Непосредственно образовательная деятельность "Кто весной не пролежит, весь год будет сыт"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Салманова Елена Александровна

 Большинство из нас весьма поверхностно знакомы с культурой своего народа. Практически утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и уважения к старшим, исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества, стираются семейно – бытовые традиции, обычаи, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.  Как жили русские люди? Как работали?  Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_vesnoy_ne_prolezhit.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Кто весной не пролежит, весь год будет сыт».

Цель:    создание условий для формирования познавательной и творческой активности детей.                

Задачи:                 

  • создать условия для формирования представлений детей о стадиях                 развития растений;
  • создать условия для формирования понятия о том, что цикл развития растения  повторяется каждый год;
  • способствовать развитию творческие способности детей средствами музыкально -  театральной деятельности;
  • воспитывать трудолюбие и желание ухаживать за растениями.

Материал:             семена – морковь, свекла, горох, помидор, огурец, тыква, кабачок; карточки с изображением этих же овощей; карточки к дидактической игре «Как росла горошина».

                               Костюмы к экологической сказке «Пых» - дед, баба, внучка, внук, Пугало, еж, репка, морковь, капуста; декорации русской избы и огорода, лукошко с пирогами.

Предварительная работа: рассматривание семян овощей; опыты по проращиванию лука в различных условиях; работа с календарями роста и развития растений; чтение художественной и познавательной литературы:

                               Л. Кузнецова «Как вырос огурец», «Почему помидор красный».

                               Е. Пермяк  «Смородинка».

                               А.Х. Тамбиев «Экологическая азбука для детей» (растения)

                               С. Ильин «Моя первая книга о природе «Цветы»

                               Разучивание экологической сказки «Пых».

Ход занятия:                                  1 часть.

Дети под музыку  входят в зал, там их встречает хозяйка – Сказочница:                   

                                       Здравствуйте, мои дорогие,

                                       И маленькие, и большие!

                                       Вижу, как вы подросли!

                                       До чего же хороши!

                                            В гости вас к себе зову,

                                            Пирожками угощу.

                                            Вот, ребятки, здесь мой дом

                                            Хорошо, уютно в нем.

                               А пока пирожки пекутся,

                               Присядем рядком, да поговорим ладком.

Дети садятся на скамеечки около печки

- А вот, расскажите мне, ребятки, как вы понимаете пословицу:

           Кто весной не пролежит, весь год будет сыт?        (ответы детей)

- Правильно, весной начинаются полевые работы. И если все вовремя делать и хорошо трудиться, то осенью будет хороший урожай. А рассаду сеют уже в конце февраля.

- А вот скажите-ка мне, с чего начинаются полевые работы?

(люди готовят землю к посадке семян)

- Как готовят землю к посадке?

(вскапывают, рыхлят, делают грядки, вносят удобрения)

- А откуда люди берут семена?

(осенью отбирают самые хорошие, спелые, здоровые плоды и выпускают из них семена; редис, свеклу, морковку сажают весной и она выпускает стрелку, на которой расцветает цветок, и потом образовываются семена и их собирают).

- Но семена, которые заготовили осенью, будут сеять только следующей весной и семена надо сохранить. Что люди делают, чтобы семена сохранились всю зиму?

(они их промывают, просушивают и хранят в специальном месте: мелкие семена в пакетиках в теплом месте, а семена картофеля в прохладном подвале, чтобы они не проросли раньше времени).

- Я тоже заготовила осенью семена для посадки и приготовила для вас загадки. Вот здесь в тарелочках лежат семена, а вы сейчас угадаете, что это за семена и какие овощи из них вырастут.

Дидактическая игра «Угадай, чье семечко?»

Морковь

Свекла

Горох

Помидор                                          дети раскладывают карточки,

Огурец                                             соответствующие семенам в тарелочках.

Тыква

Кабачок

- А какие семена у картофеля?

(Это мелкие клубни. Осенью картофель выкапывают и перебирают: крупные клубни оставляют на еду, а здоровые, без червоточин и болячек, но поменьше оставляют для посадки).

- А теперь давайте поговорим о том, что нужно для того, чтобы семечко проросло?

  • его нужно посадить;
  • поливать;
  • рыхлить землю;
  • выпалывать сорняки;

- А еще, помните, мы с вами проводили эксперимент с луком? Одну луковицу в баночке с водой ставили на окно, а вторую – в тумбочку. Что тогда у нас получилось?

