Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие в волшебный лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Храмова Светлана Викторовна

 

Цель: Закреплять знания детей о деревьях, их качествах и свойствах через самостоятельную экспериментальную и творческую деятельность.

Задачи:

Образовательные

- закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга;

-  уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла;

- упражнять в умении выделять из множества предметов, деревянные;

- продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств;

- закрепить знания о делении деревьев на лиственные и хвойные;

- закреплять умение делать аппликацию из листьев.

Развивающие

- формировать у детей способность воспроизводить ранее полученные знания;

 - развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

- развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности; взаимодействие с другими материалами;

- развитие у детей познавательного интереса к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины;

- развивать умение сравнивать предметы по характерным признакам, делать выводы.

- развивать умение работать в парах.

 Воспитательные

- воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы;

- воспитывать бережное отношение к деревьям (лесу, зеленым насаждениям)

Предварительная работа:

- Наблюдение на прогулке за деревьями .

- в совместной деятельности: отгадывание загадок, ребусов о деревьях и

 предметах из дерева;

Дидактическая игра «Поплывет-потонет», «Наоборот».

Развивающая среда:

- Картинки с изображением деревьев, тазики с водой, металлические бруски и деревянные.

Методы и приемы:

Игровая ситуация, беседа - диалог, дидактическая игра, продуктивная деятельность, подведение итогов, опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания.

Форма работы с детьми:

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Технология:

Исследовательская деятельность.

Материал и оборудование:

 - тарелочки с водой, два бруска: железный и деревянный;

- 2 стакана деревянный и стеклянный, 2 шарика;

- карандаш, точилка;

- деревянные спилы, монетки;

- картон с наклеенной ранее вазой, сухие листья разных деревьев, кисточка, клей, салфетки, тарелочки для клея;

- деревянный сундучок, в котором лежат: деревянная ложка, лист бумаги, деревянная корзинка, деревянная скалка, резиновый мяч, железный ключ, матрёшка, деревянная доска, мягкая игрушка;

- три дерева, изготовленных из картона, для дидактической игры; листочки, вырезанные из фетра, для дидактической игры;

- дерево с листиками заданиями;

- ёлочка; корзина, шишки;

- декорации леса.

Непосредственно-образовательная деятельность

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в волшебный лес. Закройте глаза и сосчитайте до пяти. (дети закрывают глаза ) Открывайте.

Мы попали в волшебный лес. Посмотрите, какая красота вокруг!

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою,

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи:

«Ты же видишь, мы свои»

Выходит старичок-лесовичок.

Старичок-лесовичок:Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса?

Воспитатель: Дедушка, ты кто?

Старичок-лесовичок:

Это я – седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

Старичок-лесовичок: Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я,  как вы отдыхаете! Деревья ломаете, цветы рвёте. Не пущу вас в лес!

Воспитатель: Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.

Старичок-лесовичок: Ну, ладно, уговорили. Но с условием, в лес я пущу только тех, кто расскажет мне о правилах поведения в лесу.

Дети по очереди рассказывают о правилах поведения в лесу.

Старичок-лесовичок: взгляните-ка. Ребятки, что у меня в корзине лежит?

(шишки)

Старичок-лесовичок: А почему они разные?

(Ответы детей)

Старичок-лесовичок: А ещё как можно отличить эти деревья?

(Ответы детей)

Старичок-лесовичок: Может, скажете мне, почему сосну, ель, кедр называют хвойными деревьями?

(Ответы детей)

Старичок-лесовичок: А какие лиственные деревья вы знаете?

(Ответы детей)

Старичок-лесовичок: Чем же они отличаются от хвойных?

(Ответы детей)

Старичок-лесовичок: Раз вы так хорошо всё знаете, можно с вами и поиграть немного. Игра называется «Наряди дерево»

(Описание игры: Стоят силуэты деревьев, вырезанных из картона, вокруг них вперемешку разбросаны бумажные листья деревьев разных пород. На каждом дереве, в качестве образца, приклеено жёлуди, рябина на одном дереве белый ствол с черными маленькими полосками)

Воспитатель: Перед вами три дерева, у каждого из них есть свои отличительные признаки. Ваша задача: собрать листочки и правильно нарядить деревья. Для этого необходимо разделиться на три пары. Каждая пара наряжает своё дерево.

Воспитатель: Старичок-лесовичок, справились ли дети с заданием?

Старичок-лесовичок: Да, молодцы.

Воспитатель: Как называется дерево, которое наряжала первая пара?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как называется дерево, которое наряжала вторая пара?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как называется дерево, которое наряжала третья пара?

(Ответы детей)

Старичок-лесовичок: Молодцы, ребята. У меня в лесу растёт заколдованное дерево. На нём листочки с заданиями. Злая Баба Яга заколдовала дерево, если вы выполните все задания, то расколдуете его. Ну а мне пора. До свидания ребята!

