Животный мир Севера
презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кудрявцева Екатерина Олеговна

Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительного к школе возраста по познавательно-речевомунаправлению. Тема: «ЖИВОТНЫЙ МИР полярных районов и крайнего Севера (Арктики и Антарктики)

 

Цель: закрепление представлений о диких животных крайнего Севера (Арктики и Антарктики).

Задачи:

1)     Обучающие

- формирование представлений о диких жифотных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

- формирование умения  классифицировать животных Арктики;

- Расширение кругозора детей.

2)     Развивающие

- Развитие внимания и зрительного восприятия.

-  Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

- Расширение словарного запаса, уточнение иактивизация словаря по теме "Животный мир крайнего Севера":

3)     Воспитательные

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Активизация  словаря (Арктика, Антарктида, айсберг, белый медведь, гренландский кит, кашалот, копыта, косатка, континент, ласты, ледяной, льдина, морж, нарвал, олень, песец, полярный, полярный дельфин, полярный заяц, полярный волк, полярная сова, рога, северный, север, синий кит, тюлень и т. д.);

Предварительная работа: рассматривание картинок по теме

Технология: ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnyy_mir_severa.doc41.5 КБ
Файл zhivotnyi-mir-severa.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительного к школе возраста по познавательно-речевомунаправлению. Тема: «ЖИВОТНЫЙ МИР полярных районов и крайнего Севера (Арктики и Антарктики)

Цель: закрепление представлений о диких животных крайнего Севера (Арктики и Антарктики).

Задачи:

  1. Обучающие

- формирование представлений о диких жифотных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

- формирование умения  классифицировать животных Арктики;

- Расширение кругозора детей.

  1. Развивающие

- Развитие внимания и зрительного восприятия.

-  Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

- Расширение словарного запаса, уточнение иактивизация словаря по теме "Животный мир крайнего Севера":

  1. Воспитательные

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Активизация  словаря (Арктика, Антарктида, айсберг, белый медведь, гренландский кит, кашалот, копыта, косатка, континент, ласты, ледяной, льдина, морж, нарвал, олень, песец, полярный, полярный дельфин, полярный заяц, полярный волк, полярная сова, рога, северный, север, синий кит, тюлень и т. д.);

Предварительная работа: рассматривание картинок по теме

Технология: ИКТ

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Назовите приметы зимы. А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? Ребята, а вы знаете, что такое север?  Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? Посмотрим на глобус (показываю слайд). Это уменьшенная модель Земли.

Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика

 Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

Физкульминутка

Здесь всюду холод, лед и тень                  дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,                                 закрывают глаза ладонями

Полгода — день.                                 выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом,                     соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом.                      разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь.       ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь.                      делают махи руками

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,      подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни.                          руки на поясе, стоят смирно

А теперь познакомимся с теми животными, которые не боятся снега, стужи и живут на Севере. (слайды из презентации с фотографиями животных и интересными фактами)

Игра «Смелый охотник» (у нас происходит охота на медведя)

Из детей выбирается смелый охотник, он находится за линией. На расстоянии 6-8 м стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов (диких зверей). Охотник выходит из своего дома, заходит в лес и, медленно обходя драконов (диких зверей), считает вслух до 5 (10). На счёт 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать убегающего охотника.

Слайды с загадками из презентации

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец -

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу кило (белый медведь)

Толстый в складку богатырь -

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны -

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец).

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень).

Головка и хвост,

Вместо лап – плавники,

Ленив он на льду

И проворен в водице,

Детишек его называют

«Бельки».

Скажи, что за зверь

Возле льдины резвится? (Тюлень)

Дидактическая игра «Узнай по контуру»

Педагог демонстрирует слайд с контурами животных Севера. Дети узнают и называют животных. Затем составляют предложения с этими словами. Можно усложнить игру и попросить детей назвать детенышей этих животных.

Пальчиковая гимнастика «Детеныши»

Смотрите, милые друзья,                         (дети разводят руки в стороны)

Да тут их целая семья:

У медведя – медвежонок,                        загибают пальчики, начиная с большого

У тюленя – тюлененок,

У пингвина – пингвиненок,

У оленя – олененок.

У моржа сынок – моржонок,

Детям северной лисицы

Дома вовсе не сидится!

