ПРОЕКТ ВОЛШЕБНЫЕ РАКУШКИ
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лобарева Алёна Владимировна

ПРОЕКТ И ПРИЛОЖЕНИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОЕКТ И ВСЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.682.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Брусничка»

 

                                                       Проект

«Экологическое развитие»

                           Тема: «Волшебные раковины»

                                                                                                                       .                                                                                  

                                                                                                  

Воспитатели: Лобарева А.В.

        1 к. к.

        Володина Г. В.

                           1 к. к.                                                                

                                                                       

                                                     

                             п. Тубинский  2012 г.

                 

                                       1.Характеристика проекта.

Актуальность

Сказочна  и  прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребёнка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Природный материал – ракушки, сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как вторую жизнь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

2.Цель и задачи                                                                                                Цель – научить детей делать поделки из ракушек.

                                Задачи:

  1.  Расширять систему элементарных экологических знаний о моллюсках и роль их в жизни человека.
  2. Формировать представления об уникальных обитателях  Древнего мира.
  3. Развивать эстетические чувства, способствовать отражению этих чувств,  в  художественно – творческой деятельности.

Сроки реализации проекта

С 29.10.12. -  09.11.12 года.

Риски проекта

-Недостаточная компетентность педагогов и родителей  в данном вопросе.                                                                                                           -Недостаточное научно-методическое оснащение.

-Недостаточная материально-техническая база.

        

  1. План мероприятий

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

Изучение проблем и постановка цели проекта.

29.10.12 г.

Воспитатели, старший воспитатель.

Изучение материала в энциклопедиях.

В течение недели.

Старший воспитатель, воспитатель

Подбор литературы «Поделки из ракушек».

В течении недели.

Старший воспитатель, воспитатель, медицинский работник

Составление плана и схемы проекта

30.10.12 г.

Воспитатель

Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

30. 10. 12 г.

Воспитатели, родители.

Основной этап

Работа с родителями

Рекомендации для родителей  «Как создать коллекцию»

В течении недели.

Воспитатели.

Советы для родителей «Как использовать ракушки».

В течении недели.

Воспитатель, родители

Выставка «Виды ракушек»

05.11.12 г.

Воспитатели.

«Книга отзывов»

09. 11.12 г.

 Родители.

Работа с детьми

Просмотр видеофильма профессора Р. Виноградова «Подводный мир – моллюски»

02.11.12 г.

Воспитатели, специалисты.

Чтение «Легенды о жемчуге»

05.11.12 г.

Воспитатель, старший воспитатель.

Рассматривание «Ракушки и камни извистники»

05.11.12 г.

Воспитатели.

Чтение Г. Х. Андеосена «Улитка и роза»

06.11.12 г.

Вопитатели, библиотека.

Рассматривание иллюстраций в книге Р. Бурковского «О чём поют ракушки»

07.11.12 г.

Старший воспитатель, воспитатели, библиотека.

Рисование «Морское дно»

07.11.12 г.

Воспитатели.

Практическая деятельность «Таинственные домики»

08.11.12 г.

Воспитатели.

Рассматривание ракушек под лупой.

08.11.12 г.

Воспитатели.

Игра в архиологов: «Отпечатки ракушек на пластилине»

08. 11. 12 г.

Воспитатели.

Заключительный этап            

         

Рассматривание образцов поделок из ракушек

07.11.12 г.

Воспитатели.

Изготовление картин из ракушек: «Одинокий странник», «Морская черепашка», «Морское дно», «Рыбки плавали…», Морская поляна».

В течение недели.

Воспитатели.

Защита проекта: выставка «Морские фантазии».

09.11.12 г.

Воспитатели, старший воспитатель.

Литература:

  1. Обитатели прудов и аквариумов: исследуем подводный мир – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
  2. Бурковский Р. О чем поют ракушки – М., 1998.
  3. Андерсен Г-Х. Сказки: Улитка и роза – М., 1990.
  4. Кочеткова Н.И., Парамонова И.М. Они должны жить. – С-П., 1998.
  5. Харченко В. Слезы моллюска. Ж-л “Химия и жизнь”, № 11, 1979.

Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом через проект – ракушками.

Лобарева А.В.

Воспитатель МДОУ «Брусничка»

                                                                                                               п. Тубинский

Сказочна  и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при  встречи с ней! В любое время года она открывает свои прелести по – разному, давая простор  фантазиям и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись в нас, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка, природы в целом, в чувство прекрасного. Дети доверчивы к взрослым. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их.                               Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить  с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Проходишь мимо дуба, а земля возле него усыпана бочонками – желудями. Остановись, не спеши. Всмотрись внимательно. Ведь это не жёлуди, а маленькие гномики.  Приделай им ноги, разукрась лицо, и он улыбнётся тебе, станет твоим спутником на прогулке. Сколько разнообразных тайн откроет ребёнок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Но они могут и не открываться, и даже их можно не обнаружить. Мы взрослые должны воспитать тонкую и чувственную душу ребёнка, чтобы он увидел  необычное  в обычном, возможное в невозможном. Работа с природным материалом заключает в себе возможности  сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую, где сохранён необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки ёлки, перламутром переливаются ракушки. Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках, будит воспоминания ребёнка о тёплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса. Наша задача, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а войдя в неё, больше с ней не расставались. С прогулки дети часто приносят шишки, ветки, камешки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Кроме растительного материала на занятиях я использую ракушки. Ракушки нравятся не только детям, но и взрослым. Вспомните, с каким восторгом вы собирали их на берегу моря. Находкой, приносящей счастье, считается большая раковина, поднятая с морского дна. В наше время не обязательно ехать к морю. Магазины снабжены самой разнообразной морской продукцией.

