НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Неупокоева Любовь Васильевна

На одной половине зала стоит чум. Звучит фонограмма ненецкой музыки «Сингакотя».

Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами вспомним где мы живем?

Дети (варианты ответов) на Севере, на Ямале, в ЯНАО, в Надымском районе, в селе Ныда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство с ненецкой одеждой23.5 КБ

Предварительный просмотр:

ННОД  Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор

«Знакомство с ненецкой национальной одеждой»

Задачи:

- Познакомить детей с ненецким национальным костюмом;

- Развивать наблюдательность и внимание;

-Активизировать словарный запас и расширить кругозор;

- Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа – ненцев, культуру народов;

-Формировать чувства толерантности.

Оборудование: куклы Нанине и Едейка в ненецких костюмах; макет чума; расписные мешки ненецким орнаментом; набор иллюстраций «Дети севера»; аркан; игрушка оленя; аудиоаппаратура; фонограмма ненецких песен.

Участники: взрослые – воспитатель, Хозяйка чума, дети – воспитанники подготовительной группы

Предварительная работа:

1. Проведение бесед с детьми «Мой округ», «Национальности проживающие в ЯНАО», «Культура коренного народа - ненцев», «Дружба народов».

2. Чтение ненецких сказок, рассматривание картинок людей в ненецкой одежде.

Ход мероприятий

На одной половине зала стоит чум. Звучит фонограмма ненецкой музыки «Сингакотя».

Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами вспомним где мы живем?

Дети (варианты ответов) на Севере, на Ямале, в ЯНАО, в Надымском районе, в селе Ныда

Воспитатель: Какой народ самый первый поселился на Ямальской земле?

Дети: ненцы

Воспитатель: Правильно, молодцы. К нам в гости пришли куклы Нанине и Едейка. Посмотрите, как они красиво и нарядно одеты.

Куклы Нанине и Едейка одеты в ненецкую национальную одежду. А что бы узнать больше, куклы приглашают нас в гости в чум.

Играет ненецкая музыка, гостей встречает Хозяйка чума.

Хозяйка чума: Здравствуйте дорогие гости, проходите, присаживайтесь.

Дети рассаживаются возле чума.

Зачем пожаловали?

Дети: Мы хотим узнать о национальнойненецкой  одежде.

Хозяйка чума: Есть у меня 2 расписных мешка – тутяко, для хранения мужской и женской одежды, много интересного могу я вам  рассказать и показать, а вы слушайте внимательно и запоминайте.

 Давайте посмотрим и узнаем, что внутри. (открывает мешок, достает верхнюю мужскую одежду)

- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ненцы одевают малицу – глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном.

        

Малица (малъця) — длинная глухая одежда из оленьих шкур, сшитая мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. Поверх малицы обычно надевают сорочка из плотной материи, иногда из сукна.

Показывает ремень

Малицу подпоясывают сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета - зуб медведя.

Обувью служат кисы — высокие меховые сапоги из камуса (оленьи лапы), с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя). Внутрь кисов вкладывают стельки из сухой травы. Кисы надевают с «чижами».

У мальчиков такая же одежда только меньше размером. Маленькие оленеводы помогают родителям в тундре.

Сейчас мы с вами поиграем в национальную игру «Поймай оленя ». Я вам дам аркан, ваша задача набросить аркан на шею оленя (игрушка)

Проводится игра «Поймай оленя»

Воспитатель: А какую одежду носят женщины?

Хозяйка чума: Есть у меня второй мешок, где хранится женская одежда.

Показывает ягушку.

Женскую одежду — ягушку — шьют из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными как у малицы, рукавицами. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) прорезные бляхи и бусы. Летнюю ягушку шьют из сукна и украшают бисером. Женская обувь отличается лишь деталями выкройки.

Праздничная одежда отличается от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные малицы у мужчин). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к ягушке). Широко распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, бисер, а так же используется Орнамент – это узор для украшения одежды и быта.

-Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев имеют свое обозначение: «Оленьи рога», «Тропы оленьи», «Уши зайца», «След медведя» и многие другие.

- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ненцы одевают малицу – глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном.

Ну, вот и пусты мои мешки, все показала и рассказала я вам.

Воспитатель: Да и нам уже пора домой возвращаться.

Хозяйка чума: По нашему обычаю и гостеприимству вы должны попить чай с северными ягодами. Вот морошка, вот брусника. Угощайтесь, ребята.

После чаепития,  куклы  и Хозяйка чума прощаются с детьми.

Воспитатель: Вот мы и дома. Понравилось вам в гостях? Сейчас мы узнаем, кто был внимательным во время нашего путешествия.

Детям задаются вопросы на закрепление материала: Из чего шьется одежда, как называется верхняя женская одежда, мужская? Как называется обувь? Чем украшается одежда?

Список используемой литературы:

«Картина мира в фольклоре ненцев» Пушкарева Е.Т.

Автор: Неупокоева Любовь Васильевна

Должность: Воспитатель

Место работы: МДОУ «Детский сад «Чебурашка»

Место расположение: ЯНАО Надымский район с. Ныда

Цель: Познакомить детей с ненецким национальным костюмом.

