КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Егорова Татьяна Михайловна

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nashi_pomoshchniki.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

Цели:                                                                                                                                              1. Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с  помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования. 
2. Учить объяснять полученные данные. 
3. Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор. 

Методы и приемы:

  1. Наглядные (показ, демонстрация);
  2. Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  3. Игровые (словесные игры, дидактические игры, сюрпризный момент);
  4. Практические (занимательные упражнения, зрительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная гимнастика,динамическая пауза, худ.творчество).

Материал: Музыкальные инструменты: барабан, металлофон, флейта, бубен, гармошка, погремушка,скрипка. Схема вкусовых рецепторов языка,фрукты: лимон, банан, яблоко. Овощи: морковь, капуста. Печенье, конфеты, шоколад, баночки, ватные палочки, платок,»волшебный мешочек»: шишка, скрепка, шарик, кубик, пластилин, кусочек шерсти).

Ход занятия:

1.Организационный момент:                                                                                                  Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые? (Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.)                                                  Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И отправимся мы для этого в Институт Здоровья.

Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно). Итак, в путь!                                                                

2. Основная часть: А теперь давайте закроем глаза  и мысленно перенесемся в «Институт здоровья».

 Итак, мы пришли в институт Здоровья.                                                                                              Какие органы чувств вы знаете?(…….) Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Какую роль они играют в жизни человека?(ощущение и восприятие мира). Правильно, они помогают узнавать познавать окружающий мир. Поэтому мы называем их нашими помощниками.

Воспитатель одевает белый халат (звучит музыка).

Вот ребята, мы уже и оказались в 1 лаборатории.

ГЛАЗА.

Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадаете ее и поймете какой орган чувств здесь исследуют.

Загадка:

На ночь два оконца

Сами закрываются

А с восходом солнца

Сами открываются (глаза)

Правильно, это глаза

Вопросы:

Чем являются для нас глаза? Как еще можно их назвать? Правильно, зрение!

Для чего нам нужны глаза?

Какого цвета бывают глаза?

Что нужно делать, чтобы глаза хорошо видели? ! 

Нужно сделать специальную гимнастику для глаз.

Гимнастика.

Зажмурим глаза на три-пять секунд

Быстро-быстро поморгаем,

А теперь глаза закрой,

И погладь руками

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме.

Пальчик к носу движется,

А потом обратно,

На него смотреть очень нам приятно.

 Сядьте поудобней я вам расскажу все о глазах.                                                           Разберёмся вместе, дети,                                                                                                                 Для чего глаза на свете?                                                                                                                               И зачем у всех у нас,                                                                                                                         На лице есть пара глаз?                                                                                                                           Для чего нужны глаза?                                                                                                                       Чтоб текла из них слеза?                                                                                                                 Ребята, для чего нам нужны глаза? (ответы детей). Верно, благодаря глазам мы можем видеть всё, что нас окружает.                                                                                        Глазами мы можем увидеть много интересного: картинки в книжках,  мультфильмы.  

Глазами мы видим, как красив и ярок окружающий мир: пестрых бабочек, красивые разноцветные цветы, синее небо, желтые листья, белый пушистый снег, радугу после дождя, зеленую траву.                                                                                 Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко.

Сразу сделалось темно.

Где тут стульчик, где окно?

Странно и обидно

Ничего не видно.

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас!

 А давайте теперь вместе вспомним как надо беречь глазки и поиграем с вами в игру.

Игра «Что хорошо, что плохо» показывает картинки, дети (морковь)хлопают в ладоши, (телевизор) кричат и топают ногами.

Картинка 1- нельзя тереть глаза грязными руками

Картинка 2-нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов

3-нужно чаще смотреть на природу

4-нельзя близко и подолгу смотреть телевизор

5-нельзя долго играть в компьютерные игры

6-нельзя смотреть на яркий свет

7-нужно есть продукты богатые витамином А

8-нужно тренировать глаза и делать упражнения, смотреть вдаль.

А что еще нужно для глаз?

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет.

Но вы должны знать, есть люди по каким-либо причинам лишены зрения.  И глаза им заменяют руки. Но об этом мы поговорим в следующей лаборатории.

РУКИ.

В этой лаборатории мы поговорим о руках.

Какой это орган чувств? (орган осязания).

Какую роль играет в жизни человека? (все, что нас окружает, сделано руками человека)

А сейчас проведем следующий эксперимент: отгадайте, что это? (мешочек).      

Дидактическая игра: «Волшебный мешочек» (В мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы можете о нем сказать? Что это за предмет?

Каким приемом определяли предметы? (способом осязания-ощупывания).

Вы отлично справились с этим экспериментом.

Пальцы ваши устали?

Пальчиковая гимнастика.                                                                                                              "В гости"                                                                                                                                       В гости к пальчику большому
(Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец - малышок
Постучался на порог.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья,
(Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)

Эксперимент завершен и мы направляемся к третьей лаборатории.

