материал по проекту "Дары природы" для детей среднего возраста
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

хаджиогло галина александровна

паспорт проекта, подбор фотографий изделий из камня и дерева, сценарий НОД, стихи про камни, мультфильмы "В гостях у гномов", "Три поросёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx31.1 КБ
Файл konspekt_nod.docx25.17 КБ
Файл izdeliya_iz_dereva.pptx998.32 КБ
Файл prezentatsiya.pptx657.41 КБ
Файл stikhi_pro_kamni.docx13.58 КБ

Предварительный просмотр:

                              ПАСПОРТ ПРОЕКТА

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА                           «ДАРЫ ПРИРОДЫ»

КОМУ ПРЕДНАЗНАЧЕН                       ДЕТИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ, РОДИТЕЛИ, ВОСПИТАТЕЛЬ

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА                     ДЕТИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ, РОДИТЕЛИ, ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                              ХАДЖИОГЛО            ГАЛИНА            АЛЕКСАНДРОВНА,

                                                                МУЗЫКАЛЬНЫЙ                 РУКОВОДИТЕЛЬ

ЦЕЛЬ       СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ НАВЫКИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ПО ВНЕШНИМ

                 ПРИЗНАКАМ,  ПРИ  ПОМОЩИ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ   ДЕЙСТВИЙ  С    НИМИ,            

                 РАСШИРЯТЬ         ПРЕДСТАВЛЕНИЯ    ДЕТЕЙ   О   ПРЕДМЕТАХ,  СДЕЛАННЫХ ИЗ

                  ДЕРЕВА И КАМНЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИИ.

ЗАДАЧИ:      ФОРМИРОВАТЬ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ  О МАТЕРИАЛАХ КАМЕНЬ И ДЕРЕВО.

                     

                       ЗНАКОМИТЬ С ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫМИ СВЯЗЯМИ МЕЖДУ СВОЙСТВАМИ

                       МАТЕРИАЛА И СПОСОБАМИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

                        РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, РЕЧЬ, ВНИМАНИЕ, СПОСОБНОСТЬ

                        УСТАНАВЛИВТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ, УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.

                        ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЕ, УМЕНИЕ

                        СОПЕРЕЖИВАТЬ ПЕРСОНАЖАМ СКАЗОК, ПРИВИВАТЬ ЖЕЛАНИЕ ПОМОГАТЬ

                       ТЕМ, КТОТ ПРОСИТ О ПОМОЩИ.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ    ОКТЯБРЬ- ЯНВАРЬ (СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ)

ВИД ПРОЕКТА                ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА   - ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: ПОЗНАНИЕ,

                                          КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ТРУД, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ      

                                         ТВОРЧЕСТВО, БЕЗОПАСНОСТЬ, МУЗЫКА, ЗДОРОВЬЕ

                           

                                        ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТУ НАД ПРОЕКТОМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ,

                                         МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕЙ ПО

                                          МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

ИТОГИ ПРОЕКТА     ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ

                           ГРУППЫ (ДЕТИ ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС К ИНФОРМАЦИИ, С КОТОРОЙ

                           ЗНАКОМИЛИСЬ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ; ПРОЯВЛЯЮТ ЛЮ-

                           БОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕРЕС К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,      

                           ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ; ЭМОЦИОНАЛЬНО ОТКЛИКАЮТСЯ НА

                           ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗОК, ИСТОРИЙ, МУЛЬТФИЛЬМОВ;

                            ПОНИМАЮТ И УПОТРЕБЛЯЮТ В СВОЕЙ РЕЧИ СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ

                            ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.)

                           ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА                                                        «Расскажи – и я забуду,

                                                                                        покажи – и я запомню, дай попробовать –

                                                                                       и я пойму»

                                                                                                                Китайская пословица

   На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая представляет собой не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

  Причины встречающиеся в интеллектуальной  пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка.  Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

  «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Н.Н. Поддьяков

   Процесс познания – творческий процесс, задача педагога – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

   

 

     Выбор темы (знакомство детей со свойствами древесины и камня) не случаен. Познакомившись со сказкой «Три поросёнка, задумались, решили узнать, проверить, сравнить прочность дерева и камня. Так возникла идея (цель) проекта – познакомить детей со свойствами дерева и камня, обогатить представления детей о предметах, сделанных из этих материалов, их назначении.