Игра «Полет на луну» подготовительной группы

Задачи:

Расширять знание о космосе

Вызывать интерес к теме

Развивать творческое мышление, сообразительность, находчивость.

               

Оснащение:

мягкие модули - для постройки ракеты

исследовательский чемоданчик - пробирки, колбы, баночки и т. д.

телескоп

глобус

фотоаппарат

Предварительная работа:

Педагог проводит беседу с детьми о космосе: «Знаете ли вы что такое космос? Кто такие космонавты? Что такое Луна?».

Планета - это небесное тело, которое вращается вокруг Солнца и получает от него свет и тепло. Мы  живем на планете Земля. Луна – это небесное тело, спутник Земли, светящейся отраженным солнечным светом. Сегодня мы поиграем в космонавтов. Космонавты- смелые, ловкие люди; они много знают, много читают и всегда внимательны.

Игра «Полет на луну»

Проводится «Отбор в группу космонавтов»: дети строятся и маршируют под музыку, меняя темп.

Проводятся игровые упражнения  на координацию движения рук (достать до кончика носа  указательным пальцем левой руки, отвести руки в стороны и подвести указательные пальцы друг к другу), туловища (упражнение ласточка), ног (прыжки на одной ноге, приседание на одной ноге). По результатам проверки к полету  все готовы. Теперь у вас есть командир, группа космонавтов исследователей, космонавт – механик, космонавт-журналист.

Затем показывает упражнение с воображаемыми предметами (надевает скафандр космонавта, потом шлемофон), дети повторяют движения. Ведущий теперь вы космонавты и вы готовы лететь на Луну. Но перед тем как полетите на Луну вам необходимо собрать исследовательский чемоданчик, т. к. на Луну вы летите, чтобы взять на исследование минералы.

У вас есть своя ракета. Я буду диспетчером на космодроме. Займите свои места.

Диспетчер: Пристегнуть ремни!

Дети: Есть! Пристегнуть ремни!

Диспетчер: Ключ на старт!

Есть! Ключ на старт.

Диспетчер: Продувка один!

Дети: Есть продувка один!

Диспетчер: Продувка два

Дети: Есть продувка два

Диспетчер: Внимание! Старт!

Дети: Поехали!

Звучит песня, диспетчер объявляет, что начался метеоритный дождь (воздушные шары), задача космонавтов спасти корабль и не столкнуться с метеоритным дождем, т.е. отбивать воздушные шары и не допустить попадание в корабль.

Ведущий приглашает «космонавтов» выйти из ракет и погулять по поверхности Луны, объясняя, что на Луне не ходят как по земле: здесь надо прыгать с ноги на ногу (под веселую музыку танец «Лунная походка»), а механик обследует ракету, ремонтирует части сбитые шарами. Так как на луне нет воздушного пространства – за спинами у космонавтов кислородные баллоны.

Ведущий просит детей найти воду на луне и взять её на пробу, после того как дети не находят воды ведущий объясняет что на луне нет воды, и просит взять воздух на пробу.

Ведущий предлагает космонавтам взять на исследование минералы.

Космонавты, а давайте найдем нашу планету, вы видите, какая она маленькая её почти не видно, а еще хочу  предложить посмотреть в телескоп на кометы и созвездия.

Космонавт-журналист предлагает сделать общий снимок на луне, фотографирует планету земля.

Диспетчер: С Земли звучит команда: «Всем космонавтам  занять места в ракете»

Дети: Есть! Занять места!

Диспетчер: Ключ на старт!

Дети: Есть! Ключ на старт! Поехали!

Затем ведущий говорит: «Космонавты, вы  совершили героический полет на Луну. Земляне поздравляют вас с возвращением на родную планету!»

Под веселую маршевую музыку космонавты обходят круг почета.

Автор: Неупокоева Любовь Васильевна

Должность: Воспитатель

Место работы: МДОУ «Детский сад «Чебурашка»

Место расположение: ЯНАО Надымский район с.Ныда

Цель: Заложить основы естественно-научных представлений о космосе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", ясельный возраст, "Домашние животные""...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»

Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...

Конспект комбинированного НОД по ознакомлению детей с формированием целостной картины мира, расширение кругозора. Тема : Беседа о творчестве И.И.Левитана.

Программное содержание : Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины. Закрепить умение самостоятельно выражать эстет...

Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...

Конспект НОД в средней группе на тему «Как дикие звери к зиме готовятся» Формирование целостной картины мира (расширения кругозора, ознакомление с окружающим миром) Подготовила и провела: воспитатель: О.В.Медведева (Разновозрастная группа от 3 – 5 лет)

Конспект НОД в средней группе на тему«Как дикие звери к зиме готовятся»Формирование целостной картины мира (расширения кругозора, ознакомление с окружающим миром)Подготовила и провела: вос...

«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» Занятие по окружающему миру в средней группе в режиме онлайн.

Дать детям представление о солдатах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» .Познакомить детей с некоторыми военными профессиями. Воспитывать гордость за наши...