«Наш город -Дзержинск»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Крысина Наталья Владимировна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие, раздел образовательной программы «Ознакомление с окружающим»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_krysina_n.v.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» компенсирующего вида

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие, раздел образовательной программы «Ознакомление с окружающим» к

V Всероссийскому  конкурсу конспектов непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ с учётом национально-культурных особенностей родного края «Край родной».

(подготовительная группа)

«Наш город -Дзержинск»

Подготовила: воспитатель  первой

                                                      квалификационной категории

                                                            Крысина Наталья Владимировна.

                                                   

Дзержинск, 2014

Программное содержание:

Цель:

  • приобщение детей к социальной культуре своего города, его духовным, материальным ценностям, знакомству с историей родного города. 

Задачи:

Образовательные:

1. Обогащать и расширять знания детей об истории родного города

Дзержинска.

2. Познакомить со значением слов: «растяпа», «химия».

3. Познакомить детей с основными продуктами пищевой и химической промышлености города Дзержинска.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

Воспитательные: 

1. Создание условий для формирования национального самосознания у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения;

2. .Воспитывать интерес к истории нашего города.

3. Формировать уважительное отношение к людям труда.

  • Оборудование: Предметные картинки А4 (изделия из пластмасс: посуда, вёдра, …; продукция канатной фабрики г. Дзержинска: канаты, верёвки; ювелирные изделия с драгоценными камнями, часы; чистящие и моющие средства; стиральные машинки и водонагреватели «Ока», снаряды для обороны страны, ива, колбасные изделия, хлебобулочные изделия); аудиозапись гимна г. Дзержинска, герб г. Дзержинска, мольберт; для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватные палочки, чашка воды, 1\4 листа белой  бумаги, настольная лампа; мультимедийный проектор, экран, презентация с фотографиями Дзержинска, разрезные фотографии школы и больницы с частями по количеству детей.

Предварительная работа:

Беседа о родном крае, о городе Дзержинске; отгадывание загадок о социальных и культурных объектах города; беседы с детьми о профессиях их родителей.

Ход занятия.

Организационный момент.

Восп.: Ребята, вы все знаете, что мы живём в одном большом городе,  который называется … (Дзержинск). А мы жители, этого города называемся … (Дзержинцами). Стоит наш город на реке … (Оке).

 - Город наш большой. Он второй по величине после Нижнего Новгорода. Как вы думаете, он таким был всегда? (высказывания детей)

- Если я предложу вам сейчас отправиться в прошлое нашего города на много-много лет назад, вы согласитесь? (высказывания детей)

- Оказаться там, помогут нам фотографии и иллюстрации тех лет. Вы готовы? Тогда начинаем.

Основная часть.

Включаем нашу машину времени - мультимедийную презентацию.

                                                        (картинка села XVII века)

-На месте современного Дзержинска ранее было село Растяпино. Как вы думаете, почему его так назвали? (высказывания детей)

Почему назвали село – Растяпино существует несколько преданий.

Первые упоминания о селе были 5 сотен  лет назад. Тогда во главе нашего государства был царь и звали его Пётр I. Жил он в Москве, столице нашей Родины. Готовясь к военному походу, царь приехал Нижний Новгород, повелел заложить тут судоверфь для военных кораблей. Что это, такое? (высказывания детей)

- Судоверфь - это место, где строят корабли. Раньше их строили из леса. А соснового леса около реки Оки было много.

                                                          (картинка судоверфи)

Царь собственной персоной проезжал как-то мимо одного села и наткнулся при въезде на глухо закрытые ворота. «Растяпы!» – воскликнул в сердцах ожидавший более радушного приёма император. Ребята, как вы понимаете значение этого слова? (высказывания детей).

Восп.: Растяпа – это неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо.

Вот так появилось первое предание о названии нашего села.

Второе предание.

Название села произошло от “тяпания” топора, направляемого голосом бригадира: “Раз! Тяп! Раз! Тяп!”

- С давних пор известен наш край под названием Черноречье, получивший имя от небольшой лесной речки Черной, что протекала некогда здесь и впадала в полноводную Оку. Назовите, от каких двух слов образовалось новое сложное слово Черноречье?

                                                (высказывания детей)

                                                (фотография станции)

- Прошло много лет. Через наше село построили железную дорогу связавшую город Москву и Нижний Новгород. Станцию в селе Растяпино назвали «Чёрное».

Как вы думаете почему?

                                                 (высказывания детей)

                           (фотографии дачников на фоне домов того времени)

- Растяпино стало модным дачным местом. Здесь отдыхали знаменитые писатели, артисты, художники.

                             (фотографии первых предприятий Растяпино)

- В это же время здесь начинают работу и первые предприятия – сначала алебастро-гипсовый завод, затем канатная фабрика.

Когда в  стране началась первая мировая война, то фронту потребовалось большое количество боеприпасов, медикаментов, в производстве которых без химии не обойтись. И тогда были построены первые химические заводы «Корунд» и «Завод им. Я.М.Свердлова». Как вы думаете, что такое химия?

                                                 (высказывания детей)

- Это целая наука, которая занимается получением новых материалов    

используемых для изготовления различных предметов. Например: Разогревая речной песок, в огромных заводских печах люди получают стекло. Перерабатывая нефть - получают бензин, солярку, резину, пластмассу.

-  А сейчас я предлагаю вам стать ненадолго химиками. Вы согласны?

