"Зимующие птицы"(знакомство с сорокой)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Ковальчук Татьяна Адамовна

Конспект занятия включает в себя речевые игры,задания на развитие логического мышления и внимания,физкультминутки,знакомство детей с голосами птиц ,развитие мелкой маторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Зимующие птицы» (знакомство с сорокой).

Ковальчук Татьяна Адамовна, ГБДОУ Д/С №21 компенсирующего вида Колпинского  района  города Санкт-Петербурга.

                        Конспект  непосредственно-образовательной деятельности по теме «Птицы»

Участники: дошкольники 6 лет

Количество детей: 12 человек

Длительность: 20 мин.

Педагогический замысел:

Обр.обл. Социально-коммуникативное развитие:

Задачи:

- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия

- формировать гуманное отношение к природе

 Обр.обл. Речевое развитие:

Задачи:

- расширять и активизировать словарь по теме «Птицы»

- развивать связную речь, умение составлять предложение по опорным картинкам и без них.

- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения

- развивать речевое дыхание

Обр.обл. Познавательное развитие:

Задачи:

- дать детям понятие о сороке, месте ее обитания, пище, строении ее тела, повадках.

- развивать  внимание, память, целостность восприятия.

- содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности.

- содействовать формированию у детей мотивационно-познавательной деятельности.

Обр. обл. Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения.

Оборудование:

Демонстрационный материал

Перышко, предметные картинки (сорока, жук, гусеница, птичьи яйца); плакат с изображением птиц (воробьи, голуби, сорока, ворона, синица); магнитная доска; большой конверт, карточка с парой предметных картинок; схематичные детали частей тела сороки из бумаги для выкладывания на магнитной доске. Силуэты птиц для штриховки, аудиокассета с голосами птиц леса и спокойной музыкой, магнитофон; блестящие предметы (ключик, фольга, заколка и т.д.), бумажки, спичечный коробок; сюрприз.

Раздаточный материал

Карточки с предметными картинками, схематичные детали частей тела птиц. Силуэтные картинки птиц для штриховки.

Ход занятия:

Организационный момент. 

Ребята, посмотрите, какой секрет я вам принесла. Что это? Правильно, перышко. Кто его потерял?

Сегодня мы будем говорить о птицах.

Я расскажу вам об удивительной птице – сороке (показываю картинку)

Сорока живет в лесу. Гнездо вьет высоко на дереве из веток. Летает сорока по лесу – стрекочет, а к гнезду подлетает - замолкает, никому его не хочет показывать.

Сорока находит для себя разную пищу: ест она жуков, личинок, гусениц (показываю картинку), очень любит птичьи яйца, крадет их из гнезд других птиц. За это и прозвали ее сорокой-воровкой. Ловит сорока мышей, лягушек, может утащить и цыпленка.

Сорока находит корм в любое время года, не страшна ей зима. Сорока – зимующая птица. Зимой жуки и личинки не показываются, прячутся от холода под корой деревьев, нет зимой в птичьих гнездах яиц. Вот и летит сорока из леса поближе к людям, к нам в Колпино.

Кто из вас видел сороку? Что она делала? Сорока, где корочку хлеба найдет, где косточку мясную съест – и теплее ей становится, ведь сытой птице мороз не страшен. Сороки – птицы очень любопытные. Всюду они поспевают, все новости в лесу первыми узнают, и друг другу рассказывают – быстро-быстро трещат, стрекочут: стрр, стрр.

Сороки - птицы хищные, настоящие разбойники. Однажды иду я по лесной тропинке и вижу: скачет заяц по полянке, а около него две сороки: то взлетят, то на землю сядут и громко стрекочут. Заяц на них так и наскакивает. Только подлетит близко какая-нибудь сорока, он – прыг! Прямо к ней, хочет ее лапами ударить, (показываю иллюстрацию), к рассказу Г. Скребицкого («Длиннохвостые разбойники».) Зашумела я. Заяц в лес поскакал. А за ним маленький зайчонок. Это его, оказывается, сороки схватить хотели. Вот ведь какие разбойники эти сороки!