- Почему лук в тумбочке не пророс, а засох, и луковица стала дряблой, ведь в баночке была вода?

- Так, что нужно, чтобы из семечек выросли хорошие плоды?

- У меня для вас есть еще одна игра.

Раскладывает на столе карточки к дидактической игре «Как росла горошина»

- Давайте посмотрим, как росла горошина.

Раскладывают карточки в определенной последовательности и по ним разбирают  этапы роста гороха.

- А вот еще карточки, посмотрите, что они обозначают?

(то, что необходимо для роста растений, и то, что для этого вредно)

- Но есть еще одна заповедь, которую должен соблюдать каждый, если он хочет, чтобы у него вырос богатый урожай. Нужно каждую работу делать вовремя! Вот, например, что будет, если посеять семена, позже положенного времени?             (не успеют вызреть, не завяжется завязь, не будет плодов)

- А если семена посеять раньше положенного времени?         (они замерзнут)

- А вот, если вовремя не полить?..

-А если вовремя не прополоть и не порыхлить?..

- Вот поэтому-то русские люди и сложили такую поговорку: «Кто весной не пролежит, весь год будет сыт».

- Делу время, а потехе час. Пока весна не пришла, есть время самим повеселиться, да гостей потешить сказкой, да непростой, а поучительной.

Дети уходят за ширму, надевают костюмы.

Инсценировка экологической сказки «ПЫХ»

Сказочница:       Внимание! Внимание!

                              Дорогие зрители,

                             Чудеса сейчас придут,

                              Интересно будет тут!

Это присказка, а сказку впереди!

У нас на Руси сказки очень хороши!

                            Я на вас погляжу

                            Да сказочку расскажу.

                           Вы на ус все намотайте

                           И сказку рассказывать мне помогайте.

Сказочница:        В одной деревушке,

                               В маленькой избушке

                              Жили – были дед, баба да внучка

Выходят дед, баба и внучка

Дед:        Встает она ранехонько

Баба:       Умывается белехонько.

                Да песенки поет.

Аленка поет на мелодию украинской народной песни «По дороге жук»    

                              Зовут меня Аленка

                              Пою я песни звонко.

                              Я танцую и играю,

                               Но и дел не забываю

                               Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

                               Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

Берет лейку   

                                Вот смотрите-ка, ребятки,

                                Поливаю грядки.

Дед:             Да что ты, Аленка, пустые грядки поливаешь?

Баба:            Нужно, Аленушка, семена посеять.

                     Посмотри, какие дедушка грядки вскопал!

                     Ровные да без комочков.

                     Так что за семенами дело встало.

Идет к печке

                      Вот они у меня тут с осени приготовлены.

Сказочница:             Давайте, ребятки, поможем деду и бабке

                                   Семена достать.

                                    Раз, два, три – повернись,

                                    В семена все превратись.

Под р.н.п. исполняют танец семян и поют

               А мы сеем, а мы сеем, а мы сеем – вот так да!

               Прорастайте, прорастайте, поскорее, семена!

    Аленка:     Хоть и жарко – не беда,

                        Нам помощница вода.

                       С ней дружу я крепко,

                       Поливаю репку,

                       Капусту, да морковку,

                       Петрушку, да свеколку.

                       Разрастайся огород –

                       Пусть любуется народ.

Сказочница:             Вот и посадили семена на грядках.

Бабка:           Вот какая ты у нас помощница!

Дед:               Когда все вместе и дело спорится.

                      А теперь можно и отдохнуть…

Идет к печке. Поправляет подушки. Звучит аудиозапись – крик птиц

Баба:              Ой – ой – ой! Дед, смотри!

                       Сколько птиц прилетело!

                       Все семена выклюют!

Дед:                Давайте ставить Пугало!

                       Вот это дело!

Выводят Пугало. Пугало исполняет танец на мелодию русской народной песни «Уж как по мосту».

Сказочница:              Молодцы, что проявили заботу о семенах.

                                    А семена-то не простые, а волшебные, разговаривают!

Дети семена поют на мелодию «Частушки»

                                   Скучно, скучно нам в земельке сидеть

                                   Друг на друга нам нельзя поглядеть.

                                   Не пора ли прорастать, прорастать

                                   Лицо солнцу показать, показать.