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем расколдовать дерево?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я срываю первый листок.

1 задание.

Сундук стоит под деревом,

А в нём лежат предметы,

Найди, дружок, лишь только те,

Что сделаны из дерева.

Д/и «Найди предметы из дерева»

Воспитатель: Молодцы. А какие ещё предметы делают из дерева.

(Ответы детей)

Воспитатель: Я беру второй листок.

2 задание.

 Вопрос: Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: что в дереве хорошего , а что же в нём плохого?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я беру третий листок.

3 задание.

Опыты с деревом проведите,

О свойствах его расскажите.

Воспитатель: чтобы выполнить это задание я приглашаю вас в лесную лабораторию. Хотите экспериментировать? (идём к столам).

 Воспитатель: Опыт - это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Мы с вами проведём опыты с деревом.

 Воспитатель: «Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? ».

 (Ответы детей)

 Воспитатель: Опыт. Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет? Мы возьмём 2 брусочка железный и деревянный, и опустим в воду.

 Дети берут деревянные предметы, проводят эксперимент.

 Воспитатель: Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянных брусочках, которые находятся в воде? Они тонут или нет?

 (Ответы детей)

 (Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет)

 Воспитатель: Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?

 (Ответы детей)

 Воспитатель: Да ребята дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.

 Воспитатель: А сейчас следующий опыт. Посмотрите у меня 2 стакана (какие) c деревянный и стеклянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите в стеклянное у стакане виден шарик?

 (Ответы детей)Дети: Виден.

 Воспитатель: А в деревянном стакане? Нет, значит дерево какое?

(Ответы детей)

 Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

 (Ответы детей)

 Воспитатель: опыт. У вас на столах деревянные спилы и монетки, приложите деревянные спилы к одной щеке, а монетку к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

(Ответы детей)

 Воспитатель: Значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома. чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?

(Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас вы попробуете заточить карандаш, получается? Появилась стружка. А из чего у нас сделаны точилки?

(Ответы детей)

А карандаши?

(Ответы детей)

 Значит, что можно сказать о дереве?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

(Ответы детей)

Воспитатель: А если дерево мягче, то оно легко поддаётся обработке, что мы с вами и видели. Из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.

 Воспитатель: Какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

 Ответы детей: Дерево не тонет в воде, не прозрачное, удерживает тепло, оно легко поддаётся обработке.

 Воспитатель: А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ) . А чтобы они долго служили людям, надо бережно относится к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пройти на лесную поляну, чтобы выполнить последнее задание.

По тропинке в лес пойдем

(дети шагают)

Лужу мимо обойдем

(обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек,

(перепрыгивают через «ручеек»)

Посмотрели мы налево,

(смотрят налево)

Посмотрели мы направо,

(смотрят направо)

Посмотрели вверх на солнышко

(смотрят вверх, стоя на носочках)

Ах, какая красота!

(удивляются, разводят руки в стороны)

6 задание.

Мои листочки подними,

В прекрасный осенний букет собери.

Воспитатель: Вспомните, ребята, с чего нужно начать работу.

(Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, (загибаем поочерёдно пальчики)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины.

Листики дуба

Мы соберём

В вазу осенний букет отнесём. (сжимать и разжимать кулачки)

Во время работы звучит спокойная мелодия

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все потрудились на славу. Какие прекрасные букеты у вас получились.

Вот мы и помогли расколдовать дерево. Скажите, какое дерево расколдовали?

(Ответы детей)

За это вам дерево говорит спасибо ( можно записать) и угощает вас своими яблочками.

Воспитатель: Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза. Считаем до пяти. Вот и опять мы в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам запомнилось?

(Ответы детей)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""

экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности « Путешествие в волшебную страну доброты»

Методическое пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.  В пособии представлены игровые методы , направленные на нравственное  воспитание  дошкольни...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в волшебный лес» во второй младшей группе

Данная НОД направлена на закрепление представлений  детей  о последовательности времён года, о сезонных изменениях присущих тому или иному времени года, о правилах по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в волшебный лес" (первая младшая группа)

НОД для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в волшебную школу Смешариков"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в волшебную школу Смешариков" предназначен для детей логопедической подготовительной к школе группы. Программное содержание:Расш...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Волшебная мастерская», образовательная область «Художественное творчество» Подготовительная к школе группа

Цель совместной деятельности:    Познакомить  детей с  нетрадиционной техникой прикладного искусства – декупаж.Задачи:1.     Образовательная: ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Волшебное озеро». Образовательная область «Художественное творчество» Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

ФГОС ДО, устав ОУ, внутренние локальные акты подтверждают, что формирование творчески развитой личности - одно из ведущих направлений образования в условиях решения его современных задач. Главная зад...