Занятие " ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА, КАКАЯ ТЫ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пирч Нина Александровна

Познавательное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golubaya_planeta_kakaya_ty.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

1.Сформировать у детей элементарные представления о планете Земля.               2.Развивать поисково - исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить , как Земля вращается вокруг своей оси; годовое вращение нашей планеты вокруг Солнца; почему на Земле происходит смена дня и ночи. Дать представления о главном географическом понятии - направлениях ( восток, север, запад, юг.). Подготовить детей к элементарному осмыслению основных географических понятий: ось Земли, экватор, полюса. Обогатить знания детей таким содержанием , которое способствует накоплению представлений о нашей планете Земля.

 3.Воспитывать любознательность и интерес к процессам происходящим      на Земле .

Оборудование: фотография Земли из космоса, пластилин , спицы на каждого ребенка, яблоко, свеча, 2 флажка, нить, изображение солнца, шапочки с изображением планет, схема -годовое вращение Земли вокруг Солнца, схема для игры, волшебный экран.

Ход занятия

-        Ребята, я приглашаю вас в нашу научно- исследовательскую лабораторию. Зачем людям нужны такие лаборатории?

( проводить опыты, ставить различные эксперементы, что- то исследовать, изучать, открывать новое, неизведанное.)

-        Недавно мы с вами совершили космическое путешествие по Солнечной системе и познакомились с Солнцем и его дружной космической семьей. Сколько в солнечной системе планет? Назовите.

( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон.)

-        Как вы думаете, почему Солнечную систему так называют?

( в центре этой системы находится солнце и все планеты вращаются вокруг него. Солнце дает всем планетам тепло и свет.)

-Сегодня на заседании ученого совета мы поговорим об одной из планет Солнечной системы - о планете, на которой мы с вами живем. Это планета... Земля. Посмотрите на этот снимок, его сделали космонавты из космоса. Вот так выглядит наша планета , если смотреть на нее из космического корабля. На что же она похожа?

- Наша Земля по форме напоминает шар. Земной шар постоянно вращается. Как это происходит можно представить с помощью опыта. Берем кусочек пластилина и катаем шар. Это планета Земля. Спицей прокалываем шар, по центру — это ось Земли. На самом деле ось Земли невидимая, воображаемая. А сейчас раскрутим спицу, удерживая ее за длинный конец. Вот так вращается наша планета. А теперь мы с вами поговорим о таком понятии как стороны света. Существует четыре стороны света- север, юг, восток, запад. Посмотрите на свой макетик Земли : в верхней точке , где ось входит в Землю, находится север, Северный полюс, а в нижней точке где ось выходит из Земли- юг, Южный полюс. Восток находится справа от севера и юга. Покажите на своих макетах восток. Запад находится в противоположной стороне от востока. Покажите где это. Запад находится слева от севера и юга.

На Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли , как день меняет ночь , проделаем следующий опыт. Для этого нам понадобится яблоко, свеча и два флажка-белый и красный. Горящая свеча и будет у нас солнце, яблоко - наша планета, а флажки будут изображать дома. Итак... половина яблока освещена , половина темная. В белом доме, который находится на Западе сейчас день. В красном , который находится на Востоке, ночь- там все спят. Повернем планету так, чтобы белый дом скрылся в тени , а красный появился на свету. Здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом доме? ( вечер). Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается. И вот она еще повернулась. В красном домике день, а в белом ночь. Повернем еще нашу планету.

- Что мы видим?

- Какое время суток наступило в красном домике?

- Еще повернем - вот уже снова в красном доме ночь, а в белом - день. Вот так наша игрушечная планета сделала полный оборот вокруг своей оси.

- Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? ( суткам) .

- Сколько частей в сутках? (4). А часов?

ФИЗМИНУТКА.

На ковре - изображение солнца.

- Сейчас немного отдохнём. Давайте представим, что мы с вами планеты солнечной системы. У каждой свой характер, свой облик. Сейчас вы попробуете представить эту планету и показать ее нам. Выбирайте себе планету по желанию. Каждая из планет обойдет вокруг солнца и покажет нам свой характер мимикой и жестами. И займет свое место в солнечной системе.

-• Продолжим наши исследования. На нашей планете, как мы сейчас узнали ,происходит смена частей суток. А какие еще изменения происходят на нашей планете? ( смена времен года).

-Как же это происходит?

-Почему сначала наступает весна а затем лето, за ним следом идет осень, за осенью - зима? Хотите узнать?

- На Земле год продолжается 365 суток или 12 месяцев. В течении этого времени наступают разные времена года. Как и почему это происходит мы сейчас узнаем. Как известно, у Земли есть 2 полюса - Южный и Северный. Теперь подпояшем нашу Землю пояском точно посередине, это у нас будет экватор. На самом деле экватор тоже невидим, как и ось Земли. Половина шара, которая находится выше экватора, называется Северным полушарием. - Как вы думаете, как называется нижняя половина нашей планеты?

