Главные вкладки

    Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Солдатова Татьяна Николаевна

    Конспект открытого занятия в  старшей/подготовительной группе   по теме «Кто такие рыбы?»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ryby.docx21.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия в  старшей/подготовительной группе   по теме «Кто такие рыбы?»

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная: 

    Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая:

    Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная:

    Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:

    Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

    Словарная работа:

     Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Предварительная работа:

    Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

    - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?                

     Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    - Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    - Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    - И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

    - Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    - Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    - Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    - Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.),  лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    - Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    - А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

    Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного  и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается  1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

    - Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем  дальше играть по командам.

     Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде  также дается 1 очко.

    - Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    - Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    -  Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников  и  хвоста)

    - С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    - Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    - Как называются рыбы,  которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    - Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    - Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи  и др.)

    - Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    - Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    - Как  можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    - Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    - А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,

    (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.

    (прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,

    (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.

    (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,

    (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.

    (совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    - Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

     Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

    На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    - Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    - Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    - Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов.  Иногда ерша называют морским ежом.

    Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

    - Щука – одна из крупных речных рыб.

    Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    - Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    - Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    Дальше педагог показывает картинки, а дети определяют морская или пресноводная рыба и выставляют круги (строят домики).

    - Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки. Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

    - Наконец,  ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка -  рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    - А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    - Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    - Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    - Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

    - Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

    (Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

                                                                                                ГБОУ СОШ № 1375

    Дошкольное отделение

                         Структурное подразделение №4

    Конспект открытого занятия

    в старшей/подготовительной группе по теме:

    «Кто такие рыбы?»

                                                                 Выполнила:

    Воспитатель 3 группы

                                                                                       Солдатова Т.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: "Родной город"

    Хочется поделиться с коллегами  опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.Работая в детском саду с 1994 года и проанализировав уровень воспитанности детей, я приш...

    Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

    История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

    Конспект открытого занятия. В подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну звука Р».

    Основная цель: Автоматизация звука [Р] в словах. Цели: логопедические I Неречевые: 1. Развитие зрительного внимания. 2. Конструктивного праксиса. 3. Развитие общей моторики, учить детей выполнять движ...

    Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Формирование представлений о воде детей младшего дошкольного возраста"

    Главной целью данного занятия является формирования представления о воде и ее необходимости в жизни человека у детей младшего дошкольного возраста....

    Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Огонь-друг, огонь-враг"

    Конспект открытого занятия в средней группе на тему: Огонь-друг, огонь-враг"...

    Конспект музыкального занятия в средней группе по теме: «Мы такие разные»

    Конспект музыкального занятия в средней группе по теме: «Мы такие разные»...

    Конспект познавательного занятия в средней группе на тему "Что такое Олимпийские игры?".

    Конспект познавательного занятия в средней группе на тему "Что такое Олимпийские игры?"...