    На основе наблюдений за детьми во время прогулок, сделала вывод, что у детей скудный запас знаний и способов действий с природным материалом (ветки деревьев, камень) и обозначила цель проекта.

Затем был разработан план достижения цели.

1.1.Составлен план работы с детьми

- разработаны конспекты НОД

- обозначены темы бесед, наблюдений

- составлена картотека игр, экспериментов по теме

- подобран материал для обогащения предметно-развивающей среды в группе (наглядный материал, книги, иллюстрации и др.)

- подготовлена видео презентация для детей «Камни и изделия из них», «Изделия из дерева».

1.2. План работы с родителями

- анкетирование

- консультации

1.3. План работы с музыкальным руководителем

 - подбор музыки для восприятия, песен для исполнения.

1.4. Обратилась  в сельскую библиотеку с просьбой подобрать книги по теме проекта.

2.Сбор и накопление теоретического и практического материала

3.Для включения родителей в процесс воспитания детей, им было предложено принять участие в процессе накопления материала (Шишкины Елена Алексеевна и Роман Викторович принесли отходы от производства древесины, Васильченко Ольга Леонидовна помогла с коллекцией морских камней, многие дети приносили необычные камни, найденные вместе с родителями).

4. Презентация проекта  - презентация об изделиях из дерева и камня, коллекции камня и дерева (как материала)  

Дата проведения

Образователь

ная  область,

Вид

деятельности

                              содержание

Ответствен-

ный

Место

проведения

Октябрь

2.10

2 -4 недели

Постоянное напомина-

ние, повторение вместе с детьми

7.10

9.10

По желанию детей в самостоятель

ной

деятельности

Чтение

Художественной

литературы

Труд

Познание

Социализация

здоровье

Совместная

Познание

Социализация

коммуникация

Нод

Познание

Художественное творчество

Музыка,

Чтение художественной литературы

Здоровье

Безопасность

Беседа

Познание

Коммуникация

социализация

подвижная игра «солнышко и дождик»

художественное творчество

1.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Сказка С. Михалкова «Три поросёнка» - проявление у детей интереса к художественному произведению, познавательного интереса,

Желание проверить в действительности прочность камня, сравнить со свойствами других материалов.

2ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сбор материала (сухих веток, камней) – обратить внимание детей на разнообразие природного материала, на различия в каждой группе предметов (все ветки, камни разные по различным признакам) – развивать наблюдательность, желание участвовать в общем деле, целеустремлённость, развивать мелкую моторику.

Подбор книг в сельской библиотеке для рассматривания иллюстраций совместно с детьми

деятельность с родителями

анкетирование

привлечение к оборудованию в группе центра по экспериментированию, помощь в оснащении материалами, предметами и т.д. для проведения познавательно – исследовательской деятельности.

Ознакомление детей с правилами поведения в центре экспериментирования, при проведении опытов. Заучивание стихотворений по теме.

3.ОСНОВНОЙ ЭТАП

«Деревья. Рисование деревьев» - познакомить детей с некоторыми названиями деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно относиться к растительному миру, раскрашивать рисунок красками, не выходя за контур.

«Противоречия в погоде» - активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать знания о явлениях природы. (ТРИЗ)

Развивать сообразительность, внимание, умение быстро реагировать на словесный сигнал воспитателя(триз)

Выкладывание узоров из камней, веточек;

Рисование мелом на асфальте, палочкой на песке. Развивать творчество, фантазию, использовать свойства, разнообразие материалов.

Воспитатель

Группа

Воспитатель

Прогулка

воспитатель

Воспитатель

воспитатель

воспитатель группа

Воспитатель

Группа

Воспитатель группа, на прогулке

Воспитатель на прогулке

21.10

2-3 недели

Нод

«Описание деревьев. Лепка берёзы, ёлочки».

