Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Путешествие в царство Царицы-водицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ильина Светлана Николаевна

Данное занятие формирует и уточняет у детей представления о роли и значимости воды в природе, её значимости для жизни живых существ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД, форма НОД

Тема: «Путешествие в царство Царицы - водицы» (старшая группа)

Форма « Путешествие»

Основная комплексная  образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта

Программы: «Детство», парциальная программа «Мир вокруг нас» - Тольятти, 2003г-132 с.

Разработчик конспекта НОД:  воспитатель  д/с №188 «Степашка» Ильина С.Н.

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Классификация : НОД, основана на деятельном принципе - активное участие каждого ребёнка в экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей: « Познание» - развитие познавательно-исследовательской деятельности; «Коммуникация»- развитие свободного общения со взрослым и детьми; « Художественное творчество»- развитие продуктивной деятельности.

Форма организации детей: - подгрупповая

Предварительная работа:

-Чтение художественной литературы Ф.Тютчев «Вешние воды», М.Д.Перин «Живая вода»;

-загадывание загадок о воде;

-Рассматривание картины И.Левитана «Большая вода»

- Художественное творчество «Волшебное облако»;

-Прослушивание аудиозаписи «Шум дождя»;

-Беседа с детьми о значении воды в жизни человека;

-Дидактическая игра «Кому нужна вода»;

-Экспериментально-исследовательская деятельность: превращение воды в лед и льда в воду.

Цель НОД

Расширение кругозора детей, формирование знаний по многообразию окружающего мира

Задачи НОД

П-Формировать и  уточнять представления о свойствах воды, его значимость для жизни живых существ,

Формировать представления о роли воды в жизни человека.

Создавать целостное представление о воде как о природном явление.

Воспитывать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Учить вежливо включаться в экспериментальную деятельность, помогать друг другу в случае необходимости, проявлять терпимость.
К-Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;

Развивать у детей связную речь, упражнять в употреблении глаголов, точно отражающих действие: налить, перелить, вылить…

С –воспитывать бережное отношение к природе, закреплять навыки дружелюбного отношения друг к другу.

Х.Т.- закрепить навыки и приёмы работы с гуашью.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель)

- Развитие  способность самостоятельного выполнения задания, самостоятельно делать  умозаключение.

-Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время познавательно-экспериментальной деятельности.

-Развитие умения использовать алгоритмы,  модели и схемы, обозначая наиболее значимые для решения задачи связи между явлениями и предметами.

-Развитие личностных качеств  ребёнка: любознательность, самостоятельность, творческая активность.

- Развитие умения соотносить свою позицию с интересами других детей.

-Формировать умение отстаивать свою точку зрения в процессе взаимодействия при решении проблемной ситуации.

Необходимое оборудование и материалы

Демонстрационный материал:

-изображение капельки (размер 20х20);

-Три ведерка для самооценки деятельности детей  (плоскостные): красного, зеленого и синего цвета с прорезями (будут вставлять капельки);

-шапочка «капелька» и голубой плащ.

Раздаточный материал:

-  капельки на каждого ребенка (размер 3х4) красного, зеленого и синего цвета, которые будут вставляться в прорези ведерок. Капельки немного отличаются по цвету от ведерок (чуть светлее).

-карточки – схемы проведения опытов;

-карточки, сопровождающие проведение опыта детьми (накладывание символов).

Предметы для проведения опытов:

- прозрачные пластиковые стаканчики на каждого ребенка;

-таз с водой;

-пластиковые ложечки на каждого ребенка;

-сахарница (сахар);

-солонка (соль);

- таз пустой;

- гуашь черного цвета и кисточки по количеству детей;

-чайник, орг.стекло;

-гуашь голубого цвета, альбомные листы на каждого ребенка.

Средства ТСО:  магнитофон, аудиозапись  «Шум дождя», «Ручей».

                                         Подробный конспект НОД  ( непосредственной образовательной деятельности)

Этапы НОД

Продолжительность  этапа

Подробное описание АМО(активные методы обучения)

                      Описание действий участников НОД

Вхождение или погружение в тему.

3 мин.

Припоминание

Воспитатель обращает внимание детей на изображение капельки и три ведерка (красного, зеленого и синего) с прорезями, прикрепленных к доске.