Рефлексия деятельности на занятии. 

Итак, давайте подведем итог. Где находится Арктика (На Северном полюсе).

Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).

Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, косатку, белух, китов).

Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животный мир Арктики и Антарктики

Слайд 2

Короной снежной с двух сторон Наш шар прекрасный окружен! Два полюса, два братика- Антарктика и Арктика.

Слайд 3

Программные задачи : Познакомить детей с особенностями природы, живыми существами Антарктиды и Арктики. Выявить знания о животных : внешний вид, характерные особенности, повадки. Развивать интерес к познанию природы и окружающего мира; Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам.

Слайд 4

ПИНГВИНЫ

Слайд 5

Пингви́ны — относятся к нелетающим морским птицам. Самым большим из современных представителей является императорский пингвин (рост — 110—120 см, вес до 46 кг), самые мелкие — малый пингвин (рост 30—45 см, вес 1—2,5 кг). Пингвины питаются рыбой. Под водой пингвины почти не издают звуков, а на суше они общаются посредством криков, напоминающих звуки трубы и трещотки. Пингвины гнездятся большими колониями. В насиживании яиц и выкармливании птенцов принимают участие оба родителя попеременно. Кормом птенцам служит полупереваренные и отрыгнутые родителями рыба и ракообразные. Детеныши находят убежище от холода в нижних складках родительского живота.

Слайд 6

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ

Слайд 7

Белый медведь - самый крупный из млекопитающих отряда хищных . Обычно самцы весят 400-450 кг, длина тела 200-250 см, высота в холке до 130-150 см. Самки заметно мельче ( 200-300 кг). Охотится на нерпу, морского зайца, моржа и др. морских животных. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Очень густая, плотная шерсть защищает тело медведя от холода и намокания в ледяной воде

Слайд 8

МОРЖ

Слайд 9

Морж — очень крупное животное . Длина тела у некоторых особей может достигать 5 метров, а масса доходить до полутора тонн. Средняя длина самца составляет 3,5 метра, вес колеблется в пределах тонны. Самки помельче. Их обычная длина, как правило, 2,8-2,9 метра, масса составляет порядка 700-800 кг. Все взрослые моржи имеют клыки, торчащие у них изо рта. Их длина достигает 60-80 см, а весит каждый не менее 3-х кг. Морж - крупный морской зверь с очень толстой кожей. Эти громадные, неуклюжие на суше животные, населяют Крайний Север, живут преимущественно у берегов. Пища моржа состоит главным образом из моллюсков и других донных беспозвоночных, иногда моржи едят рыбу. В отдельных случаях моржи могут нападать на тюленей .

Слайд 10

ТЮЛЕНИ

Слайд 11

Тюле́ни - это млекопитающие. Известно около 20 видов этих животных. Известно несколько видов тюленей. Длина тюленей составляет от 170 до 180 см, а вес - от 120 до 140 кг. Они сбиваются в колонии, в которых может состоять до десяти тысяч особей. Распространены широко; особенно многочисленны в приполярных широтах. Большинство видов образует на льдах залёжки. Питаются тюлени рыбой и ракообразными. Охотясь на них, тюлени ныряют на глубину до 200 м

Слайд 12

СЕВЕРНЫЕ ОЛЕНИ

Слайд 13

Северный олень- парнокопытное млекопитающее. Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих и птиц. Широкие копыта позволяют перемещаться по рыхлому снегу и раскапывать его в поисках пищи. Жажду этот олень 9 месяцев в году утоляет снегом. Люди одомашнили северных оленей, а от диких животных отличаются тем, что привыкли к людям и в случае опасности не разбегаются в стороны, а собираются вместе, надеясь на защиту людей. От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости, используют их в качестве ездовых животных.

Слайд 14

ПОЛЯРНАЯ СОВА

Слайд 15

Белая сова или полярная — самая крупная птица в тундре . Основу её питания составляют мышевидные грызуны, в первую очередь лемминги. За год одна сова съедает более 1600 леммингов. Ловит также зайцев, мелких хищников (горностай), птиц (белых куропаток, гусей, уток), не пренебрегает рыбой и падалью. Сова не охотится вблизи гнезда, поэтому птицы охотно селятся поблизости от сов, которые защищают свою территорию от других хищников. ЛЕММИНГИ

Слайд 16

ПЕСЕЦ

Слайд 17

Песе́ц или полярная лисица—небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. Основу питания составляют мелкие грызуны, особенно лемминги, а также птицы. Питается как выброшенной на берег, так и добытой рыбой, а также растительной пищей: ягодами (черникой, морошкой), травами, водорослями (морской капустой). У песца хорошо развиты слух и обоняние; несколько слабее — зрение. Голос представляет тявкающий лай.

