Главные вкладки

    Конспект занятия "Богатыри земли русской"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Шибалина Ирина Анатольевна

    Вашему вниманию предлагается конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию целостной картины мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bogatyri_zemli_russkoy.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    образовательной деятельности

    с детьми старшей  группы

    по формированию целостной картины мира

    Тема: «Богатыри земли русской»

     Цель:

    Формированее  представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
    Задачи:

    1.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне  Никитиче.
    2.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
    3.Познакомить детей с оружием богатырей.
    4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

    Развитие понятийного словаря:
    Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
    Предварительная работа:
    Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
    Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
    Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
    Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
    Составление родового дерева (нарисованного).
    Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
    Оборудование:
    Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья - разбойника, Змея - Горыныча.

                                                                              Ход занятия:

    Воспитатель:
    Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).
    Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
    Дети:
    Илья Муромец,
    Добрыня Никитич,
    Алёша Попович.
    Воспитатель:
    Правильно, а кем они были?
    Дети:
    Богатырями. Воспитатель:
    Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
    Дети: 
    Богатыри - это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.
    Воспитатель:
    Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята,
    мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
    Дети:
    «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка»,
    «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д..
    Воспитатель:
    Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
    Дети:
    С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
    Воспитатель:
    Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
    Дети:
    Да.
    Воспитатель:
    Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
    Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
    Дети:
    Дорогу.
    Воспитатель:
    Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
    «Пойдёшь на право
    Деньги и слава,
    Пойдёшь на лево
    Друзей потеряешь и будешь не смелым.
    Двинешься прямо
    Ждет опасность и богатырская застава.»
    Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
    Дети: 
    Дорогу, которая идет прямо.
    Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
    Голос: 
    (Задание 1)
    Для начала разомнитесь,
    По верёвочке пройдитесь,
    Со ступать с неё нельзя
    Пропасть вас там ждёт друзья.
    (На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
    Голос: 
    (задание 2)
    Вот преграда на пути
    Её так просто не пройти
    Надо быстро вспоминать
    И пословицы сказать!
    (Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
    Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
    Смелость силе воевода.
    Тот герой кто за Родину горой.
    Кто смел тот на коня сел.
    За край свой насмерть стой.
    Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
    Сам погибай, а товарища выручай.
    С родной земли умри, не сходи.
    Жить - Родине служить.
    Счастье - Родины дороже жизни.
    Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
    Если дружба велика, будет Родина крепка.
    Голос:
    (задание 3)
    Вот и речка на пути
    Не проехать, не пройти
    Соловей - разбойник злой
    Мост сломал здесь над рекой.
    (Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
    Голос: 
    (задание 4)
    Здесь преграда, здесь Кащей
    Ест он много-много детей (щей)
    Чтобы дальше вам пройти
    Нужно доказать, что вы богатыри.

    Физкультминутка «Богатыри»
    Богатырь- вот он каков:
    (Показывают силача)
    Он силён , он здоров,
    Он из лука стрелял,        
    (Имитируют движения)
    Метко палицу бросал,
    На границе стоял,
    Зорко - зорко наблюдал,
    Подрастём, мы и, смотри,        
    (Поднимаем руки высоко вверх)
    Станем, как богатыри!

    Голос: 
    (задание 5)
    Все преграды покорились
    Дальше в путь вы все пустились
    Но, увы, не тут - то было,
    Вихрем всё вдруг закружило!
    Змей Горыныч трехголовый
    Повстречался на пути,
    Тут спасенья не ищи!
    Но ребята не зевай
    И оружие скорее выбирай!
    (Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

    Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит мальчик - гусляр.(под музыку, в роли мальчика выступает сотрудник сада)
    Воспитатель:
    Кто ты?
    Гусляр:
    Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
    Воспитатель:
    А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!
    Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.
    «Богатырь, силён как вольный ветер,
    Могуч как ураган.
    Он защищает землю
    От злобных басурман!
    Он силой доброю богат
    Он защищает стольный град.
    Спасает бедных и детей
    И стариков и матерей!
    Воспитатель:
    Вот кто такие богатыри.»
    Гусляр:
    Аи, под славным городом под Киевом,
    Стояла -то застава богатырская.
    На заставе атаман был Илья Муромец,
    Податаманье был Добрыня Никитич,
    Есаул - Алёша - поповский сын.
    Выходят три мальчика, одетых богатырями.
    Илья Муромец:
    Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
    Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
    Рычал злодей-разбойник по-звериному,
    От его свиста все цветочки осыпалися,
    А что есть люди - все мертво лежат.
    Но срубил я ему буйну голову,
    Говорил притом таковы слова:
    «Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
    Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
    Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
    Звучит музыка.
    Добрыня Никитич:
    Поехал я к славной речке -
    Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
    Аи Змеинищо да то Горынищо,
    Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
    Говорит-то Змеинищо таковы слова:
    «А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
    Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
    Захочу - сожру».
    Изловчился я, ударил Горынище,
    Ан упал-то Змей на сыру землю,
    На сыру землю, на ковыль-траву.
    Запросил пощады, душегубище.
    Звучит музыка.
    Алеша Попович:
    Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
    И что сам он трех саженей росту,
    Конь под ним, как лютый зверь,
    Изо рта пламень пышет,
    Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
    Как хлестнул я его по голове,
    А как упал он на сыру землю,
    То вскочил я ему на черну грудь,
    И отрезал ему голову прочь,
    И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

    Звучит гусельная музыка.
    Гусляр:
    Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
    Аи седлали вы коней добрых,
    Да стояли вы за веру и Отечество,
    И поклон вам от Руси и во веки веков.
    Кланяются друг другу и зрителям и уходят.
    Воспитатель:
    Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

    Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

    Богатыри – защитники земли Русской. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

    Целью занятия является воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам и к русской истории. Дети знакомятся с картиной В. Васнецова «Богатыри», которая вызывает у них чувство гордости и патриотизм...

    В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                             Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

    Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

    Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

    Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

    Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

    Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

    Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

    Конспект "Защитники земли Русской"

    ООД по программе "Истоки"....