Создание развивающей среды для формирования начала экологической культуры. Экологическая полянка.
статья по окружающему миру на тему

Скворцова Ольга Владимировна

Мой опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы по экологии в ДОУ54.69 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя

 Скворцовой Ольги Владимировны

Ивановская область

МОУ Новоталицкая СОШ

Дошкольные группы «Родничок»

Создание развивающей среды  для формирования начала

                      экологической культуры.

                            Экологическая полянка.

  Последнее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё бедней становится растительность планеты, полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, океаны; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения землян?

  Ещё в конце 20-го века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Сейчас, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен.

 Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек « не чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлечённым словом, не наполненным конкретным содержанием. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, люди не имеют возможности увидеть проявление экологических законов в своей обыденной жизни.

  Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

 Поэтому я решила сделать экологическое направление приоритетным в своей работе.

    Экология – наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.

Цель экологического воспитания я для себя сформулировала так:

· формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи экологического воспитания:

·   формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;

·   воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;

·   воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;

·   средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства;

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание.

В настоящее время идёт поиск путей экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Формируя систему знаний о природе, я учу детей:

· видеть и понимать связи между явлениями;

· эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;

· практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

  Проводя диагностику усвоения детьми программы в конце года, я обратила внимание на тот факт, что уровень осведомлённости о животных и растениях невысокий: у детей отсутствовали сформированное отношение к природе, знания об её охране. На репродуктивные вопросы ответили 14 человек, а вот поисковые и обобщающие вопросы вызывали затруднение, с ними справились только 3 и 2 ребёнка соответственно.

Передо мной встала задача: дать детям основы экологических знаний в системе, т.е. не просто формировать представления о флоре и фауне, но и показать их взаимосвязь.

 Для поддержания интереса детей я использовала:

- стихи, рассказы, сказки, загадки о природе;

-иллюстративный материал;

- дидактические игры;

- игровые приёмы;

- сказки познавательного характера  и мн. др

  Исходя из опыта своей работы, я могу сделать вывод о том, что лучше всего основные необходимые сведения дети усваивают наглядным методом (путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). Этот метод дает возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

  Мной был составлен перечень объектов и явлений, необходимых для ознакомления (сначала на 2 недели, потом на месяц, квартал). Но анализируя работу с детьми, я пришла к выводу, что для улучшения качества организованной совместной деятельности необходимо создать некое «экологическое пространство» - специальное место на территории ДОУ, где можно определённым образом сгруппировать природные объекты, которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Так и появилась Экологическая Полянка (ЭП).  Она включила в себя огород, цветник и место для организованной совместной деятельности.

 Вместе с детьми было выбрано спокойное место рядом с нашим участком, как раз напротив окон группы.

  Зная интерес детей к выращиванию растений(работа в этом направлении ведётся со 2-ой младшей группы), я решила разбить небольшой огород. Его главным назначением стало: знакомство детей с овощными культурами , наблюдение за посадкой и ростом растений и обучение детей трудовым операциями по выращиванию овощных культур.

 Мною был разработан план трудовой деятельности на огороде (Приложение №1), который включал в себя содержание труда педагогов и детей, наблюдения и эксперименты.

 В организации огорода приняли активное участие сотрудники детского сада, а также родители. С 2-ух сторон грядки огородили плетёной изгородью, площадку вокруг гряд засыпали песком и опилками. Дети с удовольствием принимали участие в подготовительной работе, оказывая посильную помощь. Первые трудности возникли при посадке растений. Дети уже выращивали в уголке природы и лук, и рассаду цветов. Но размер грядок поначалу вызывал у детей неуверенность, только самые смелые сеяли семена укропа и салата. Постепенно в посев втянулось большинство детей. Часть грядки , предназначенной для посадки лука решено было «отдать» малышам. Мои дети, на правах хозяев, помогали, подсказывали, набирали воду для полива. Поливкой занимаются все дети. Малышам воду подносят взрослые, дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливанием воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты. Отметив, что полив гряд проходит в утреннее время (пока солнце не активно и грядки – в тени), дети специально приходили в сад пораньше, так что работа в огороде начиналась практически с 7 утра.

