Занятие по познавательному развитию "Свойства воды"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Программное содержание:

Образовательные задачи: закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представление о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_proekt.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Крыловской район

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Ленинградский социально-педагогический колледж»

Итоговый проект слушателя

 курсов повышения квалификации

Концептуальные основы введения федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

                                Слушатель: Васильева Клавдия Михайловна

                                                       

                                                        Куратор

                                           2014 год

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Свойства воды».

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Программное содержание:

Образовательные задачи: закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представление о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Развивающие: развивать устную речь, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде,  усидчивость.

Предварительная работа: накануне вместе с детьми налить воду в небольшие ёмкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.

Словарная работа: воздушный шар, горелка, расширяется, сжимается, глобус, растворитель, пар,  фильтр.

Материалы и оборудование: воздушный шарик, пластмассовые бутылки, тазики с горячей и холодной водой, изображение воздушного шара, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, ёмкости для воды, фильтр (салфетка), снег, лёд, запись музыки.

Ход деятельности

 В. Мы сегодня с вами отправимся  в путешествие. А на чём можно      

     путешествовать?

Д. Корабле, самолёте, машине, яхте.

В. Что это?

Д. Воздушный шар.

В. А почему он называется воздушным?

Д.  Летает по воздуху.

В. Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром.

     Нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке.

                        Через нос проходит в грудь

                         И обратно держит путь.

                         Невидимка он, и всё же

                         Без него мы жить не можем.

        (воздух)

              (изображение воздушного шара)

В. Скажите, зачем под шаром расположена горелка?

Д.  Нагревать воздух

В. Сейчас мы узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но                     

     Сначала повторим правила безопасного поведения при    

      экспериментировании.

            1.С горячей водой будь осторожен.

Опыт 1. Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде.

В. Что вы видите?

Д. Шарик надулся.

В. Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и

     заполняет шарик, он надувается.

                 Ставит бутылку с шариком в холодную воду.

В. Что вы видите?

Д. Шарик сдувается.

В. Как вы думаете, почему так происходит?

Д. Воздух охлаждается.

     Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он  

     сдувается.

 В. Зачем же нужна горелка воздушному шару?

Д. Чтобы шар полетел.

      Вывод: при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда  

      горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар  

      сдувается.

В. Включаем горелку, отправляемся в полёт! Посмотрите на глобус - это модель Земли.. Так выглядит наша Земля из Космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом?

Д. Вода.

        Стихотворение о воде.

  • Вы слыхали о воде?
  • Говорят, она везде!
  • В луже, в море, в океане
  • И в водопроводном кране.
  • Как сосулька замерзает
  • В лес туманом заползает.
  • На плите у вас кипит.
  • Паром чайника шипит.
  • Без неё вам не умыться,
  • Не наесться, не напиться!
  • Смею вам я доложить,
  • Без неё вам не прожить!

В. Где и какую вы сегодня видели воду?

Д. Умывлись водой, пили воду, чай.

В. Для чего нужна вода и как мы её используем?    

Д. Пить, купаться, стирать, убирать, ездить на море, купаться в реке.

В. Подумайте, откуда берётся вода в кране?

Д. Течёт по трубам.

В. Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, течёт и не

     кончается. В кране подземная артезианская вода. Те капельки, которыми

     мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в  

     подземной реке, а потом человек направил их в трубы.                    

     К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.

     А как же рождается речка? Хотите узнать?

        (воспитатель кладёт самую широкую и длинную голубую  

        полоску)

     На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут.

     Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

     Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска  

      превратится в главную речку, остальные в ручейки. Расположите

     голубые полоски так, чтобы ручейки впадали в большую реку.

     Вот как много воды, но её надо беречь!

     И правда, без воды жизнь представить, очень сложно.

     Внимание! Вот мы и прилетели. Закрываем глазки и приземляемся.  

В. А теперь давайте поиграем.

     Игра «Ходят капельки по кругу» под музыку.

     Я – мама Тучка, а вы Капельки и вам пора отправляться в путь.

     Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало  

     поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими,

     весёлыми ручейками (парами кружатся). Встретились ручейки и стали

     большой речкой (цепочкой). Плывут капельки в большой реке,

     путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой, пребольшой океан

     (хоровод). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что  

     мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко  

     пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (приседают, 

     вытягивют руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка,    

     вернулись к маме Тучке.

     Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не

     залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

     А потом опять вас отпущу погулять.

 В. Сейчас мы с вами пройдём в лабораторию,  будем проводить опыты и     узнаем много интересного. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением.      

      Мы узнаем какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание:  здесь лежит снег и лёд. Мы позже к ним вернёмся.

А сейчас повторим правила при экспериментировании.

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри, потом повтори.
  3. Убери и на место положи.

     

     Опыт 2. Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

В. Имеет ли вода запах?

Д. Нет.

     Вывод: Вода не имеет запаха.

   Опыт 3. Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.

В. Вам видно, что нарисовано на картинке?

Д. Да, видно.

   Вывод: Вода прозрачная.

   Опыт 4. Положить в стакан ложку сахара, размешать.

В. Что произошло?

Д. Сахар растаял.

    Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

   Опыт 5. Разлить воду по разным сосудам. (Колба, бутылка, банка).

В. Какую форму приняла вода?

Д. Форму колбы, бутылки, банки.

    Вывод: Вода жидкая, может течь. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

 

    Опыт 5. Взять термос с кипятком, открыть его, чтобы дети видели пар.

               Помещаем над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

В. Что вы видите?

Д. Капельки воды.

     Вывод: Пар – это тоже вода.

 

В. Подойдите к столу, где был снег и лёд. Что вы видите?

Д. Снег и лёд растаяли.

В. Почему так произошло?

Д. В группе тепло.

В. Что же такое лёд?

     Вывод: Лёд – это твёрдая вода.

 

В. Я недавно на улице увидела как ребята скатывали из снега маленькие комочки и ели его.  Ребята, как вы думаете, почему нельзя есть снег?

Д. Он  холодный, можно заболеть, снег грязный.

В. Скажите, а как можно доказать, что снег грязный?

Д. Профильтровать.

      Опыт 6. Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром    

        (бумажная  салфетка).

В. Чистый снег или грязный?

Д. Грязный

В. Почему вы так решили?

Д. Салфетка стала грязной, на ней частички земли и песка.

В. Так что – можно есть снег или этого делать нельзя? 

В. Ребята, давайте повторим  все свойства воды, о которых  

     мы узнали сегодня. 

В. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре

    (садятся на прежние места). Итак, считаем до трёх и в путь! Закройте глаза,

    а теперь откройте их. Мы приземляемся!

                        Человек! Запомни навсегда:

                         Символ жизни на Земле – вода!

                         Экономь её и береги.

                         Мы ведь на планете не одни!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Водичка - водичка"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе   Тема: «Водичка-водичка»   Цель: Закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды.   Задачи: Побуждать к о...

Конспект занятия по познавательному развитию «Вода и ее свойства»

Цель: Систематизировать знания детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, водопады, реки, моря, океаны.Расширять представления детей о значении воды и ее свойствах.Развивать познавательный ...

Конспект занятий по познавательному развитию "Водичка - водичка"

Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни. Развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-волшебница" для детей старшей группы

Формирование познавательной активности у детей в процессе исследовательской деятельности...

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-водичка" (вторая младшая группа)

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений.Задачи:1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);3. Да...