«Социальное развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в ДОО»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Формирование социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ, подготовка к успешной интеграции выпускников группы комбинированной направленности в общеобразовательные школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severina_e.v._i_belova_m.v._-_opyt_raboty.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Социальное развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в ДОО»

Актуальность и перспективность, его практическая значимость

Современная система образования ориентирована на личность ребёнка,  развитие его творческой активности, а театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип осуществления личностно – дифференцированного подхода в обучении и воспитании.  Очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

Опыт нашей работы направлен на развитие личностных качеств дошкольников через театрально - игровую деятельность и может быть полезен педагогам, работающим по различным образовательным программам, а также в семейной форме образования детей дошкольного возраста.

Основная  идея  педагогического опыта

Формирование социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ, подготовка к успешной интеграции выпускников группы комбинированной направленности в общеобразовательные школы.

Цель и задачи  опыта

Целью опыта работы по выбранной теме является формирование опыта социальных навыков детей средствами  театрализованной деятельности.

Задачи, которые мы поставили  перед собой:

  1. Совершенствовать формы организации театрализованной деятельности в группе.
  2. Разработать комплексную систему методов и приемов театрализованной деятельности для детей с ОВЗ,   учитывая современные психолого-педагогические требования.
  3. Создать условия для развития эмоциональной сферы воспитанников.
  4. Формировать личностные качества воспитанников: самостоятельность, активность, креативность, инициативность, любознательность.

Новизна опыта

Использование  в работе интегративного подхода в театрализованной  деятельности через образовательную игру, социоигровой метод В.М. Букатовой,  внедрение технологии «Азбука общения» Л.М. Шипициной, О.В. Защиринской  и «Технологии развития коммуникативных способностей у дошкольников» Л.В. Черницкой,  технологии проектирования.

Диапазон педагогического опыта

        Дети дошкольного возраста с ОВЗ, родители, педагоги и специалисты ДОО

Этапы разработки проблемы

1. Подготовительный этап  2010 – 2011гг.

На этом этапе осуществлялось изучение теоретического опыта по теме «Социальное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в  ДОО».

2. Внедрение в практику  2011 – 2012 гг.

На этом этапе осуществлялось использование  в работе интегративного подхода в театрализованной  деятельности через образовательную игру, социоигровой метод В.М. Букатовой,  внедрение технологии «Азбука общения» Л.М. Шипициной, О.В. Защиринской  и «Технологии развития коммуникативных способностей у дошкольников» Л.В. Черницкой,  технологии проектирования.

3. Обобщение и оценка результатов  2012 – 2013 гг.

Выступления на теоретических и практических семинарах ДОО:

  • Мастер-класс «Игра как средство развития эмоционально-речевой сферы детей с ОНР»;
  • Презентация опыта работы «Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника»;
  • Презентация проекта «Фестиваль сказок»;
  • Консультация для молодых специалистов «Создание условий для самостоятельной театрализованной деятельности воспитанников»

Показ открытых мероприятий для педагогов ДОО района:

  • НОД  «Путешествие к Острову Сокровищ»; 
  • НОД «Семья – созвездие земное».

Выступления на областных семинарах;

  • областной Марафон педагогического опыта «Дети 21 века: художественно-эстетическое развитие»  выступление по теме «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой».

Размещение методических разработок на образовательных ресурсах в сети Internet:

  • Публикация в материалах Творческой мастерской специалиста ДОУ «Педагогическая мозаика» журнала «Современное дошкольное образование» педагогического опыта «Театрализованная деятельность  как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР в условиях современного ДОУ».

4. Анализ и прогнозирование 2013 – 2014 гг.

На этом этапе проводился анализ применения опыта в современных образовательных условиях и адаптация  опыта к требованиям ФГОС ДО.

Принципы, используемые в работе

- принцип наглядности;

- принцип активности и самостоятельности;

- принцип систематичности и последовательности обучения;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей            (В.И. Логинова)

- приобщение детей к соцкультуре, нормам и традициям семьи, общества и государства;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром.

Формы работы

  1. НОД
  2. Образовательная игра
  3. Игры на формирование эмоциональной сферы
  4. Развлечения, досуги, концерты
  5. Театральные постановки
  6. ИКТ
  7. Игры-драматизации
  8. Хороводные игры
  9. Проектный метод
  10. Самостоятельная игровая деятельность
  11. Посещение детьми театров, выставок, концертов совместно с родителями
  12.   Консультативная помощь педагогам и родителям.

Этапы развития творческих способностей

  1. Накопление впечатлений.
  2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.
  3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстрированность в рисовании.
  4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Предполагаемые результаты

  1. Повысится уровень художественно-эстетического и эмоционального развития воспитанников (восприятие литературных произведений, осмысление, переживание, сочувствие и  содействие главным героям);
  2.  Активизируется познавательная деятельность воспитанников (умение думать, анализировать, классифицировать, делать выводы);
  3. Окрепнет взаимосвязь между детьми, родителями (законными представителями), педагогами и специалистами;
  4. Расширятся знания детей о театре, его структуре и видах;
  5. Усилиться возможность самореализации каждого ребенка в условиях данного вида деятельности, с учётом его игровых предпочтений и интересов;
  6. Активизируются самостоятельные проявления эмоциональной отзывчивости по отношению к другим в условиях театрализованной деятельности.

Перспектива

Планируем модифицировать наш опыт в соответствии с ФГОС ДО.

Литература

  1. Программа «Театр – творчество - дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
  2. Программа «Театрализованные занятия в детском саду»  М. Д. Маханевой.
  3. Пособие «Играем в театр» Т.И. Дороновой.
  4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
  5. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  7. Мигунова Е.В.  Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.- метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностейдетей средствами театрализованнойдеятельности. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление да...

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".

В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

Социальное развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в ДОО

Формирование социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ, подготовка к успешной интеграции выпускников группы комбинированной направленности в общеобразовательные школы....

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству» В. А. Сухомлинский...