Любят сороки всякие яркие вещи собирать: обертки от конфет, бусинки, бумажки, блестящие игрушки и даже спичечные коробки. Все это они несут в гнездо. Как-то раз мне удалось заглянуть в сорочье гнездо. Что же я там увидела? (показываю детям коробочку) в ней лежат разные предметы. Вместе с детьми называем все эти предметы.

Сороки - птицы запасливые. Все, все что найдут, все, что не съедят, - тщательно прячут, несут в гнездо.

Сороки – птицы, очень нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ребята, я принесла для вас письмо (показываю большой конверт). Оно от сороки.

- «Дорогие ребята, придумайте, пожалуйста, про меня предложения по картинкам», - пишет сорока. Раздаю карточки с картинками и предлагаю составить предложения про сороку.

- Птицы из леса передают вам привет. Сорока просит их послушать и по голосам узнать, кто передает привет. Звучит аудиозапись голосов птиц. Ответы детей.

Выставляю таблицу с изображением птиц. Каких здесь узнали птиц? Назовите их. (Дети называют ворону, воробья, синичку, сороку, галку, голубя, дятла).

Все эти птицы зимующие. Они никуда не улетают зимой, находят себе корм в морозы. Что же они едят?

Давайте вспомним. Ответы детей.

Ребята, а вы сразу узнали сороку среди других птиц. Какая она? Чем отличается от других птиц? (показываю на выставленные картинки). Ответы детей.

Давайте, сравним сороку и синичку. В чем их отличие? (ответы детей).

Сорока приготовила нам еще один сюрприз. В этих пакетиках лежат крылья, хвосты, туловища разных птиц (раздаточный материал). Все они разного цвета и разной формы. Давайте мы с вами выберем нужные и выложим из них сороку.

Звучит спокойная музыка, дети отбирают нужные детали и выкладывают сороку.

Ребенок, быстрее других справившихся с заданием, выходит к магнитной доске и выкладывает на ней сороку из деталей. Контролирую выполнение задания другими детьми.  Сравниваем результаты работы с образцом на магнитной доске. У всех получилась такая сорока? Молодцы.

Физкультминутка.

Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Вы, сейчас, будете сороками и полетите в лес. Встретите там…. Кого сороки могут встретить в лесу?

Дети отвечают.

Любопытные сороки по лесу летали,

белобокие сороки громко стрекотали.

(дети летают, стрекочут)

По лесу летали – громко стрекотали,

к гнезду подлетали – сразу замолкали.

(дети подлетают к гнезду)

Сороки, сороки, где же вы летали?

Кого там повстречали?

дети рассказывают, кого они видели.

Воспитатель: Сорока просит, вас ребята, обвести и заштриховать любую зимующую птицу.

Ребята, давайте подумаем, что имеется у всех птиц?

Дети отвечают (клюв, крылья, перья, лапы и т д.) Мы сейчас будем лепить птиц. (Раздаю шарики из теста).

Звучит музыка. Дети лепят из соленого теста птиц.

Дети работают самостоятельно. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется, напоминает (индивидуально), с чего начать лепку.

Рефлексия:

Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, и многое успели сделать, а каких красивых птиц вы слепили. Пусть они у нас постоят на этой подставке и высохнут, а на следующем занятии мы их распишем. Они будут яркие и красивые, и вы подарите их своим друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему "Зимующая птица сорока-белобока"

Конспект занятия для подготовительной группы. Занятие проводится в виде викторины. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о России, воспитывать любовь к Родине....

стихи о зимующих птицах ( снегирь, сорока, синица, воробей)

стихи о зимующих птицах для детей среднего- старшего возраста...

Тема: Поможем узнать сороке о зимующих птицах Цель: создание социальной ситуации развития посредством речевого развития

Задачи: создать условия для:·                    стимулирования самостоятельного выбора партнеров и матер...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: "Зимующие птицы. Сорока"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  и развитию речи  на тему: "Зимующие птицы. Сорока"...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Зимой у кормушки» (Знакомство с Сорокой)

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие»  в группе раннего возраста на тему: «З...

«Знает сорока, где зиму зимовать» (статья к тематической неделе "Зимующие птицы").

laquo;Знает сорока, где зиму зимовать» (статья к тематической неделе "Зимующие птицы")....