УШИ.

Загадка.

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше:(ушки)
.

Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.
(Тихо говорит.) Садитесь. (Дети выполняют)
. Какой орган чувств был сейчас задействован?

А уши это какой орган? (орган слуха)

Какую роль играет слух в жизни человека? (слышим различные звуки)

Какие, например? (звуки дождя, грома, сигнал машин, музыку и т.д.)

У кого-то слух острее, у кого-то он чуткий, у кого-то нет. И сейчас мы это проверим.

Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?»                                                Музыкальные инструменты находятся за ширмой.                                                                           Педагог поочередно играет на инструментах.   Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал. (барабан, металлофон, пианино, дудочка, флейта, гармонь, скрипка). Молодцы! Слух у вас в норме.  

Слух для человека - это большая ценность. Но случается, что по каким-то причинам болит ухо, ухудшается слух. И тогда мы обращаемся к специалисту – отоларингологу. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.  - А мы знаем правила по охране слуха. Не допускать, чтобы в них попадали посторонние предметы, мелкие бусинки, пуговицы, семена растений, насекомые.

Нужно обязательно следить за их чистотой.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор:Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!!!

(Э.Мошковская). Давайте выполним гимнастику и массаж ушей.

Гимнастика.

Чтобы уши не болели разомни их поскорее

Вот сгибаем, отпускаем и опять все повторяем.

Козелок мы разомнем, по дорожкам пальчиком осторожно проведем

И ладошками сильно прижмем.

А сейчас мы сделаем массаж ушных раковин, он улучшит наш слух.

Массаж:

  1. Потрем
  2. Помнем
  3. Повращаем
  4. Закроем
  5. Раскроем
  6. Оденем клипсы

Молодцы, ребята!

Отправляемся в следующую лабораторию.

ЯЗЫК.

А в этой лаборатории все дразнятся. И мы тоже покажем язык.

Какой орган участвовал в вашей шалости?

Какой это орган? (орган вкуса).

Посмотрите на схему, вся область языка разделена на участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус.

ЯЗЫК

Дидактическая игра «Определи по вкусу»

Скажите, что бывает сладким? (конфеты, торт)

Что бывает соленым? (рыба, огурец, соль)

Что бывает горьким? (лекарство, перец)

Что бывает кислым? (лимон, яблоко)

Переходим к эксперименту.

Сейчас мы одному из вас завяжем глаза, а ваша задача на назвать продукт, описать какой он по вкусу. (Яблоко, банан, морковь, капуста, печенье, конфеты)Эксперимент прошел отлично. Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

Приоткрыл Язык окно, 
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся
.

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка".  Молодцы, отлично постарались!

НОС.

А в этой лаборатории присутствует запах.

Что же это за запах?Чем здесь пахнет?

Какой орган чувств принимал участие? (нос)                                                                                       Загадка:

Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.(Нос)                                                                                                             А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

Что мы теперь мы будем изучать Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще?(чтобы дышать, различать запахи).Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать.

Но у него есть и еще одна обязанность.  И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагают детям понюхать ватные палочки из баночек.                    Баночка №1- вата пропитана чесноком, баночка №2-мандарином, №3 огурцом) Что вы почувствовали?(запах чеснока и мандарина, огурца) .                                   Значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи.                                             Нос-орган обоняния (повторяем вместе). А носы нужно беречь?                                                     А как, знаете?(не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи).                                                                                                       А для человека важно различать запахи? Почему?(примеры детей)                                         А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику.

Дыхательная гимнастика:                                                                                                     Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже - 
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

Упражнение "Ракета" (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз) . Работники нашей лаборатории изучают как развито обоняние и формы носа.Посмотрите какие формы носа вы видите (прямые, с горбинкой, острые, широкие, длинные, курносые).                                                                                              О каком важном органе мы говорим? (органе обоняния) .Как за ним нужно следить? (содержать в чистоте и не переохлаждать).

3.Итог занятия: Вот и все. Все эксперименты и исследования завершены и вам пора возвращаться в детский сад. Дети, вам понравилось пребывание в институте здоровья? Какие органы чувств мы исследовали? Это органы зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания. Все они очень важны и имеют очень большое значение в жизни и деятельности человека.

А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:
Дети говорят друг другу добрые пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии на тему "Наши помощники-органы чувств"

Материал направлен на закрепление знаний детей об органах чувст:осязание,обаняние,слух,зрение,вкус. Воспитание потребности быть здоровыми....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Наша Родина-Россия».

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе для детей с ОНР...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «Наша Таня громко плачет».

Конспект занятия по познавательному развитию  в первой младшей группе  Тема: «Наша Таня громко плачет»....

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Наши помощники органы чувств»

план- конспект занятия (подготовительная группа) по теме...

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема: «Наша удивительная планета».

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема:«Наш удивительная пл...