                                                 (высказывания детей)

-Перед работой разомнём наши пальчики гимнастикой: «Города»:

«Каждый город,                                        

Каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы.

Без труда.

Не построишь города.

( На каждое слово большой палец правой руки поочерёдно здоровается с другими пальчиками этой руки)           

Опыт «Невидимые чернила»

1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.

2. Обмакнём ватную палочку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем слово Дзержинск на бумаге.

3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

                                (дети проводят опыт, дают бумаге высохнуть)

-С появлением химических заводов население Растяпино стало увеличиваться.

Людям требовалось жильё, магазины, большая больница, а для детей школа.

Как  выглядели раньше школа и больница мы узнаем, собрав картинки.

Познавательно-двигательная разминка «Строители»

Дети делятся на две команды. Каждому ребёнку даётся часть изображения разрезной картинки. По команде, дети в порядке очереди подбегают к мольберту,  

выкладывают изображение на контур объекта, возвращаются к своей команде, передают эстафету. Педагог подводит итоги.

-Какое было здание школы?

                                                (высказывания детей)

-Какое было здание больницы?

                                                 (высказывания детей)

-Время шло. Власть в нашей стране поменялась в результате революции. Как вы думаете,  что такое революция? (высказывания детей обобщает педагог). Царя не стало.  К власти пришли люди, которые хотели построить новую жизнь, где не было бы бедных и богатых - все были равны, жили в красивых просторных домах, получали хорошую зарплату на своей работе, бесплатную медицинскую помощь и образование. Так люди стали строить новое государство – Советский Союз.

Наша страна тогда очень нуждалась в продукции химических заводов, которая была необходима для изготовления машин, строительных материалов, тканей, посуды… . Вот тогда на месте посёлка Растяпино стал строиться наш город Дзержинск, который было решено сделать крупным центром химической промышленности.

-Ребята, как вы думаете,  почему назвали наш город Дзержинск?

                                                 (высказывания детей)      

  - Это память о человеке Феликсе Эдмундовиче Дзержинском, неутомимом труженике, борце за лучшую жизнь.  Он хотел построить город будущего, где не было бы преступников, люди все работали, а их дети ходили бы в бесплатные школы и детские сады, жили в красивых современных домах и квартирах.

                               (фотография памятника Ф.Э. Дзержинского)

-Как и у каждого города у Дзержинска есть герб и гимн. Послушайте гимн. (картинка с изображением герба, запись гимна)

-В годы Великой Отечественной войны заводы Дзержинска работали на фронт. 

Дзержинск отправлял на фронт взрывчатку, горючую смесь, снаряды для «Катюш», противотанковые мины.

                 (фотография завода того времени и советского вооружения)

В послевоенные годы дзержинские химические заводы вернулись к выпуску мирной продукции.

      (педагог выставляет на наборное полотно картинки с продукцией заводов, дети   называют, что там изображено)

Кроме химических заводов в нашем городе работали и работают по сей день предприятия пищевой промышленности, которые изготавливают продукты питания.

                                  (фотография  фабрики «Дэмка», «Хлебзавода»)  

- Назовите, что выпускают на «Дэмке».

                        (показ педагогом картинок с продукцией предприятия)

  Как это можно назвать одним   словом?

                                            (высказывания детей)  

- Назовите, что выпекают на «Хлебзаводе».

                      (показ педагогом картинок с продукцией предприятия)

 Как это можно назвать одним   словом?

                                              (высказывания детей)  

- Ребята, посмотрите, как много всего необходимого выпускается в Дзержинске      

    для жизни людей в нашем родном городе и за его пределами.

                    (педагог указывает на наборное полотно с картинками)

Заключительная часть.

Наше путешествие по истории города Дзержинска заканчивается.

Вам понравилось оно? (высказывания детей)

Что вам больше всего запомнилось (высказывания детей)

В заключении хочется сказать  ещё раз, любите свой город, уважайте его историю, берегите экологию и природу родного края!

Ребята, за то, что вы так хорошо занимались, я хочу сделать вам подарок. Но он тоже со смыслом. Это заготовка «растяпинской игрушки», которую нужно раскрасить. Мы с вами познакомимся с историей, создателем растяпинской игрушки, раскрасим ее, и она останется вам на память!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».

Тип проекта:  долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной  группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. "Мой родной город -Дзержинск"

Занятие для старшего дошкольного возраста.Направленно на воспитание  любви к своей малой родине,красоте ее природы. Знакомство с промыслом - создании растяпинской игрушки.Ощущение себя,а также со...

Проект "Мой город Дзержинск"

Создание интереса к своей малой Родине - городу Дзержинску....

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Наш город -Дзержинск»

Программное содержание:Приобщение детей к социальной культуре своего города, знакомству с историей родного города.  Обогащать и расширять знания детей об истории родного города Дзержинска. ...

Буклет: "Архитектура города Дзержинска"

     Много в России красивых городов, больших и маленьких. Дзержинск имеет специфические и интересные исторические, культурные корни и традиции, которые находят отражение в песня...

Проект «Мой любимый город - Дзержинск» для старшего дошкольного возраста.

Описание проекта:  В своём проекте были закреплены знания об истории города Дзержинска,  о достопримечательностях города, о труде жителей города (химиков), об основных профессиях в городе Дз...

конспект занятия "Мой город - Дзержинск"

Знакомство  с историей возникновения г. Дзержинска .расширять  и закреплять знания и представленя о родном городе и его инфракструктуре ....