Познание

Художественное творчество

(лепка)

Коммуникация

Социализация

Совместная деятельность

Здоровье

Безопасность

Физическая культура

Учить сравнивать деревья, описывать их, передавать характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев, упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Комплекс упражнений «Деревья»

Воспитатель

Группа

Воспитатель в различные режимные моменты

Ноябрь

6.11

20.11

Работа с родителями

Опыт

опыт

Памятка «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Тема «Камни» - учить классифицировать камни по цвету, форме, размеру, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые), показать детям                          использование камней в игровых целях.

Тема «дерево и его свойства» - расширить представление о дереве, его качествах, свойствах, учить устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Воспитатель

Воспитатель группа

11.11

14.11

18.11

27.11

15.11

5.11

Нод

Познание

Социализация

Коммуникация

Социализация

Музыка

Беседа

Познание

Социализация

(ТРИЗ)

Дидактическая игра «Дом для поросёнка»

Познание

Социализация

Коммуникация

Чтение художественной литературы

«Знакомство со свойствами дерева и камня»

Знакомить детей со свойствами дерева и камня (камень - холодный материал, дерево – тёплый, камень – прочный, тяжелее дерева). Показать детям, как люди используют свойства этих материалов при изготовлении предметов.

Просмотр мультфильма «Бим, Бам, Бом», воспитывать умение смотреть до конца, не отвлекаясь, отвечать на вопросы по содержанию мультфильма.

Слушание пьесы «В пещере горного короля» Э. Григ

«Противоречия в предметах» - систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а так же знания о свойствах предметов.

Дать первоначальные сведения о процессе постройки дома (выбор места, подготовка к строительству, заготовка стройматериалов и т.д.) Формировать умение планировать свою деятельность, работать сообща. Воспитывать умение слушать товарища, считаться с его мнением, помогать.

Александрова «Путешествие домовёнка Кузи» - вызвать интерес к герою сказки, умение сопереживать, отвечать на вопросы по содержанию произведения

Воспитатель

Группа

Воспитатель

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Муз. зал

Воспитатель группа

Воспитатель группа

Воспитатель группа

Декабрь

9.12

По желанию детей

 самостоя-

ельной

деятельности

11.12

13.12

16.12

18.12

24.12

Январь

10.01

14.01

2-3 недели

3-4 недели

28.01

январь

Работа с родителями

Музыка

Познание

Беседа

Познание, коммуникация

(ТРИЗ)

Чтение художественной литературы

Нод

Познание

Социализация

Коммуникация

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Чтение художественной литературы

Познание коммуникация

Выставка

Создание мини – музея камня «В гостях у Гнома»

Нод «Музей камня

Консультация «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Песня – инсценировка «Песенка гномов» Е. Шаламонова

Умение выразительно исполнять движения, передавая характер персонажа, отчётливо, сообща пропевать текст песни.

«Ящик ощущений» - развивать тактильные ощущения, умение на ощупь определять материал из которого сделан предмет

(дерево, пластмасса, камень), используя знания о свойствах материалов.

«Противоположные признаки» - систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, активизировать использование антонимов в речи, активизировать мышление детей.

Стихотворения о камнях – прививать интерес к поэзии, понимать поэтические сравнения, рассказывать наизусть небольшие отрывки.

«Домик для Гном Гномыча» - учить детей различать и называть качества предметов

«твёрдый», «мягкий». Активизировать в речи слова «твёрдый», «крепкий», «мелкая», «белая», «лёгкая». Развивать у детей навыки экспериментирования. Учить находить мягкие и твёрдые предметы на ощупь. Вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям.

«Сокровища мира» Бурмистрова – рассматривание иллюстраций драгоценных камней, изделий из них. Развивать у детей любознательность, познавательный интерес.

«В гостях у гномов» - просмотр мультфильма. Познакомить детей с одним из способов добывания камней, воспитывать интерес к человеку труда, прививать желание трудиться.

