«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пономарёва Надежда Ивановна

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Основная цель экологического образования – всестороннее развитие личности, ответственно относящейся к окружающей среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пономарёва Надежда Ивановна

воспитатель

Юго-Восточное управление МО и Н СО

СП-детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

м. р.  Алексеевский Самарской области

Советская ул., д.39, Алексеевка, 446640

Тел./факс: 8 (84671) 2-16-13

aleksdou1@yandex.ru

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Основная цель экологического образования – всестороннее развитие личности, ответственно относящейся к окружающей среде.

           Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Новизна работы по формированию у детей навыков экологически грамотного и безопасного поведения, эмоционально положительного отношения к окружающему миру, желание сохранить окружающую среду заключается в том, что достигнут эффект очевидного проявления начал экологической культуры у детей через:

- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

- осуществления систематической работы с детьми в рамках новых технологий, постоянное ее совершенствование;

- экологическая пропаганда среди родителей.  

Цель:  – воспитание гуманного, осознанно-правильного отношения к природе (нравственное воспитание).

Задачи:

  • Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
  • Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
  • Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
  • Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
  • Формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных.

 Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой мы являемся личным примером, демонстрируя детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуя в природоохранной деятельности.

         У нас имеется природоведческая литература, пособия, дидактические пособия, игры экологического содержания.

         В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений в природе.

На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, мы стараемся использовать как можно больше и интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы; муравьиные дорожки и их ходы; небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе.

 Экскурсии — один из основных видов деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.

         Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей.

На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. На прогулках используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

 Также мы используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.

         В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков  «Времена года», «Зеленая планета глазами детей», » Лето, лето», «Осень в гости просим», «Подарки Зимушки-зимы», «Весну встречаем», «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

 За совместную работу, дети и родители получают благодарность и грамоты.

         Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

 Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

В результате, проведенная работа способствовала развитию у дошкольников экологического сознания; в ходе данной работы ребята участвовали в рассмотрении экологических проблем, на доступном им уровне, что способствует развитию самостоятельности, умению высказывать свое мнение, формированию оценочных суждений; ребята внимательнее стали относиться к уголку природы, к растениям на участке детского сада и за его пределами, к животным и насекомым, их заинтересовали и взаимосвязи природы. Коллективный характер многих этапов работы позволил детям увидеть себя в общем контексте деятельности, каждому оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий для достижения единой цели.

Результатом проделанной работы стала  книга-самоделка «Природа в рисунках детей», куда вошли детские рисунки, загадки и пословицы о природе, составленные детьми, а также создание мультимедийной презентации для детей на тему: «Природа родного края».

Литература:

  1. Балаценко Л., Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2010. № 5. С. 80–82.
  2. Николаева С.Н. ,Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
  3. Рыжова Н., «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. 26–34.

«Заверяю»

Директор ГБОУ СОШ с.Алексеевка ______________ Чередникова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста по средствам сказкотерапии

развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста по средствам сказкотерапии...

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Познавательно - исследовательский проект Тема: «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Паспорт проекта1.     Название проекта: «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».2.     Руководи...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...