Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей»
проект по окружающему миру на тему

Татьяна Петровна Шпехт

Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vov_glazami_detey.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект
«Великая Отечественная Война глазами детей»

 

"Земной поклон, солдат России,

за ратный подвиг на земле".

 

Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г.г.

Идея: В преддверии празднования Дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.

Тип проекта: по методу – информационно - исследовательский; по содержанию - «Ребенок - общество»; детско- взрослый; фронтальный; творческий, групповой, долгосрочный.

Введение.

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполняется 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Кто может рассказать о тяжёлых годах Великой Отечественной войны? Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, которые во время войны были детьми. Это те люди, которые еще знают войну не по книгам и кинофильмам, а по собственным воспоминаниям.

Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны. Они выжили, и на свет появились наши мамы и папы, не прервалась ниточка жизни.

Наш проект  - вклад в подготовку к празднованию 70-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны.

Актуальность:

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Детям о Великой Отечественной войне».

Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
  2. Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
  3. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
  4. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  5. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
  6. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
  7. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
  8. Формировать мнение о недопустимости повторения войны.

Участники проекта: психолог, музыкальные работники, инструктор по ФИЗО, музей «Музей боевой славы» школа №21, «Музей боевой славы» Дом культуры «Нефтяник», родители воспитанников, воспитатели, дети.

Целевая группа проекта: Проект адресован старшим дошкольникам.

Продолжительность проекта: Долгосрочный.

Сроки реализации проекта: Сентябрь - май.

Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирова-ние, физкультурный досуг, консультации для родителей.

Предполагаемый результат проекта:

  1. Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.
  2. Привлечение к совместной работе родителей.
  3. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
  4. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
  5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
  6. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
  7. Оформление выставки   детского творчества ко Дню Победы.
  8. Музыкально-спортивный праздник «День Победы».

Аннотация проекта

Цель данного проекта - создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной Войне, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью. Данный проект направлен на педагогов, детей, родителей. Использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем событии, предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Проект будет реализовываться при участии педагогов, родителей, детей, через создание предметно-пространственной среды, в соответствии с требованиями метода проектов.

В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, музыка и т.д.).
  • принцип гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей.

Пути решения проекта:

  • сформулировать проблему и цели проекта, определить продукт проекта, сформулировать задачи.
  • учесть требования и мнения всех участников проекта.
  • разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ.

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов

• Подготовка методических и дидактических материалов.

• Проведение интересных занятий, организация выставок. • Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.

• Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.

• Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.

• Слушание песен военно- патриотической тематики.

• Тематическое содержание книжного уголка.

• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».

• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.

• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".

2. Деятельность детей.

• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.

• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.

•Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.

• Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".

3. Деятельность родителей.

• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.

• Рисование с детьми сюжетов на военную тему.

•Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предметно-развивающая среда:

Оформление уголка «Боевой славы».

Дидактические игры с патриотическим содержанием.

Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.

Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.

Подборка песен военных лет.

Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.

План работы:

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

- определение темы проекта,

- формулирование целей и задач проекта,

- подбор необходимого материала.

2 этап. Основной (реализация проекта) (октябрь-апрель)

НОД, беседы, анкетирование, викторины, выставки рисунков и военной техники, чтение худ. литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику, праздники посвященные защитникам отечества и дню победы.

3 этап. Заключительный (май)

- проведение праздника посвященному дню победы,

- презентация проекта,

- оформление выставки.

Этапы работы над проектом

"Великая Отечественная Война глазами детей"

 

Месяц

Виды детской деятельности

Работа с родителями

Подготовительный этап

Сентябрь

  1. Родительское собрание (обсуждение с родителями вопросов, связанных с проектной деятельностью).
  1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  1. Анкетирование родителей по данному вопросу.
  2. Выставка в методическом кабинете художественной и методической литературы "Детям о Великой Отечественной Войне"
  3. Беседа «Наша армия родная».
  4. Рассматривание иллюстраций родов войск; фотографии, показывающие будни армии.
  5. Ознакомление с худ. лит-рой Я. Длуголенский «Что могут солдаты».
  1. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?».
  2. Чтение рассказа: «Таежный подарок».
  3. Познавательная беседа: О Великой Отечественной войне,
  4. Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней »

Совместные поиски информации.

Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

Основной этап

Октябрь

  1. Беседа «Родина-мать зовет!»
  2. Чтение стихотворения О. Высотской «Мой брат уехал на границу».
  1. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».
  2. Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы».
  3. Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших» (с участием мальчиков подготовительных групп).
  4. Беседа с детьми «Подвиг на войне».

Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»

Ноябрь

  1. Рисование на тему «Мой папа-защитник Родины».
  2. Чтение рассказа А.Гайдара «Война и дети».
  1. Соц. - коммуникативное развитие/ познавательное:«Россия – Родина моя»
  2. Рисование «С чего начинается Родина».
  3. Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы.
  4. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат,   солдатской дружбе и товариществе.
  5. Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет.