Рыжова «Сказка о Гноме и камне – радуге»

Развивать любознательность, умение слушать литературное произведение не отвлекаясь, отвечать на вопросы по содержанию.

«Музеи» Вл. Малов – рассматривание иллюстраций, знакомство детей с понятием «музей», его назначением

4.ИТОГОВЫЙ ЭТАП

«Коллекция камней», «Коллекция дерева» (как материал)

Продолжать работу над обогащением представлений детей о свойствах, качествах, разнообразии камней в природе; совершенствовать навыки детей в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их, в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью. Воспитывать активное, доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности.

Познакомить детей с музеем, его назначением. Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, знания о свойствах предметов.

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Муз. зал

Воспитатель

Различные режимные моменты

Воспитатель

Воспитатель 2-половина дня

Воспитатель группа

Воспитатель

2-половина дня

Воспитатель 2-половина дня

Воспитатель 2-половина дня

Воспитатель

Воспитатель

Родители воспитанников

Воспитатель

Воспитатель

группа

                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва Пед. общество 2001 г.
  2. Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»  Москва, Мозаика – Синтез 2012
  3. Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду»  Минск ИВЦ Минфина 2007
  4. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» Москва Т.Ц.Сфера 2013
  5. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей с окружающим миром»  Москва  Мозаика – Синтез 2013
  6. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»                            

Москва «Аркти» 2010

      7.Рыжова Н. «Музейная педагогика в детском саду»  Москва «Дошкольное образо-

              вание» изд.дом «Первое сентября»  2008, 2010



Предварительный просмотр:

                конспект НОД «Знакомство со свойствами дерева и камня»

Цель: познакомить детей со свойствами дерева и камня (камень - холодный материал, дерево – тёплый, камень - прочный, тяжелее дерева).

Показать детям, как люди используют свойства этих материалов при изготовлении предметов.

Воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к  окружающим предметам.

Наглядный материал: у воспитателя различные предметы, игрушки, сделанные из дерева и камня.

У детей – деревянный неокрашенный кубик, камень.

Ход НОД

Воспитатель: ребята, подойдите  к моему столу. У меня на столе много разных предметов. Назовите их. (Дети называют предмет, воспитатель предлагает сказать для чего тот или иной предмет нужен).

- Вы видите, что все предметы разные. Но у некоторых есть что-то общее, похожее. Назовите, какие предметы похожи. (Дети могут назвать предметы одинаковой формы или одного цвета).

- Нам нужно разделить все предметы на две группы, чтобы в каждой были предметы чем-то похожие друг на друга. На какие две группы можно разделить предметы? (Предположения детей. Если дети не догадаются разделить предметы по материалу, воспитатель помогает им).

- Я на поднос ставлю матрёшку. Как вы думаете, какие предметы ещё можно поставить к ней? (Если дети ставят игрушку, похожую по цвету, воспитатель напоминает им, что все игрушки надо разделить на две группы, а по цвету все предметы разные – и красные, и жёлтые, и зелёные, на две группы их не разделить).

- Хорошо, я помогу вам. Я поставлю рядом с матрёшкой пирамидку. Что же ещё можно поставить? (Предположения детей). Из какого материала сделана матрёшка? А пирамидка? (Тоже из дерева). Есть у меня на столе ещё  предметы сделанные из дерева? (Да). Найдите их и поставьте на поднос рядом с матрёшкой и пирамидкой. (Дети выполняют задание. Воспитатель спрашивает: «Из какого материала этот предмет? Почему ты решил эту ложку положить на поднос?)

- Посмотрите, как много разных предметов вы положили на поднос. Но что у них общего? Да, все они сделаны из одного материала – из дерева.

- А что же общего у тех предметов, которые остались на столе? Да, они сделаны из другого материала – из камня.

- У вас на столах лежат по два предмета – один из дерева, другой – камень. Садитесь за столы и вместе рассмотрим эти предметы.