В-ль: Ребята, как вы думаете, для чего здесь изображены ведерки и капельки?

Ответы детей.

Вос-ль: А куда можно еще собирать в воду?

Ответы детей.

Вос-ль: А еще воду можно собрать в стакан. Ребята, как вы думаете, из чего состоит вода?

(ответы детей)

Вос-ль: Верно, вода состоит из многих капелек. Они собираются вместе и начинают между собой разговаривать «журчать». Давайте послушаем, как разговаривают капельки.

Воспитатель включает аудиозапись «Голоса природы» - «Ручеек» и предлагает детям закрыть глаза.

Дети закрывают глаза, а воспитатель одевает шапочку капельки и голубой плащ.

Дети открывают глаза, когда заканчивается музыка.

Капелька: Здравствуйте, ребята! Я капелька воды, живу в царстве царицы-водицы. Много путешествую по свету, много интересного видела и очень много знаю о воде.

Сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие в царство Царицы-водицы.

Дети произносят слова: «1,2,3 повернись

                                          В царстве водицы очутись».

   

Интерактивная часть

15 мин

Активный метод

Организация самостоятельной работы над темой.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о свойствах воды: жидкая прозрачная без запаха, без вкуса, может превращаться в пар.

Учить проводить опыт, опираясь на алгоритм.

Учить самостоятельно делать выводы, рассуждать, делать умозаключение, выводы; развивать мышление, логику.

Участники: подгруппа детей 8-10 человек.

Время проведения: 10 мин.

Необходимые материалы:

-прозрачные пластмассовые стаканы на каждого ребенка.

- тазы с водой;

-пластмассовые (разовые) ложечки на каждого ребенка,

-емкость с сахаром;

-емкость с солью;

-таз пустой;

-гуашь синего цвета, кисточки по количеству детей.

-карточки схему проведения опытов.

Проведение:

Серия опытов:

«Определим свойства воды».

1.Переливание воды из одного стакана в другой – вода жидкая.

2.Доказать, что вода бывает разной на вкус (в зависимости от того, что в нее добавить).

3.Доказать, что вода прозрачная – увидеть ложечку в стакане с прозрачной водой, подкрашенной.

4.Доказать, что вода может превращаться в пар.

Оценка результата:

Помогать детям самостоятельно делать выводы после проведения опытов.

Развивающая игра «Хорошо – плохо» - ТРИЗ.

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, решать противоречия.

Участники: подгруппа: 8-10 человек

Время проведения: 3 мин.

Правила игры:

Воспитатель называет объект, у которого выявляются положительные и отрицательные свойства.

Дети объясняют хорошо это или плохо.

 

1 часть НОД:

Царица водица: Вот мы и попали в царство воды.

Воспитатель подводит детей к тазу с водой.

Вос-ль: Ребята, посмотрите как много воды. Сейчас я с ней поздороваюсь (опускает руки в таз с водой – вынимает руки).

Вос-ль: Что стекает с рук?

Дети: Капельки.

Вос-ль: Правильно, это капельки.

Вос-ль: А теперь вы поздоровайтесь с водой.

(дети погружают руки в воду).

Вос-ль: Какая вода, расскажите мне?

Дети: Теплая, прозрачная и т.д.

Вос-ль: А сейчас проведем игру, которая нам поможет раскрыть секреты пользы воды.

Игра «Доскажите слово»

1.Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода) 2. Чаще мойся – воды … (не бойся) 3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы) 4. Чистая вода – для микробов … (беда). От простой воды и мыла- у микробов тает …       ( сила). Воду попусту не лей. Дорожить водой …(умей)

У воды есть свои секреты, которые мы с вами попытаемся узнать с помощью опытов. (каждый опыт демонстрируется символом, превращающий в алгоритм)

Опыт 1: «Вода жидкая»

Воспитатель выставляет карточку схему (алгоритм).

Ребята, посмотрите на схему и приготовьте материал, который нам будет необходим для опыта.

Вос-ль: Ребята, как вы думаете воду можно переливать из одной емкости в другую?

Дети: можно.

Вос-ль: Давайте попробуем.

Вос-ль с детьми проводят опыт.

Вос-ль: А почему вода переливается, кто может ответить?

Дети: Она жидкая.

Вывод: Вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой. Что ещё умеет вода?( плескаться, бежать, литься, течь, журчать, булькать, кипеть и т.д.)

Предлагаю детям отметить наш опыт карточкой, показывающей, что вода жидкая.\

Вос-ль: Ребята, очень часто можно услышать фразу: « Вода такая вкусная» Когда люди так говорят? ( ответы) На самом ли деле вода вкусная? Давайте её попробуем.

Опыт 2: «Вода без вкуса».

Выкладываю алгоритм проведения опыта.

Вос-ль: Ребята, попробуйте воду. (Дети пробуют  воду)

Какая она на вкус?  

Дети: безвкусная.

Вос-ль: Предлагаю насыпать в стакан  сахар, какая она теперь стала на вкус?

Дети: Сладкая.

Вос-ль: Почему стала сладкой?

Дети:  В воду добавили сахар, он растворился. Вода стала сладкой.

Вос-ль: А что ещё может быть сладким?

Вос-ль: Предлагаю добавить соль в воду, размешать и попробовать. Какая вода?

Дети: Вода соленная.

Вос-ль: А что ещё может быть солёным?

Вывод: Вода может быть разной на вкус, сладкой – если добавить сахар;

Соленой – если добавить соль, и водой без вкуса – если ничего не добавлять.

Дети выставляют на доску соответствующую карточку. (на карточке изображен стакан с водой).

 Давайте поиграем в игру  "Какая бывает вода?"

Игра с мячом. "Какая бывает вода?"

Дети встают в круг, воспитатель, с мячом в руках,  становится в центре круга. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен  поймать мяч и ответить на вопрос «какая бывает вода?» , после чего  возвратить мяч воспитателю.  (Вода бывает: минеральная, безвкусная, без запаха, речная, болотная, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная,  родниковая...).

Опыт 3: «Вода прозрачная»

Выкладываю алгоритм проведения опыта.

Перед детьми стоят 2 стакана.

Один с обычной водой, другой – с подкрашенной  синей гуашью.

Предлагаю опустить детям ложечки в стаканы.

Вос-ль: Ребята, посмотрите, пожалуйста на оба стаканы и скажите, в каком стакане видно ложечку, а в каком нет? Почему?

Дети: В стакане с обычной водой ложечку видно, а в стакане с подкрашенной водой – нет, вода в ней не прозрачная.

Вывод: Вода прозрачная, в стакане с водой видно ложечку.

Выставляем на доску карточку с изображением стакана с водой, опущенной ложечкой, перечеркнутой  знаком (Х).

2 часть:

Вос-ль: Ребята, мы сегодня с вами играли с водичкой, проводили опыты.

Вос-ль: Что мы узнали о воде?

Дети : Вода прозрачная, жидкая, без вкуса.

Вос-ль: Кто ещё может сказать о воде, какая ещё бывает вода?

Дети: Вода бывает холодная, теплая, горячая.

Вос-ль: Как можно получить теплую воду?

Дети: Нагреть ее, поставить на солнышко, на батарею.

Вос-ль: А как получит горячую воду?

Дети: Нагреть на плите.

Восль: А как получить кипяток?

Дети: Если сильнее нагреть  воду, она закипит (например в чайнике).

Воспитатель проводит опыт с чайником:

Опыт 4: «Вода может превращаться в пар».

Вос-ль : открываю термос с кипятком- подношу огрстекло, на нём появляются капельки воды.

Вос-ль: Что происходит с водой  Артём, посмотри?

Дима: Пар поднимается наверх, на стекле появляются капельки.

Вос-ль убирает оргстекло и показывает детям.

Вывод: Вода может превращаться в пар, если ее сильно нагреть.

Вос-ль: Ребята, а во что еще может превращаться вода?

Дети: В лед.

Об этом мы узнаем с вами на следующем занятии.

Физкультминутка: «Капельки»

Капелька: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной.

Дети под включенную музыку бегают, когда воспитатель говорит вода – плывут, пар – бегают, лед – замирают на месте.

3 часть:

Вос-ль: Ребята, посмотрите что лежит у меня на столе? ( карточки с изображением животных, растений ит.д. Как вы думаете, что связывает воду и предметы, изображённые на карточках?

  1.  Д/и «Капелька жизни». Ребята подходят  к столу,  выбирают  из лежащих перед ними карточек те, на которых изображены растения, животные и предметы, нуждающиеся в воде, как источнике жизни. И перед тем, как прикрепить картинку на облако дети объясняют свой выбор (например: это цветок, ему нужна вода для роста и т.п.).

