Главные вкладки

    Паспорт педагогического проекта "Животные Крайнего Севера"
    проект (подготовительная группа) по теме

    Инна Викторовна Стрельцова

    Педагогический проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает систему работы по ознакомлению с животными Крайнего Севера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pasport_obrazovatelnogo_proekta.doc76 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

    Структура

    Содержание

    Тема

    Экологический проект «Животные Крайнего Севера»

    Адресация проекта

    Проект адресован воспитателям дошкольных учреждений

    Руководители проекта

    Старший воспитатель Ховрина Ирина Владимировна

    Воспитатель: Стрельцова Инна Викторовна

    Участники проекта

    воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

    Возраст воспитанников, обучающихся

    Дети от 6 до 7 лет

    Особенности проекта

    По характеру  создаваемого продукта:

    - практико-ориентированный.

    По количеству создателей:

    - индивидуальный.

    По количеству детей, вовлеченных в проект:

    -коллективный.

    По продолжительности:

    - краткосрочный (1 месяц)

    По профилю знаний:

    - межпредметный проект.

    По уровню контактов и масштабам организации:

    - на уровне подготовительной группы.

     Интеграция образовательных областей:

    -познание,

    - коммуникация,

    - чтение художественной литературы,

    -безопасность,

    - художественное творчество,

    - социализация.

    Цель проекта

    Обобщить у детей представления о животных Крайнего Севера на основе интеграции образовательных областей.

    Задачи проекта

    1. Продолжать учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения при ознакомлении с животными крайнего Севера  используя приёмы ТРИЗ – выявления и разрешения экологических противоречий.
    2. Совершенствовать технические умения и навыки в продуктивных видах деятельности.
    3. Формировать умение применять полученные знания на практике.
    4. Способствовать активизации совместной деятельности родителей и детей в рамках реализации проекта.

    Ресурсы проекта

    Необходимое обеспечение:

    -  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство».

    - Материально-техническая база группы

    - Внедрение методов ТРИЗ

    Предполагаемые результаты и продукты проекта

    Результат  деятельности педагогов –

    -Подбор игр по ТРИЗ

    -Конспекты занятий

    -Консультационный материал для родителей

    Результат  деятельности детей -

    1. Воспитанники научатся устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания, формировать выводы и умозаключения.
    2. Сформированность понимания необходимости защиты природы.
    3. Тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

    Аннотация

    Приложение №1

    Этапы работы над проектом

    Приложение №2

                                                                                                                                             

                                                                                                                     

    Актуальность

     Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту - помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе – это палитра красок, разнообразие форм, запахов. Мы смотрим не только глазами, но и сердцем, испытываем восхищение необходимое как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь детям, научиться - восхищаться красотой природы.

    В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

    Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

    Только при системном подходе к ознакомлению с природой – позволяет реализовать воспитательную задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ – педагогика, т.е. (теория развития изобретательских задач).

    Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

    Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления, например: (дерево - лес - семя - росток - корень - ствол - ветки - листья - свет - тепло - питание - выросло - молодое - состарилось - высохло).

    Цель ТРИЗ – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Основные методы работы:

    1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека

    2) игры:

    - на познание и классификацию «Назови, одним словом»

    - на развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».

    - на самосознание «Что будет, если …»

    - на развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи».

    3) системный анализ «Волшебный экран» «Птицы».

    Формы работы по экологическому воспитанию – это различные виды активной деятельности, т.е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре:

    - не сдерживать двигательную активность детей

    - вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов.

    Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.

    Программа ТРИЗ состоит из 4 разделов, в каждом разделе 2 части: обучающая – первоначальные сведения о природе, воспитывающая – понимание значения природы, бережное отношение к ней.

    1 раздел. Мир вокруг нас – наблюдение, экскурсия по территории д/с и близлежащим окрестностям. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает, создано либо природой    природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Используя богатства природы, человек научился готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. Как человеку отблагодарить природу за её щедрые дары? Главный принцип: «Не навреди!».