Возьмите в одну руку деревянный предмет. Саша, из чего сделан твой кубик? (Из дерева). А  у тебя, Лиза, какой кубик? (Деревянный) А в другую руку возьмите другой предмет, из какого он материала? (Из камня) Зажмите в кулачки ваши предметы. Какой предмет холоднее – каменный или деревянный?  (каменный)  Значит о камне мы можем сказать, что камень – материал холодный, а дерево какой? (Тёплый).

- Если вам предложат построить дом из камня или дерева, какой материал вы возьмёте? (Дерево) Почему? (Потому, что этот материал тёплый и в доме из дерева будет тепло).

- А теперь остриём камня попробуйте провести чёрточку на деревянном кубике. Получилось? (Да).

- А теперь возьмите деревянный кубик и попробуйте им провести чёрточку на камне. Получилось? (Нет) Почему, как вы думаете? (Предположения детей). А не получилось у нас потому, что камень – материал очень твёрдый, он твёрже дерева, поэтому на нем деревянным предметом чёрточку не проведёшь. А дерево мягче камня.

- Повторите, камень какой материал? (твёрдый), А дерево? (мягкий).

А сейчас подойдите к моему столу.(У воспитателя на столе стоят две банки с водой). Коля, возьми камень, опусти его в банку с водой. (Ребёнок выполняет указания). А Света опустит деревянный кубик в другую банку. Что произошло с камнем и кубиком? (камень утонул, а деревянный кубик нет). Как вы считаете почему? (Предположения детей).

- Камень утонул, потому что он тяжёлый. А дерево какой материал? (Лёгкий). Что легче – дерево или камень? (Дерево легче, чем камень) А что тяжелее? (Камень тяжелее, чем дерево).

- Если вы захотите сделать лодочку, какой вы возьмёте материал – камень или дерево? (Дерево) А почему? (Потому что каменная лодочка утонет, а деревянная нет).

- А теперь садитесь на свои места.

- Вот как много мы сегодня узнали о дереве и камне. Давайте вспомним, что же мы узнали. Что вы можете сказать о камне? Какой это материал? (Холодный, твёрдый, тяжёлый). А дерево? (Дерево теплее, мягче и легче камня).

- Люди знают разные свойства материалов, поэтому делают из них разные предметы, которые им необходимы. Камень – твёрдый материал, поэтому нужно приложить много сил и труда, чтобы сделать из него какой – нибудь предмет. А как трудно сделать из дерева вот такие красивые ложки, пирамидки. Сначала их нужно вырезать из дерева, затем покрасить.

- Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться: ведь чтобы сделать их человек потратил много труда, времени, сил. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.

                                                 КОНСПЕКТ НОД

                                    «ДЕРЕВЬЯ. РИСОВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ»

Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), художественное творчество (рисование), музыка, чтение художественной литературы, безопасность, здоровье.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально – художественная.

Цель: познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно относиться к растениям, учить раскрашивать рисунок красками.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение), владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование листьев), активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

 Материалы и оборудование: картинки с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов, вырезанные из бумаги силуэты листьев, краски.

ХОД НОД

  1. Мотивационный момент.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? Ребята из соседнего детского сада небрежно относились со своими столами и стульями, поломали их, понадобилась новая мебель.

А вы знаете, из чего  делают мебель? (ответы детей), правильно, конечно, из деревьев. И деревьев становится всё меньше и меньше. А ведь деревья – это дом для многих зверей, насекомых, из них делают бумагу, деревянные игрушки, музыкальные инструменты. Деревья важны тем, что они очищают воздух, которым мы дышим от вредных веществ. Нельзя причинять вред деревьям – ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.

Послушайте, что пишет поэт С.Я. Маршак:

Что мы сажаем,                                                      Что мы сажаем,

Сажая леса?                                                             Сажая леса?