- Покажите на своих макетах Северное полушарие, Южное.

Все эти слова - ось, экватор, полушария- люди придумали для того, чтобы легче и удобнее можно было рассказать о Земле и других планетах. Если сказать , что наша планета находится в северном полушарии, то все поймут, о каком месте на планете идет речь. Покажите, где на нашей планете находится наша страна. Ученые выяснили, что все времена года сменяют друг друга только тогда, когда ось планеты наклонена. А сейчас ось направлена вверх, и на такой планете погода меняться не будет в течение всего года. Северное полушарие, в котором находится наша страна, отвернулось от солнца. Мало солнечных лучей доходит до него, вот и разгулялся там мороз, замерзли реки, озера, люди надели теплую одежду. Зато Южное полушарие обращено к солнцу, ему сейчас достается много тепла и света, поэтому там —Лето. Но Земля не стоит на месте - она бежит без остановки по орбите, постепенно Северное полушарие поворачивается к солнцу, все жарче становится, все сильнее пригревает Солнце Землю- ее Северное полушарие. Там начинает таять снег, зеленеет травка, пробиваются первые листочки- идет весна. А в Южном полушарии с каждым днем становится прохладнее, там на пороге...осень. Планета продолжает свой путь. Вот уже половина пути. Южное полушарие совсем отвернулось от солнца.

-  Как вы думаете, какое время года там наступило? ( зима).

-  А у нас в Северном?(лето).

- Через 3 месяца Земля пробежит еще четверть пути и снова в нашем полушарии похолодает, вступит в свои права осень. А еще через 3 месяца снова придет зима. Земля пробежит полный круг вокруг солнца и начнется новый, еле/дующий год. Хорошо это или плохо мы сейчас с вами узнаем. Предлагаю поиграть.

Игра " ЦЕПОЧКА СЛОВ"

- Хорошо, что Земля вращается вокруг Солнца и у нас бывают все 4 времени года.

- Плохо, что у нас бывают все 4 времени года. Я не люблю зиму.

- Зима - это хорошо, ведь зимой бывает самый веселый праздник- Новый год.

- Плохо. Новый год быстро кончается.

- Хорошо. Быстро заканчивается праздник и быстро начинается весна, тает снег.

- Плохо. Снег тает, везде лужи.

- Хорошо, лужи высохнут и появятся цветы.

- Плохо. Цветы нельзя рвать.

-Хорошо, что нельзя рвать. Они тогда долго живут и ими можно долго любоваться.

 

- Молодцы. Вот какая интересная цепочка у нас получилась. Все- гаки хорошо, что Земля вращается вокруг Солнца и у нас бывают все времена года.

- Ребята, давайте закончим наше заседание ученого совета включением волшебного экрана. А гостьей нашего экрана будет планета Земля.

 

.        - Частью чего является Земля? ( одна из 9 планет Солнечной системы)

         - Что же есть на нашей планете?( реки, озера, моря, океаны, материки).

         - Какой раньше была наша планета? ( она была покрыта водой)

         - Частью чего тогда являлась Земля?( частью Солнечной системы, но тогда планет , вероятнее всего было меньше.)

         - Что же тогда было на нашей планете? (водный океан)

         - Пройдет много времени, что же может стать с нашей планетой? ( она может погибнуть, если мы не будем ее беречь. Станет еще краше, если мы будем беречь ее и жить по законам природы.)

         - Частью чего тогда будет являться планета Земля? (частью солнечной

системы, в которой могут появиться новые планеты, а может, некоторые

планеты исчезнут.)

Дома нарисуйте нашу планету, какой она станет спустя много времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Голубая планета, какая ты?"

Данный проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей) посредством пр...

Интегрированное занятие в подготовительной группе детей дошкольного возраста. «Путешествие по голубой планете».

Цель: Дать представление о форме планеты Земля. Продолжать знакомить с маршрутом, картой, глобусом.Сформировать представление о том, что Земля -  наш общий дом, на Земле много разных стран.Углубл...

Занятие познавательного цикла "Гости голубой планеты"

Занятие расчитано на детей 6-7 лет и содержит богатый познавательный материал....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по экологии на тему: " Земля - голубая планета"

Конспект занятия по теме : « Земля - голубая планета»Цель : - дать представление об уникальности планеты - Земля,.Задачи: Образовательные:- Сформирование у детей элементарные представления...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 6-7 лет "Голубая планета"

Данный конспект направлен на закрепление у детей знаний о животном и растительном мире нашей планеты....

Конспект занятия "Почему планета голубая"

Закрепить свойства воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного....