Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сысоева Юлия Александровна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Цель занятия:

  • знакомство детей с историей возникновения электрической лампочки,

Задачи:

  • познакомить с историей электрической лампочки;
  • уточнить и расширить представления детей об источниках света: показать роль взрослых в преобразовании предметов;
  • развивать у детей интерес к развитию цивилизации, к жизни людей в прошлом;
  • активизировать словарь детей;
  • воспитывать коммуникативность.

Материалы и оборудование:

- стол, для демонстрационного материала: свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка;

- коробка с предметами для игры: спичечный коробок, свечка, игрушки "утюг", "чайник".

- демонстрационный материал: картинки с изображением костра, факела, лучины, керосиновой лампы, электрической лампочки, энергосберегающей лампочки, люстры, бра, настольной лампы, торшера.

- портрет с изображением русского ученого Александра Ладыгина.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку. Готовы?

«Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется».

Дети: Лампочка.

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадку, это электрическая лампочка. А сейчас, я предлагаю нам отправимся в прошлое электрической лампочки.

Но сначала закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.

Абра-кадабра, сим-селябим…Раз, два, три –открыли глаза!

Ребята, а что это за предметы лежат на столе?

Дети: (перечисляют предметы, лежащие на столе).

Воспитатель: А скажите мне, что общего у всех этих предметов?

Дети: Они зажигаются, и дают свет.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А сейчас, мы с вами

поговорим о том, как человек придумал свет. Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно, нет. Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры? ( показ детям иллюстрации.)

Дети: Огнём, костром.

Воспитатель: Верно ребята, они разжигали огонь, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее. Подумайте и скажите, какую пользу принёс огонь людям?

Дети: Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных.

Воспитатель: А почему огонь не очень удобен в применении?

Дети: Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?

Дети: Страшно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Темно, ничего не видно

Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

Дети: Фонарики.

Воспитатель: Да, но они появились позже. А до них люди придумали факелы.

Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.

Затем люди стали использовать лучину. Как вы думаете, что это такое ребята?

Дети: (высказывают предположение, что же такое лучина).

Воспитатель: Лучина - это самая обычная щепка, только заострённая на конце. (показ детям лучины). Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила. Скажите, какое освещение удобно, факел или лучина? А почему вы так думаете?

Дети: Факел удобнее. Потому что от лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.

Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Показывает, как горит свеча.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча?

Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь мы с вами немножко отдохнём.

Физминутка:

В круг все встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Глазки в миг один закрыли,

Раз - открыли, два – закрыли,

Посмотрели все в окно,

Ах, как солнце высоко.

А теперь представим, детки,

Будто наши руки-ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно дует ветер южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Путешествие продолжить нужно.

Воспитатель: А сейчас, продолжим наше интересное путешествие. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.

Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа?

Дети: нет

Воспитатель: Почему?

Дети: Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин.

Воспитатель: Да, правильно! Керосиновая лампа была ещё не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь. Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал электрическую лампочку ( показ электрической лампочки)

Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?

Дети: Электрическую лампочку.

Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры, школы, сады, торговые центры, кинотеатры, улицы и многое другое. Теперь в наших домах много разных, красивых светильников. Я покажу вам картинки, а вы внимательно посмотрите, и назовите предметы быта в которых используется электрическая лампочка. Кто знает? (показ картинок: люстры, бра, торшера, настольной лампы).

Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь были в темной комнате? Легко ли найти знакомый предмет, когда темно? Предлагаю вам поиграть. Представьте, что вы оказались в темной комнате.

Воспитатель показывает коробку и ставит на стол перед детьми. В ней спичечный коробок , свечка, игрушки "утюг" и "чайник".

Воспитатель: Вот эта коробка для ваших рук и будет темной комнатой. Там находятся разные предметы. Вы должны на ощупь найти и описать предмет, а мы проверим, хорошо ли вы умеете ориентироваться в темной комнате.

Игра "Найди предмет в темной комнате"

Воспитатель: Ребята, удобно ли искать предметы без света? Вот как важна электрическая лампочка.

Воспитатель: А сейчас ребята появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она какая (показ лампочки). Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало. Дома у вас, наверное, у многих такая есть. Ребята, мы с вами сегодня узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки. У нас на доске предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы сейчас с вами об этом говорили. Кто хочет выполнить это задание?

Молодец, Илюша, справился с заданием.

Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. Но лампочка не безопасна, она работает от электричества. Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать, вставлять в розетку посторонние предметы.

Помните: это опасно для жизни.

Также нельзя брать самостоятельно спички и зажигать свечу.

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Чем мы занимались на зянятии?

 Спасибо вам, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Путешествие в царство Царицы-водицы"

Данное занятие формирует и уточняет у детей представления о роли и значимости воды в природе, её значимости для жизни живых существ....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Путешествие в прошлое кукол"

Знакомим детей с историей происхождения и изготовления кукол....

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в сказочный зимний лес"

Образовательная область: интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое, познаниеТема занятий: «Путешествие в сказочный зимний лес»Программное содержание:1.Образов...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки, пылесоса».

Познакомить детей с историей электри­ческой лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. Вызвать у детей интерес к прошлому пред­метов; подвести к ...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое утюга"

Вызвать интерес к предметам прошлого. Знакомство детей с историей утюга....

Конспект занятий по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"

ЦЕЛЬ: Познакомить с историей электрической лампочки.ЗАДАЧИ:обучающая - расширять представление детей о целостной картине мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки, обогащать пр...