                                   Хоть жарко, ох жарко и зной

                                   Все равно мы прорастем, прорастем!

Пугало:            Ты уж, репка, уродись, уродись

                          Над землею поднимись, поднимись!

                          Ой - да с пышными листочками

                          Ой - да с крепкими стволочками

Репка:                        Уродилась я больша -прибольша  

                                  Уродилась я крепка и сладка

                                 Ох, я репка и больша – велика

                                 Раскрасавица широкая душа

Пугало:             Уж, морковка, уродись, уродись

                           Ты расти глубоко вниз, ох вниз.

                            А над грядкой, над землей, над землей

                            Выкинь листик вырезной, вырезной.

Морковка:                     Вот я выросла морковка – краса

                                        У меня теперь зеленая коса.

                                         Ох, зеленые листочки мои

                                         Ох, румяные-то щечки мои.

Пугало:               И капуста, уродись, уродись

                             И на грядке распушись, распушись

                             Ох, ты белая да сладкая

                              Поднимись-ка ты над грядкою.

Капуста:                          Я капуста и вкусна, и сочна

                                         Выросла на радость людям я.

                                         Ох, бела я и сочна и сочна

                                         И полезна, и вкусна, и вкусна.

Все поют и танцуют:             Вот такие мы красавцы наросли

                                                 Не пропали – то Аленушки труды.

Баба:                   Аленка, иди, посмотри, подросли ли овощи на грядках.

Сказочница:                  Пришла Аленка  и видит

 Аленка и дет к огороду под р.н. песню «Пойду ль я, выйду ль я», кричат петухи

Аленка:              Вот чудеса-то, вот так грядки.

                           Овощи растут не по дням, а по часам!

Бежит к бабке с дедом

                            Дедушка, Бабушка, на грядках овощи выросли

                            Большие – пре – е – е – большие!!!

Баба:                   Ой, как хорошо! Мне капуста на щи нужна!

                            Дед, иди, принеси мне на щи капусты, да морковочки.

                            А я печку растоплю.

Баба и Аленка прячутся за печку. Дед идет за овощами, звучит аудиозапись – пчелки жужжат, комары пищат, кузнечики стрекочут.

Сказочница:     В огороде-то жарко – жарко,

                            В огороде-то тихо – тихо…

                            Только пчелки жужжат,

                             Комарики звенят, да птички песни распевают.

Дед:                            Первая грядка с репкой,

                                    Вторая грядка с морковкой.

                                    А вот и капуста.

                                    Какая большая, наливная.

                                    Сорву ее. Обрадуется бабка.

Наклоняется к капусте, в это время фыркает ежик.

                                    Батюшки! Какие страсти!

Убегает под р.н. мелодию «Как у наших у ворот»

Сказочница:         Удивительно, кого это дедушка испугался?

                                Кто пыхтел?

Раздается гром

                                Ой – ой – ой! Тучки набегают.

Звучит музыка дождя

                                 Начинается дождь!

Пугало и дети поют и выполняют ритмическое упражнение на мелодию русской народной заклички «Дождик»

                                  Дождик, дождик, поливай!

                                  Будет лучше урожай.

                                  Дождик, дождик, поливай!

                                  Будет слаще урожай.

                                  Ой, лады, лады, лады

                                  Не боимся мы воды

                                   Чисто умываемся – вот так!

                                    Солнцу улыбаемся – вот так!

Сказочница:        Какое удовольствие получили овощи –

                               В жару искупаться под дождем.

Выбегает Дед:             Ох, Бабка, хотел капусту сорвать,

                                     А из-под куста зверь какой-то: пых – пых,

                                     ш – ш – ш,  фыр – фыр! Насилу ноги унес!

Баба:                       Да полно тебе! Еще придумал, старый.

                                Пойдем, посмотрим.

Дед:                                 Нет уж, иди сама, а я тут посижу.

Баба:                       Эх, ты трус! Куста испугался.

Сказочница:         Не поверила бабка деду, пошла на огород сама.

Бабка идет на огород под р.н. песню «А я по лугу»

Баба:                         Наши овощи поспели,

                                  Мы их вырастить сумели.

                                  Сейчас сорву морковки я…

Нагибается, а ежик ее пугает, она убегает в избушку.

Сказочница:                 А вот и бабка бежит

                                        Вся от страха дрожит.

Дед:                             Ну что, бабка,  принесла овощей?

