Конспект занятия "Беседа об овощах и фруктах"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Федотова Марина Викторовна

Обогащение представления об овощах и фруктах. Закрепить умение классифицировать овощи, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 170»

Заводского района г.Саратова

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО НОД

 ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

 В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

 ТЕМА: «БЕСЕДА ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ»

Подготовила и провела:

воспитатель Федотова М.В.

САРАТОВ 2014

Примерная основная общеобразовательная программа  под

редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

Возрастная группа: старшая логопедическая.

Тема по календарно-тематическому плану: «Осенняя ярмарка».

Тема НОД: «Беседа об овощах и фруктах».

Цель: Продолжать обогащать представление об овощах и фруктах. Закрепить умение классифицировать овощи, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов).

Задачи: Углублять знания детей об условиях необходимых для роста растений, месте роста (огород-сад), способах выращивания и ухода за овощами и фруктами, сельскохозяйственных профессиях, представления об экологических связях между живой и неживой природой, жизнью растений и деятельностью человека.

Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе.

Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств, закреплять навыки исследовательской деятельности.

Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию, отвечать на вопросы полно.

Упражнять употребление прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов. Пополнить словарный запас словами: садовод, овощевод, выращивать, ухаживать.

Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.

Словарная работа: название овощей и фруктов; овощ, фрукт, осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины.

Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный.

Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, чистить, резать, есть.  

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности:

- игра разложи «Овощи и фрукты»;

- пальчиковая гимнастика;

- ответы на вопросы;

- игра «Вершки - корешки»;

- дети раскладывают овощи и фрукты;

- рассматривание картины;

- дыхательная гимнастика «Ароматное яблоко»;

-  описания овощей и фруктов на вкус;

- ящик ощущений;

- исполнение песни об осени.

Оборудование: корзины с овощами, картины: «Сбор урожая в саду», «Школьный огород»; «Ящик ощущений», подносы, кукла-осень.

 Предварительная работа: Рассматривание   овощей и фруктов, знакомство с профессиями – садовод, овощевод, чтение стихов и песен. Изготовление с родителями муляжей овощей и фруктов.

Перспектива обогащения предметно игровой среды: создание альбома с фотографиями, поделок из природного материала.

  

Ход занятия:

1 часть:        

Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает детей войти в групповую комнату, обращает внимание на гостью ( кукла осень).

Воспитатель: - Ребята как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались?(ответы детей)

Осень: - Я буду читать стихотворение, а вы договаривать слова. А отгадки складывать в корзину.

**                                                                    **

Здесь весною было пусто,                            И красавец, великан-

Летом выросла …..(капуста)                        Темно синий …(баклажан)  

**                                                                     **  

Собираем мы в лукошко                                А теперь пойдем мы в сад

Очень крупную…(картошку)                        Там созрел уж …(виноград)  

**                                                                      **

От дождя земля намокла-                               Для Володи и Катюши

Вылезай толстушка … (свекла)                     Соберем в корзину … (груши)

**                                                                      **

Из земли за чуб плутовку                               Для начинки в пироги

Тянем сочную …(морковку)                          Набираем …..(яблоки)

**                                                                      **

Помогает деду внук,                                       Вот и все! Хоть и устали,

Собирает с грядок …(лук)                             Урожай мы весь собрали!

**

Вот зеленый толстячок-

Крупный гладкий … (кабачок)

Воспитатель: - Ребята посмотрите, у нас в корзинке все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты. Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты». На один поднос выложим только овощи, на другой только фрукты.

- А теперь, давайте проверим, не ошиблись ли мы ( называем овощи и фрукты, исправляем ошибки).

Осень: Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты.(от лица осени – воспитатель)

-Ребята. Подойдите к стульчикам, давайте поиграем пальчиками ( пальчиковая гимнастика 2 раза)

                                 **

                       Мы капусту рубим

                       Мы морковку трем,

                       Мы капусту солим,

                       Мы капусту жмем.  

2 часть:

Дети садятся на стульчики. (воспитатель от лица осени)

Воспитатель: - Ребята, осень это пора сбора урожая. Посмотрите на картинку, как вы думаете. Как она называется? (при затруднении помогает). Рассмотрите ее.

- Где выращивают овощи? (ответы детей)

- На чем растут овощи? (ответы детей)

- Как готовят землю к посадке? (ответы детей)

- Что сажают в землю? (ответы детей)

- Как ухаживают за овощами? (ответы детей)

- Когда собирают урожай?

- Кто ухаживает за овощами? (ответы детей)

- Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю.  А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.

Осень: - Воспитатель от лица осени: ребята, а вы, наверное, знаете, что у разных овощей съедобные разные части. У  одних овощей вершки, а других корешки., а у третьих и вершки и корешки (воспитатель от своего лица).

 Воспитатель: Хотите поиграть в игру «Вершки-корешки», подойдите к этому столу. Разложите овощи на три группы; на этот поднос нужно положить овощи, у которых съедобны вершки, на другой овощи, у которых съедобны корешки. Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения. Оценка деятельности детей.

3 часть:

Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики. Вывешивает другую картину, обращает на нее внимание детей.

- Что изображено на этой картине? (сад)

- Что выращивают в саду? (ответы детей)

- На чем растут фрукты? (ответы детей)

- Кто ухаживает за садом? (ответы детей)

- Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях. Ухаживает за фруктами садовод.

- Хотите побывать во фруктовом яблочном саду? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблоня. А на ее ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясем, в руки яблочко возьмем. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблоко лежит, вдохните аромат яблочка, (дыхательная гимнастика 3 раза).

-Попробуем ребята, угощение осени, пройдите з стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов.  Какой на вкус помидор? И т.д.

Воспитатель: - Во всех овощах много витаминов, значит, все они полезны для человека. Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня. Вам понравилось угощение? (ответы детей).

Спасибо осень за твои дары.

Осень: Воспитатель от лица осени: Я, осень – веселая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты. «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!» Как ты догадался, какой это овощ? Какой на ощупь? (ответы детей).

Воспитатель от лица осени: Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!

-Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встречи сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей). Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней  (дети исполняют песню). Попрощаемся с нашей гостью осенью.

- Воспитатель дает установку на дальнейшую деятельность детей.

Стихотврение Ю.Тувим (перевод с польского С Михалкова).

«ОВОЩИ»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу. Ох!......

Вот овощи спор завели на столе-

Что лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка иль свёкла? Ох!....

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!....

Накрытые крышкой, в душном горшке

 Кипели, кипели в крутом кипятку:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла. Ох!...

И суп овощной оказался неплох!