    2 раздел. Живая природа – наблюдая за растениями, животными, обитателями уголка природы, развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой. Даём представление детям, о том, что животные и растения так же имеют анализаторы, как мы ощущают своё присутствие в мире, только они не могут об этом рассказать. Они так же чувствуют боль, холод, страх, тепло и как люди рождаются, растут, взрослеют, стареют, болеют и умирают. Рассказы детей из личного опыта. Чтобы растения росли и были здоровыми им тоже нужны свет, тепло, вода и чистый воздух, если человек не будет заботиться о природе, то может случиться экологическая катастрофа.

    По изодеятельности дети изображают живую природу разными приёмами и материалом: салфетки, обрывная аппликация, мятая бумага, ткани, крупы, пластилином барельеф, рисование пальчиками. Объёмные работы из природного материала птицы, цветы, деревья, траву, животных, насекомых.

    3 раздел. Неживая природа – систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва, - как факторы экологического благополучия. Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе всё взаимосвязано. Наблюдая за не живой природой на участке детского сада, т.е. состояние погоды природные явления снег, дождь, град, солнце, ветер, облака, в группе дети отмечают в календаре погоды. Также закрепление проводим с помощью игр на познание «Когда это бывает», «Назови соседей», «Из чего сделано», «Да – нет» на развитие внимания. По изо - дети часто работают по замыслу и личным впечатлениям.

    4 раздел. Планета наш дом и мы хозяева в нём – обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно - экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живём на планете Земля».

    Наблюдение с детьми за трудом взрослых по озеленению территории детского сада - признаков деятельности человека. Рассказываем детям, что деревья и кустарники на участке  всё это посадили сотрудники детского сада совместно с родителями  и что они за всем этим следят, заботятся о них, поливают.

    В рисовании дети по собственному опыту и замыслу передают своё отношение к окружающей природе «Берегите тундру», «Мы друзья природы». Дети любят составлять рассказы на заданную тему и по сказкам самостоятельно (я знаю эту сказку, можно я сама расскажу сказку по картинкам).

    Чтобы развивать творческое мышление детей, необходимо научить их выбирать из всей известной им информации ту, которая нужна для решения конкретной задачи. Мировосприятие ребёнка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях от встречи с природой

                                                                                                                                         

    Этапы работы над проектом:

    1 этап. Подготовительный.

    1. Диагностирование детей

    Выявить уровень представлений детей по теме проекта

    2. Методическое и информационное обеспечение проекта.

    Подбор наглядного материала, методической и художественной литературы. Составление конспектов организации взаимодействиях с детьми

    3.  Информирование родителей о начале проекта:

    Консультация для родителей                   «Что такое ТРИЗ»

     Приложение № 3

    Включить родителей в процесс экологического воспитания.                                                                                                                                                                             Формирование единой эколого - развивающей среды.

    2 этап. Содержательный

    1. Познание:

    «Жители тундры: большие и маленькие»,  

    Дидактическая игра «Наоборот»

    Приём непрерывности полезного действия «Без перерыва»

    Продолжать знакомить детей с основными представителями животного мира тундры.

    Закрепить знания последовательности происходящих природных явлений.

    2. Рассматривание иллюстраций пособия «Мир в картинках. Арктика»

    Углубление представлений о внешнем виде животных

    3. Конструирование: плетение изделий из проволоки в полихлорвиниловой оболочке - «Песец».

    Приложение № 4

    Конкретизировать представления детей о жизни песца. Формировать  устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружения.

    4. Экскурсия в мини-музей ДОУ.            Дидактическая игра  «Стать маленьким».

    Приём замены малознакомых условий задачи на более известные.

    Формировать представления о жизни животных в тундре. Учить устанавливать простейшие природные связи.

    5. Чтение рассказов Н.Сладкова «В тундре»

    Обогащать знания детей о животных посредством художественного слова

    6. Совместная деятельность воспитателя и детей: Лепка «Животные тундры».            Приложение № 5

    Учить предавать в лепке характерные особенности животного.