Капелька:

Вывод: Без воды жить нельзя.

4 часть занятия:

Капелька: Ребята, я приготовила вам подарок. Достает листы бумаги. Они волшебные. Хотите увидеть, что на них нарисовано. Но увидеть их вы можете, если закрасить листы бумаги полностью голубой краской.

(На листах бумаги с помощью свечи нарисованы рисунки, которые проявляются после нанесения краски).

Дети закрашивают листы бумаги.

Капелька: Ребята, какие вы молодцы! Ну а теперь скажите, что изображено на этих листах?

Ответы детей.

Капелька: А теперь ребята, мне и моим друзьям пора отправляться домой.

   

Проработка содержания темы

2 мин.

1.Развитие образной памяти, образного мышления.

2.Развитие речи.

3.Формировать умение анализировать, делать выводы.

Вос-ль: -Ребята, понравилось вам наше путешествие с капелькой.

Вопросы к детям:

-Что нового и интересного вы узнали?

-Что вам больше всего запомнилось?

-О каких свойствах воды вы сегодня узнали?

Вос-ль: Пора нам возвращаться.

Дети проговаривают слова: «Закрываем мы глаза

Домой возвращаться нам пора»

Подведение итогов

2 мин.

Рефлексия своей деятельности

Вос-ль: А сейчас мы подойдем к доске и оценим

Если вам занятие понравилось, и вы много интересного узнали, то возьмите синие капельки и прикрепите к красному ведерку.

А если вам все понравилось, но вам было трудно и вы не смогли самостоятельно выполнить задание, вам помогали друзья, прикрепите синие капельки к синему ведерку.

Если занятие для вас было сложным и не понятным, вы многое не смогли выполнить, прикрепите капельки к зеленому ведерку.

Посчитайте, сколько капелек у нас в ведерках.

Вос-ль: Посмотрите, сколько много капелек в красном, синем ведерке, а зеленое ведерко у нас пустое, значит,  вам всем было интересно и вы все справились с задание. Молодцы.

                                                                             Дополнительная информация

Ожидаемые/ полученные результаты НОД

Занятие проводилось с 2 подгруппами детей (по 10 человек в каждой группе)

По результатам занятия:

- получили новые знания – 100 % детей;

- самостоятельно проводили опыты, используют схемы – 90 %;

- требовалось помощь в проведении опытов – 10% детей;

- способны были самостоятельно делать выводы – 70% участников;

- пытались договориться с другими участниками в совместных действиях – 55%;

- дети, самостоятельно оценившие (с помощью символизации) свои способности и уверенность в успехе – 10%.  

Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО ( активные методы обучения)

Применение активных методов работы в опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего возраста помогают оценить способности и возможности каждого ребенка.

Игровая мотивация занятия позволяет быстро и с удовольствием включиться в игровой процесс.

Задачи, решаемые на занятиях, интерактивными методами работы учат самостоятельно делать выводы и умозаключения, оказанию взаимопомощи, решения задач разными способами.

АНО ДО «Планета детства «Лада»

детский сад №188 «Степашка»

г.о.Тольятти

Непосредственная образовательная деятельность – область «Познание»

 с детьми средней группы

Тема: «Путешествие в царство Царицы - водицы» 

(мастер-класс

 Тема: составление интегрированных конспектов с учетом реализации ФГТ по областям

ноябрь 2011 г.)

                                                                                                                                                                         Составила: воспитатель Ильина С.Н.

г.Тольятти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в сказочный зимний лес"

Образовательная область: интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое, познаниеТема занятий: «Путешествие в сказочный зимний лес»Программное содержание:1.Образов...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе “Путешествие в кинотеатр”

систематизируем знания детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с с...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе « Путешествие с Электрошкой»

Это занятие познакомить детей с природными источниками энергии на земле и способствует экономичному и безопасному стилю жизни....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в мир камней".

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в мир камней" - итоговое занятие по изучению камней и созданию мини-музея "Удивительные камни"....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в мир комнатных растений»

Цель:- уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растенияхЗадачи:1. «Познавательное развитие»:- Познакомить детей с новым комнатным растением- обобщить представления ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"...