Помощь в создание коллекции медалей и орденов

Декабрь

  1. Беседа на тему «Великие битвы»
  2. 2.Чтение художественной литературы: У.Бражнина «Шинель»
  1. НОД « Города-герои»
  2. Рассматривание открыток «Города герои».
  3. Рисование"На границе"
  4. Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,
  5. Разучивание стихотворений,
  6. Чтение произведений С.П.Алексеев «Брестская крепость».
  7. Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю».

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»;

Январь

  1. НОД «Боевые машины»
  2. Организация выставки боевых машин(игрушки)
  3. Создание альбома «Боевые машины»
  1. Экскурсия к памятникам ВОВ в городе.
  2. Рисование: «Вечный огонь»
  3. Речевое развитие: рассказывание о памятниках, разучивание стихотворений,
  4. Чтение худож. произведений: Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).
  5. Муз. развитие: прослушивание муз. произведений.

Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о войне. 

Февраль

  1. Ручной труд «Подарки папам и дедушкам»
  2. Спортивный праздник «Хочется мальчишкам в армии служить»
  1. НОД «Слава и гордость воинам»
  2. Рисование «Наша армия родная», «Пограничник с собакой»,
  3. Аппликация «Тридцать три богатыря»,
  4. Лепка «Военная техника»,
  5. Речевое развитие: Рассказывание по картине «Богатыри»,разучивание стихотворений
  6. Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная»
  7. Просмотр презентации «Боевая техника войны»
  8. Рассматривание альбомов о ВОВ.
  9. Муз. развитие: Ф. Шуберт «Военный марш», А. Пахмутова «Богатырская наша сила»,

Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.

Март

  1. НОД «Музыка войны»
  2. Рассматривание тематического альбома с фотографиями «Вечная слава»
  1. Экскурсия в музей боевой славы (библиотека, школа).
  2. Речевое развитие: пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра», разучивание стихотворений
  3. Муз.развитие: прослушивание муз. произведений
  4. Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь»
  5. Рассказывание о письмах с фронта, приходящих в годы ВОВ в семьи воспитанников.

Оформление тематической выставки в книжном уголке.

Апрель

  1. Организация мини-музея «Полочка боевой славы»
  2. НОД «Труженики тыла»
  1. НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
  2. Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
  3. Аппликация «Открытка с тюльпанами»
  4. Дидактическая игра «Ордена и медали»
  5. Лепка «Военные награды»
  6. Муз.развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А.Александрова
  7. Рисование «Я рисую мир»
  8. Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава»

Конкурс на лучший рисунок, поделку к Дню Победы.

Заключительный этап

Май

Музыкальная деятельность: Слушание песен победы

  1. Конструирование: Макет ко Дню Победы
  2. Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»
  3. Презентация мини-музея «Полочка боевой славы»
  4. Музыкально-спортивный праздник посвященный Дню Победы.
  5. Праздник, в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне.

Содействие в организации экскурсии.

Обеспечение:

Материально-техническое: автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, картон, клей, цветная бумага, проектор, фотоаппарат, магнитофон, компьютер.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребенка к школе, интересом ребенка к образовательному процессу).

2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

3. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

Выводы:

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа дала возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества. Организуя работу над проектом, воспитатели научили детей собирать информацию, дошкольники выясняли, где ее можно найти. В результате:

- подобран и систематизирован литературный и иллюстративный материал по заданной теме;

- составлены конспекты занятий, сценарии вечеров досуга; разработаны методические рекомендации для родителей;

 - подготовлен фоторепортаж-отчёт для всех семей и гостей группы.

При организации воспитательно-образовательного процесса по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

- педагогам повысить свое профессиональное мастерство;

- родителям понять значимость совместного сотрудничества по воспитанию у дошкольников патриотических чувств.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только сформировать у детей представления о героическом прошлом своей страны, но и даст толчок для развития нравственно-патриотических чувств.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
  3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
  4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
  5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Великая Отечественная война глазами детей"

Проек по нравственно-партиотическому воспитанию....

Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного,  целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравстве...

Образовательный проект " Великая Отечественная война глазами детей

В преддверии празднования 70- ти летия со  дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны....

Образовательный проект «Великая Отечественная война глазами детей»

   Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим про...

Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей». апрель- май 2018

Есть социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответстве...

Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

Актуальность:Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема н...

Проект: «Великая Отечественная война глазами детей» в соответствии с ФГОС в 75-ю годовщину Великой Победы.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе. 75 лет назад наша страна стала свободной от фашистского вторжения. С каждым годом все меньше становиться очевидцев тех ст...