 Некоторые коррективы в нашу работу внёс коллективный отпуск сотрудников детского сада, посадку растений в конце июля нам пришлось проводить практически заново. Но, несмотря на это, уже в конце августа мы с детьми собрали урожай редиса, дайкона, капусты, свеклы, помидоров, выросла даже картошка, посаженая 24-го июля. Зелень укропа, петрушки и лук радовали нас до сентября.

Для внесения элемента сказочности, для создания у детей радостного, весёлого настроения, для лучшего создания проблемной ситуации в огороде появилось Чучело. Дети каждую прогулку спешили заглянуть к нему в сумочку, не появилось ли там новое задание? В сумочке вдруг находились пакеты с семенами, картинки, загадки, письмо с просьбой расставить таблички к посадкам и многое другое.

  В сентябре в детском саду прошла презентация овощей, выращенных на огороде, некоторые из них «участвовали» в выставке «Дары осени».

  Наблюдение и уход за цветами тоже хорошо знакомая детям деятельность. Цветы – это удивительно разнообразные по форме, цвету, ароматам растения. Для нашего цветника были выбраны легко растущие многолетники – ирисы, флоксы, нарциссы - и простые в уходе, долгоцветущие однолетники: ноготки, бархатцы, космея, настурция. Ещё весной мы с детьми выращивали рассаду бархатцев и космеи, затем высаживали её в грунт. Настурцию высаживали непосредственно в грунт. Вместе прослеживали развитие растений до созревания и сбора семян. Впервые познакомились с вертикальным озеленением – забор, увитый декоративной фасолью, создавал прекрасную визуальную среду, радовал нас до самых холодов.

  Небольшой участок полянки я отвела для организованной совместной деятельности. Именно здесь удобно начинать экскурсии, ставить перед детьми их цели, намечать маршрут, напоминать правила поведения во время экскурсий и т.п. И здесь же удобно подводить итоги, фиксировать результаты наблюдений.

 На полянке в разных её углах устроены лавочки, брёвна, пеньки, на которых дети, приходя сюда небольшими группами, по одному, двое, могут спокойно посидеть, в тишине и покое понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений. Здесь они учатся созерцать природу, сосредотачиваться на её красоте, самостоятельно всматриваться в её жизнь.

  Следующее направление в моей работе подсказали сами дети. Наблюдения за живыми объектами всегда самые интересные, а самыми доступными объектами для наблюдения на территории ДОУ всегда были птицы, прилетающие на участок. Мои воспитанники с большим удовольствием и неподдельным интересом следили за воронами, воробьями, синицами.

 Чтобы привлечь на территорию сада побольше пернатых гостей, решено было разместить на ней как можно больше кормушек. Для этого я организовала  в саду конкурс кормушек «Птичья столовая», предварительно поместила  консультацию «Как сделать кормушку для птиц?» на стенде для родителей, Самые оригинальные, интересные, необычные работы были отобраны на выставку, которую с удовольствием посещали родители воспитанников и гости детского сада. Затем все кормушки нашли себе место на территории ДОУ. И результат не заставил себя ждать – прошлой зимой мы с детьми видели не только частых «гостей» участка – воробьёв, синиц, ворон и голубей, но и снегирей, свиристелей, дятла. За всё это время мы наблюдали много интересного из жизни птиц: как складываются отношения между воробьями, синицами и воронами во время зимнего кормления, как вороны приспособились трясти небольшие по размеру кормушки, что добраться до корма и т.п..

 Дети с удовольствием заготавливали корм для птиц (собирали ягоды рябины, боярышника, калины,), вместе с родителями сушили семена тыквы, кабачков, арбуза и т.п

  Для поддержания интереса к наблюдениям, а так же для продолжения работы по воспитанию заботливого отношения на ЭП появилась ещё одна кормушка.  Главным её достоинством стало то, что она находится на уровне глаз детей. Это даст возможность малышам самим накладывать корм, наблюдать за тем, какому корму птицы отдают предпочтение. Появились на полянке и два скворечника, очень надеюсь, что уже к весне там появятся жильцы.