                                             О ракушках.

Сама ракушка – это оригинальный домик, который носят моллюски. Эти морские животные встречаются в реках, озёрах, морях. Они обтекаемые по форме, а выпуклая сторона их спины покрыта раковиной. Передвигается моллюск с помощью мускулистой ноги, которая выступает со стороны брюшка, - это помогает ему прикрепляться к камням, водорослям, скалам. От места обитания моллюска, его образе  жизни зависит то, как выглядит  ракушка,  какой она формы, какого цвета и размера.                                        Мидии – удлиненной формы, слегка суженной спереди и расширенной сзади. Внешняя сторона раковины тёмная, внутренняя – перламутровая. Встречаются в Чёрном, Балтийском, Баренцевом морях.                              Донаксы  – морские двустворчатые моллюски округлой, треугольной формы, тёмного цвета, иногда с полосками. Внутри их раковины перламутровые, в раскрытом виде напоминают крылья бабочки. Встречаются на Чёрном море, Финском заливе.                                                                 Морские гребешки – имеют крепкие раковины округлой формы, похожие на веер. По краю раковины образуют выступы. Поверхность ребристая, кремового или белого оттенка. Такие ракушки можно встретить в прибрежных мелководных районах.                                                      Сердцевидки, или кардиумы  - сердцевидной формы с ребристой поверхностью. Встречаются на Чёрном, Аральском, Каспийском, Балтийском морях.                                                                                                      Кустарниковые раковины, или живородки, - спирально завитые, бледно коричневого цвета, с полосками, могут разных оттенков. Встречаются в пресноводных водоёмах рек, озёр и прудов.                                                     Каури – овальной формы, с яркой глянцевой поверхностью. Внутренняя сторона имеет зубчатые края.                                                                                    В аппликациях раковины удачно сочетаются с камушками овальной и круглой формы самых разных размеров и цветов.

Рекомендации родителям:

Редкие предметы в природе так же пленительно прекрасны, как раковины моллюсков. Ни один скульптор не достигнет сложности форм и рисунков раковин, которые бывают столь малы, что необходимо увеличительное стекло, чтобы оценить всю их красоту.

Ракушки встречаются во всех океанах мира от полярных регионов до тропиков, и редкий пляж обходится без нескольких раковин на границе воды. Поэтому у людей появилась возможность их собирать и составлять интересные коллекции.

Редкие и особенно красивые виды раковин ценятся очень высоко, они использовались как украшения, имели религиозное и ритуальное значение, до сих пор являются важным источником пищи для народов, заменяют деньги.

Коллекционирование раковин даёт возможность изучать виды из разных уголков мира. Но из-за ограниченного количества этих видов на любителях лежит огромная ответственность за сохранение ракушек.

Никогда нельзя забывать, что раковина — это дом живого существа.

Если раковина подобрана на пляже, то, разумеется, моллюск, живший там некогда, её покинул, но если в раковине всё ещё живёт создавший её организм, то коллекционер обязан серьёзно задуматься над тем, кому она нужна больше.

Пусть ваше желание добавить ещё одну раковину к коллекции не станет важнее сохранения жизни существа внутри её.

Советы родителям:

Ракушки можно использовать как материал для конструирования.

Попробуйте выложить из ракушек со своим ребёнком на разных фонах:

рыбку, собачку, черепашку, замок.

Поиграйте в “прятки”. Подберите фон для ракушки:

а) Где будет она незаметна;

б) На каком фоне она необыкновенно красива.

Разложите раковины в ряд:

а) От самой маленькой до самой большой;

б) От светлой, до тёмной.

Игра — воображение “На что похоже?”

Обведи пальчиком завитки, посчитай сколько их.

Изготовьте с детьми музыкальные инструменты из ракушек, поиграйте под музыку:

а) Пересыпайте мелкие раковины из ладошки в ладошку;

б) Музыкальные бусы;

с) Погремушки (положите ракушки в железную и пластмассовую баночки и сравните эти звуки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Проект "Поведай, ракушка, мне тайну на ушко"

В условиях реформ системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию...

Дидактическая игра "Волшебные ракушки"

Данное пособие создавалось для совместной работы с детьми летом на улице. Карточки-схемы заламинированы.Цель: Учить детей создавать изображение с помощью природного материала. Развивать творческ...

Проект "Тайна ракушки"

Проект "Тайна ракушки".Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: подготовительн...

Мини-музей "Волшебные ракушки".

- познакомить детей с разными видамираковин;-воспитывать интерес к окружающему миру;- развивать у детей интерес к познавательной деятельности....

Дидактическая игра "Волшебные ракушки для русалки"

Картинный материал для логопедической игры на диффернциацию звуков С и Ш....

Проект" Секреты ракушки"

Узнать и рассказать детям в своей группе  почему в ракушке слышен шум моря....