Слайд 18

ПОЛЯРНЫЙ ВОЛК

Слайд 19

Поля́рный волк - подвид волка. Обитает на всей территории Арктики и в тундре. Длина без хвоста: 130—150 см. Высота в холке: 80—93 см. Масса: до 85 кг, самки меньше. Продолжительность жизни: около 17 лет. Чтобы выжить, волк приспособился есть любой корм, который только попадается.

Слайд 20

АРКТИЧЕСКИЙ БЕЛЯК

Слайд 21

Арктический беляк - заяц, в основном приспособленный к обитанию в полярных и гористых местностях. В среднем достигает в длину 55 — 70 см, весит около 4 — 5,5 кг. Как и другие зайцы, имеет маленький пушистый хвост (5 см) и длинные, мощные задние лапы, которые позволяют ему прыгать по снегу на большой скорости. Его уши — относительно короткие, это уменьшает отдачу тепла. Обладает мехом, позволяющим ему хорошо переносить холод. На дальнем севере он белый круглый год, лишь с чёрными кончиками ушей. Это травоядное животное. Арктический беляк в основном питается деревянистыми растениями. Он употребляет в пищу почки, ягоды, листья и траву.

Слайд 22

Где сугробы, стужа, лёд, Где пурга снега метёт, Там хозяин в шубе снежной. Ходит по снегам безбрежным. Весь он белый от зимы, От метельной кутерьмы. Так давно живёт он здесь, Потому и белый весь. Лишь черны глаза и нос: Пощадил их злой мороз. ЗАГАДКИ

Слайд 23

Кто в холодном океане, Словно в теплой пенной ванне, Может плавать и нырять, Стаи льдинок разгонять? Да! Такие виражи Могут делать лишь...

Слайд 24

Ходит медленно, степенно, В черном фраке непременно, Что за важный господин? Птица странная -...

Слайд 25

Что за хищник за такой, С шерстью бело – голубой ? Хвост пушистый, мех густой, В норы ходит на постой. Птицы, яйца, грызуны - Для него всегда вкусны. На лису пахож немного, Тоже псовая порода.

Слайд 26

Эта птица, тоже хищник, В тундре северной живёт. Любит зайцем подкрепиться, Не шумлив её полёт. Чисто – белым опереньем Сплошь покрыта, с головой. А в учебниках зовётся Она ...

Слайд 27

Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга.

Слайд 28

Н азовите животных, чьи контуры изображены ниже


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме "Животные Крайнего Севера"

Для льдины использовали кусок пенопласта, семейство морских котиков связали, остальных представителей фауны Крайнего Севера принесли дети и создали эту красивую композицию! А эти  пингвины выполн...

ЖИВОТНЫЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

«Животные Крайнего севера» - Разина Т.В. воспитатель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 1 г. Апатиты.ЦЕЛЬ:• Обобщать знания детей о живо...

Паспорт педагогического проекта "Животные Крайнего Севера"

Педагогический проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает систему работы по ознакомлению с животными Крайнего Севера....

Презентация "Животные Крайнего Севера"

Данная презентация предназначена для детей 5-6 лет. Презентация способствует расширению представлений о животных на Крайнем Севере. В Презентацию включена карта природных зон России для ознакомления....

Животные крайнего севера

Краткосрочный проек«Животные Крайнего севера»Творческое название: Животные Крайнего севераВоспитатели: Шаламова А.Р, Наботова М.И.возраст: 3-4 годаВид проекта: исследовательский, познавательно-т...

"Учебно-методическое пособие: "Презентация "Животные Крайнего Севера.""

"Учебно-методическое пособие: "Презентация "Животные Крайнего Севера.""...

Педагогический проект. Тема "Животные Крайнего Севера" (подготовительная группа)

Цель: обобщить у детей представления о животных Крайнего Севера на основе интеграции образовательных областей....