Чащу, где бродят                                                     Лист на который

Барсук и лиса,                                                          Ложится роса,

Чащу, где белка                                                             Воздух для лёгких,

Скрывает бельчат,                                                        И влагу, и тень –

Чащу, где утром                                                             Вот, что сажаем

Вороны кричат.                                                              В сегодняшний день.

2.Ознакомление с названиями деревьев.

ВОСПИТАТЕЛЬ показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их, затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, задаёт вопрос: «Чего не хватает?» Игра повторяется несколько раз.

3.Игра «Плоды и листья»

Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить пары картинок.

4.Упражнение «Покажи и назови части дерева»

Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветви, крону, листья, затем каждый ребёнок самостоятельно показывает на картинке части дерева.

5.Игра «Один – много»

Воспитатель называет дерево в единственном числе, а дети – во множественном.

6.Упражнение «Какой листик?»

Если лист дуба, то он (какой?) – дубовый

Если лист берёзы…… и так далее.

Во множественном числе:

Листья на клёне – кленовые,

Листья на рябине – рябиновые…..и так далее

Во множественном числе в родительном падеже:

Зимой на березе нет каких листьев? – берёзовых……

7. Слушание пьесы «Октябрь» П.И. Чайковский альбом «Времена года»

После прослушивания дети описывают характер мелодии, темп музыки, придумывают танцевальные движения. Во время повторного прослушивания дети выполняют соответствующие характеру музыки движения.

8.Раскрашивание листьев.

Дети рассматривают вырезанные из бумаги силуэты листьев, характерные для разных деревьев, выбирают соответствующие им цвета красок и раскрашивают их.

9. Рефлексия. Создание коллажа из осенних листьев.

Дети наклеивают разноцветные листья на большой лист бумаги, создавая коллаж.

Вопросы:

- какие деревья вы знаете?

- из каких частей состоит дерево?

- что вам понравилось на занятии?

                                  КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «ДЕРЕВЬЯ»

  1. «СОСНА»

Во дворе стоит сосна,                                               стоя на одной ноге потягиваются –

К небу тянется она.                                                     руки вверх, потом то же, стоя на

Тополь вырос рядом с ней,                                      другой ноге.

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,                                                  наклоны корпуса вперёд – назад.

Ветер ветви раскачал.

Ветки гнутся взад – вперёд                                       рывки руками перед грудью.

Ветер их качает, гнёт.

Будем вместе приседать -                                                    приседания

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души                                                      шагают на месте

И на место вновь пошли.

  1. «РЫЖИЕ КЛЁНЫ»

Все клёны стали рыжие                                             руки подняли вверх, покачали руками

И ни один не дразнится.                                          повороты туловища вправо – влево,

                                                                                              руки в стороны

Раз всё равно все рыжие,                                             руки подняли вверх

Кому какая разница?                                                         покачали руками.

  1. «ДУБ»

На поляне дуб зелёный                                                      потягивания – руки вверх

Потянулся к небу кроной.

Он на ветках среди леса                                                      руки в стороны, повороты вправо –

Щедро жёлуди развесил.                                                             влево

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут.                                                                       приседания

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся.

Вот лягушка поскакала –

Здесь воды ей, видно, мало                                                               прыжки на месте

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе.

Ну, а  мы пройдём немного.                                                  Ходьба на месте

Поднимаем выше ногу!

Походили, порезвились                                                           присесть на корточки

И на травку опустились.

  1. «КЛЁН»

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клён.

Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища вправо – влево

КОНСПЕКТ НОД «ОПИСАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ. ЛЕПКА БЕРЁЗЫ И ЁЛОЧКИ»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество (лепка), социализация.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Цель: учить сравнивать деревья, описывать их, передавать характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев, упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок, владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка берёзы и ёлочки), активно участвует в подвижных играх.

Материалы и оборудование: пластилин, прикреплённые с спинкам детских стульев картинки с изображением различных деревьев, картины с изображением соснового бора, берёзовой рощи, смешанного леса.

  1. МОТИВАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель показывает картинки с изображением различных деревьев, дети называют их.

