём. Большая Родина – это наше государство, Россия, со столицей  …(ответ детей: Москва). В Москве работают наше правительство и президент …(ответ детей: Дмитрий Анатольевич Медведев). Наша Родина – Россия. А мы с вами …(ответ детей: россияне).  Ребята, а вы любите свою Родину? (ответы детей). Кто знает, как называется человек, который любит свою родину? Такой человек  носит название «патриот». Если мы с вами любим свою родину, значит мы  - … (ответы детей: патриоты). Родина – это леса, реки, горы, моря, степи, города. Какие города вы уже знаете? (ответы детей: Москва, Мичуринск, Тамбов, Воронеж, Липецк, Санкт-Петербург).   Молодцы, ребята. В России самые большие леса на Земле. Кто из вас знает, какое дерево является символом России? Конечно, же, это берёза. Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная. Послушайте про неё стихотворение.

Берёзка, лебедь белая,

Рядком с тобой стою,

                                         Тебе, моя несмелая,

       Я песенку пою.

       Зелёная, раздольная,

       Ты гибче камыша.

       Берёзка белоствольная,

       Ну всем ты хороша!

                                      А. Прокофьев

Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сейчас я  предлагаю вам превратиться в берёзки и выполнить  следующий этюд.

                                    «Берёзка».

« Поезжай за моря – океаны,

 Надо всею землей пролети:

 Есть на свете различные страны,

 Но такой, как у нас не найти.

 Глубоки наши светлые воды,

 Широка и привольна земля,

 И гремят, не смолкая, заводы,

 И шумят, расцветая, поля.

 Каждый день – как подарок нежданный,

 Каждый день – и хорош, и пригож…

 Поезжай за моря – океаны,

 Но богаче страны не найдешь

- А это карта нашей страны России. Карта – это чертёж, на котором изображена наша страна. На ней есть названия городов, рек, озёр, морей, гор.

3. Ознакомление с родной страной.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по России. Наша страна необъятная, на чем же можно путешествовать по России?

Путешествие у нас превосходное:

Авио-мото – самолето-пароходное!

- Алло, аэропорт! Нам срочно нужны большие самолёты. Мы хотим совершить путешествие по стране.

- Дети, по самолётам!

Мы взлетаем!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки в стороны, в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре

Полетел наш самолёт.

Первая станция «Историческая»

-У каждого народа есть свои исторические национальные костюмы.

/показ и объяснение

РУСЬ

Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия... Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвел!" - "На русь?" - ахнул я. - "На русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора... Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!

С. Романовский, "Марфа и Мария"

В день свадьбы от души вас поздравляем,

Ведь это торжество всех дат главней!

Мы вам с огромной радостью желаем

Безоблачных, счастливых, теплых дней!

Желаем здоровья, любви и тепла,

Чтоб жизнь интересной и долгой была,

Чтоб в доме уют был, любовь да совет,

Чтоб дом защищен был от горя и бед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Я живу в России"

Интегрированное занятие (развитие речи и музыкальная деятельность) по патриотическому воспитанию...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Россия – Родина моя»

Занятие , с помощью которого выполняется одна из главных задач патриотического воспитания - приобщение детей-дошкольников к истокам русской народной культуры...

Конспект интегрированного занятия «Мы живем в городе, в деревню едем в гости»

Программное содержание. Уточнить знания детей о жизни в городе и деревне, их особенности и различия, упражнять в подборе определений. Развивать диалогическую речь: учить активно, участвовать в беседе,...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Россия - Родина моя"

Задачи:ОбразовательныеЗакрепить знания о нашей стране, государственных и народных символах нашей страны;Учить работать в парах; повторить геометрические фигуры и цвета;Повторить ранее изученные стихот...

Проект интегрированного занятия «Мы живем в одном краю!»

Пояснительная запискаДанная разработка является методической разработкой к Авторской комплексной программе Школы раннего развития «Успех» для детей 4 – 6 лет. Вышеупомянутая программ...

Конспект занятия "Я живу в России"

В этом возрасте с ребенком можно обсуждать смысл таких понятий, как родина, патриотизм и других. Для начала уточните у ребенка, как он сам понимает эти слова, ч...