 Немного хочется сказать о той работе, которую я провела с родителями. Не секрет, что воспитателю трудно работать без единомышленников, поэтому именно в семьях воспитанников я искала своих союзников. Для родителей было проведено родительское собрание «Наш дом – природа», многочисленные консультации регулярно появляются на стенде.                    С активностью участвуют семьи в выставках рисунков о природе, конкурсах поделок из природного материала. Родители не остались в стороне и при создании ЭП – приносили семена овощей, цветов, построили изгородь, лавочки, вкапывали пеньки, строили кормушки, помогли в изготовлении Чучела.

  Проведя описанную работу, я решила повторить диагностику знаний детей. Сравнительный анализ показал более высокий уровень знаний на конец года. Больше половины группы детей стали отвечать на поисковые вопросы, 10 детей – на обобщающие. К концу года стали пользоваться доказательной речью.

        Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря!

Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, огороде, дети стали  замечать то, на  что  раньше  даже  не  обращали  внимания.  

        В процессе работы  я стараюсь  воспитывать  у  детей доброту,  отзывчивость,  развиваю  детскую   пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной  природе,  желание  заботиться  о  ней.  Уже  виден результат работы.  Многие  дети,  я  замечаю,  не  ломают  веток,  не  срывают  цветы, возмущаются , когда не только их ровесники, но и взрослые ведут  себя  в  этом смысле не подобающе.

Результатом работы по экологическому воспитанию является не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать и облагораживать природу.

 Коротко результаты своей работы я определяю так:

- создана система работы;

-расширились и обогатились знания детей о родной природе;

- у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, мыслительная деятельность детей стала проявляться активнее, ответы стали более развёрнутыми;

-в ходе общения установился тесный контакт с детьми и родителями.

 Нельзя не сказать о перспективе работы. В мае пройдёт торжественное открытие ЭП для детей младших групп. На начало лета запланирован конкурс экодизайна.

 Больше внимания будет уделено опытно-эксперементальной работе – продолжится создание переносной лаборатории.

 На огороде предстоит посадка новых овощных культур, растений одного вида, но разного сорта, многолетних растений.

Диагностика знаний детей проводилась 3 раза в год (сентябрь, январь, апрель).  Использовались 3 типа вопросов: репродуктивные (кто? что?), поисковые (почему? зачем?), обобщающие.

В сентябре задавали большое количество репродуктивных вопросов. Активность детей была невысокой, они ещё не умели сравнивать, на поисковые вопросы начали отвечать трое ребят. В январе количество репродуктивных вопросов уменьшилось, а поисковых увеличилось вдвое по сравнению с началом года. Уровень знаний детей соответствовал возрасту, активность детей выросла. В апреле стало меньше репродуктивных вопросов, но увеличилось количество обобщающих и поисковых. Знания детей стали глубже, больше половины ребят охотно принимают участие в беседах, могут сравнивать, делать выводы.

 Таким образом можно проследить следующую динамику (таблица).

Типы и количество вопросов

                                   Месяцы

     сентябрь

         январь

         апрель

Репродуктивные

106

83

54

Поисковые

23

54

66

Обобщающие

6

10

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников основ экологической культуры

Опыт работы по экологическому воспитанию....

"Формирование у детей начальной экологической культуры, знания о мире, как о едином целом с помощью сказочных персонажей"

Этот материал может быть использован воспитателями при ознакомлении с окружающим миром...

Тематический контроль по теме: «Состояние работы по созданию условий для оптимизации работы повышения качества экологической культуры детей подготовительной группы»

Тематический контроль по теме: «Состояние работы по созданию условий для оптимизации работы повышения качества экологической культуры детей подготовительной группы» (план, карты контроля и аналитическ...

Педагогический совет в ДОУ "Формирование у дошкольников основ экологической культуры"

Предлагаю вашему вниманию конспект проведения педагогического совета в ДОУ по теме "Формирование у дошкольников основ экологической культуры". Педсовет проводится в форме педагогической маст...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию и развитию основ экологической культуры

Образовательные области:Вид занятия: обобщение  и систематизация знаний.Цель: обобщение   знаний  детей о морских обитателях, об их особенностях, приспособлениях к определенным усл...