    7. Общение с родителями:

    «Я поведу тебя в музей»                            

    Включить родителей в процесс экологического воспитания.

    8. Просмотр видеофильма:            «Животный мир арктической зоны»

    Расширение и углубление представлений о животных Арктики

    9. Дидактическая игра:

    «Угадай и назови»  

    Приём: «Наоборот», «Нужный - ненужный»              

    Формировать быстроту мышления -реакцию на слова. Развивать воссоздающее воображение, помогать освоить умение характеризовать кого-либо. Учить узнавать предметы по заданным признакам.

    10. Проблемная ситуация:                 «Почему белые медведи не живут в лесу». Дидактическая игра: «Что случиться, если».

     Приём «Помощник»

    Приложение № 6

     Формировать у детей умение представлять все знакомые предметы и явления в новых, необычных ситуациях. Учить творчески мыслить. Развивать воображение.

    11. Посещение совместно с родителями краеведческого музея.                               Дидактическая игра:

     «Загадывание   желаний»

    Приём «Объединения»

    Развитие сотрудничества, доверительного общения детей, родителей, педагогов

    Помочь детям выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные мечты и в то же время учить их, соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в общий сюжет свои элементы.

    12. Совместная деятельность (семейное творчество) «Что мы видели в музее?». Приложение № 7

    Включить родителей в процесс экологического воспитания

    13. Совместное творчество детей и родителей. Изготовление поделок из природного материала.

    Приложение № 8

    Закрепление знаний об особенностях внешнего вида, повадках, потребностях животного. Сделать вместе с ребенком понравившееся животное.

    14. Ниткография «Белый медведь». Приложение № 9

    Расширить представление о белом медведе Совершенствовать зрительное восприятие, подготовка руки ребёнка к письму.

    15. Конструирование оригами.

     «Зверюшки на дорожке»

     Приложение № 10

    Обобщать представления детей о животных Крайнего Севера с помощью конструирования способом оригами

    16. Занятие

     «Путешествие в пространстве и времени»

    Приём разрешения противоречий Приложение № 11

    Закрепить у детей умение видеть спрятанные противоречия, правильно разрешать их, приближаясь к идеальности. Показать универсальные возможности разрешения противоречий в пространстве и во времени. Находить аналоги жизненным ситуациям в знакомых сказках.

    3 этап.  Итоговый

    1.Изготовление коллажа

    «Заполярные жители»

     Приложение № 12

    Игровое упражнение «Голоса и движения»

    Систематизировать знания детей о животных Крайнего Севера, развивать продуктивные виды деятельности, познавательный интерес к природе

    2. Презентация альбома семейного творчества «Кто на севере живёт?» Приложение № 13

    Учиться делиться полученными знаниями с другими

    3 Занятие «Все на свете друг другу нужны». Приём фантазирования.

    Приложение № 14

    Оформить « Дерево знаний»

     

    Познакомить детей с приемом фантазирования "изменение законов природы». Учить детей отталкиваясь от реальных ситуаций, обобщать явления не имеющие аналогов в природе. Выявить мнение о проекте и пожелания родителей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

    Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.)  на речевое развитие ребенка...

    Мой опыт работы в условиях крайнего севера.

    Где снега по пояс, стужа и морозОбжигает щёки, щиплется за носВырос город славный, в нём садик есть большой.Там я и работаю с открытою душой. Физкультурой дети любят заниматься.Все хотят бы...

    Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду»

    Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду» , презентация к мастер классу...

    Творческая работа по теме "Животные Крайнего Севера"

    Для льдины использовали кусок пенопласта, семейство морских котиков связали, остальных представителей фауны Крайнего Севера принесли дети и создали эту красивую композицию! А эти  пингвины выполн...

    «Подвижные игры народов Крайнего Севера» - практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

    Материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Подвижные игры народов Крайнего Севера не только развивают необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость,...

    Педагогический проект. Тема "Животные Крайнего Севера" (подготовительная группа)

    Цель: обобщить у детей представления о животных Крайнего Севера на основе интеграции образовательных областей....