Баба:                         Ой, не спрашивай, там какой-то Пых.

Аленка:                       И чего это дедушка с бабушкой испугались?

                                     Какого Пыха выдумали! Пойду посмотрю!

Дед и баба:                          Ой, не ходи! Погубит!!!

Аленка:                        Нет пойду!

Дед и Баба:                           Тогда пойдем вместе

Дед берет кочергу, баба ухват, звучит р.н.п. « Пойду ль я выйду ль я» в миноре

Сказочница:               А кто-то все сильнее распыхтелся,

                                     А кто-то все сильнее расшумелся.

Звучит р.н. мелодия «Каравай», овощи поют, затем убегают с грядки

                                      Есть у нас огород,

                                      Кто-то страшный там живет.

                                      Вот такой вышины, вот такой нижины

                                      Вот такой ширины, вот такой страшины.

                                      Ты, страшилка, не пугай, куст наш больше не качай.

                                       Лучше ты покажись, с овощами подружись!

Выходят дед, баба и Аленка

                                А где же овощи? Давайте искать…

Баба (подходит к овощам):    Что вы тут делаете?

 Дети жестами показывают на огород и изображают страшилищ

Баба:                               Скажите, кто там?

Дед:                              Кто-то страшный?

Аленка:                                Фыркает?

                                       Пойдем смотреть, кто там живет!

                                       Кого боится огород?

Дед замахивается кочергой, а баба ухватом.

                                       Да вы так его убьете.

Ищет Пыха

                                       Здравствуй, Пых. Я Аленушка, а ты кто такой?

                                       Зачем меня пугаешь?

Ежик:                       Ш – ш – ш, пых –пых

Все боятся и дрожат

Аленка:                      А я не боюсь. Сейчас я тебя найду.

                                    Ах, вот ты где! Отгадайте кто это:

                                    Колючий, да удаленький,

                                    Росточком очень маленький.

Все:                                   Да это же ежик!

Под р.н.п. «Пойду ля выйду ль я» (мажор) выходит ежик.

Баба:                         Это ты нас напугал, это ты нас всех прогнал?

Ежик:                           Фыр- фыр – фыр!

Аленка:                     Смотрите, он сам вас всех боится.

Дед и баба:                     Он и, правда, совсем не страшный.

Овощи:                      Добрый, веселый, шутливый,

                                   Хочет с нами дружить.

Сказочница:                   Ради дружбы нашей

                                          Давайте вместе спляшем

Все исполняют танец под р. н. п. «Калинка»

Сказочница:            Вот как весело у нас

                                   Овощи пустились в пляс.

Аленка:             Бабушка, дедушка, давайте возьмем ежика в избу!

                           Пусть мышей ловит.

Бабушка:                Ну что ж, внученька, пусть погостит.

Дед:                      Наши овощи поспели, увозить уже пора

Баба:                         А вот и внук на грузовике

Все исполняют песню «Урожайная»

                 Едем, едем мы домой

                 На машине грузовой.

                 Урожай собирай и на зиму запасай.

                 Ой, да, собирай и на зиму запасай.

                        Едем, едем мы домой

                        На машине грузовой.

                        Ворота отворяй – едет с поля урожай.

                        Ой, да, отворяй, едет с поля урожай.

Сказочница:       Вот урожай так урожай!!!

                              Раз, два, три – повернись

                              И в детей превратись.

                                 Не даром дети любят сказку,

                                 Ведь сказка тем и хороша,

                                 Что в ней счастливую развязку

                                  Уже предчувствует душа.

Все:                Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Сказочница:                А вам, ребятки, пора возвращаться в группу.

                                      Я вам на дорожку приготовила лукошко.

                                      Пирожки кушайте, да маму с папой слушайте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД оо "Познание" "Кто весной не пролежит - целый год будет сыт"

конспект НОД оо "Познание" на тему "Кто весной не пролежит - целый год будет сыт". Труд людей в природе весной. Старшая группа....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Весна идёт, весне дорогу"

Цель:– учить  детей  составлять  гармоничную  цветовую  композицию,  передавая  впечатления  о  весне.  Закреплять  умение  принимать участи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Если здорова природа - будет здоров человек!"

Конспект НОД "Если здорова природа - будет здоров человек" поможет воспитателям обобщить и расширить представления детей о многообразии природы, важности и неповторимости каждого ее компонента и необх...