  1. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

Я прихожу с подарками,                                               Что же это за девица:

Блещу огнями яркими,                                                  Не швея, не мастерица,

Нарядная, забавная,                                                       Ничего сама не шьёт,

На Новый год – я главная!                                             А в иголках круглый год

                             (ель, ёлка)                                                                      (ель, сосна)

Средь тёмна леса                                                              В золотой клубочек

Красна девица стоит (рябина)                                       Спрятался дубочек. (жёлудь)

У меня длинней иголки,                                                     Разбежались по опушке

Чем у ёлки.                                                                           В белых платьицах подружки.

Очень прямо я расту                                                                                 (берёзы)

В высоту.

Если я не на опушке –

Ветви только на макушке.

                                   (сосна)

  1. ОПИСАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ

Дуб

Дуб могучий, большой, у него толстый ствол. Плоды дуба – жёлуди. Из желудей вырастают новые молодые дубки.

Вопросы:

- Дуб это большое или маленькое дерево?

- Какой у него ствол?

- Какие плоды у дуба?

- Опишите дуб.

Сосна.

Листья сосны- это иголки. Они называются хвоей. Сосна – полезное дерево. Она очищает воздух. Сосна зимой и летом зелёного цвета. Плоды сосны – шишки.

Вопросы:

- Как называются листья сосны?

- Какую пользу приносит сосна?

- У сосны опадают иголки?

- Какие плоды у сосны?

Берёза.

Белоствольная, кудрявая, шелковистая – такими ласковыми словами называют берёзу. О ней сложено много стихотворений и песен. Берёза даёт вкусныё и полезный сок. Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерево. Осенью листья берёзы желтеют и опадают. Плоды берёзы – серёжки.

Вопросы:

- Почему берёзу называют белоствольной?

- У берёзы листья опадают? Когда?

- Какие плоды у берёзы?

4. ИГРА «Найди дерево»

По комнате расставлены стулья, на их спинки прикреплены изображения деревьев. Воспитатель описывает дерево, затем даёт сигнал: «Раз, два, три, к дереву беги!» Дети находят картинку с нужным деревом, бегут к ней и становятся около неё.

  1. ЛЕПКА БЕРЁЗЫ И ЁЛОЧКИ.

Берёза.

Воспитатель напоминает, что ствол берёзы белый, веточки напоминают дуги, наверху они короче, чем ниже, тем длиннее. (Раскатать из белого пластилина колбаски, снизу толще, вверху заострить кончик. Из тонких белых колбасок сделать ветви- поочерёдно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести пятнышки чёрного цвета.)

Елочка.

Воспитатель напоминает, что у ёлочки прямой ствол. Ветки направлены вниз, вверху короткие, к низу длиннее. (Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета – ствол, прижать её к основе посредине, расплющить внизу. Сделать несколько зелёных колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веток, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек.

РЕФЛЕКСИЯ

- Что сегодня нового , интересного вы узнали о деревьях?

- Какие игры вам понравились?

Мини-музей дерева

 ка и дерева; познакомить  с последствиями вырубки лесов, показать необходимость  охраны лесов.

Все экспонаты данного мини-музея распределены по разделам:  объемная модель дерева (береза), связанные с ним птицы, животные, растения, ягоды, грибы( игрушки, картинки, плоскостные силуэты), картинки разных видов деревьев, деревянные изделия, коллекция листьев, семян,  шишки, мох, желуди ,  сухие коряги и веточки, спилы с разных пород  деревьев,  поделки из природного материала , модель «Кому нужны деревья», видео и аудио кассеты и др..

 В музее все можно трогать, играть с экспонатами, можно послушать шелест сухих листьев, звук от  стука по дереву, стук дятла по дереву, как звучит дудочка, можно понюхать , как пахнет хвоя, спил и кора дерева.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изделия из дерева

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация камни и изделия из них

Слайд 2

гранит



Предварительный просмотр:

Детские стихи про камни и камушки речные и морские:

А. Монт

Я по бережку морскому похожу, похожу.
Я на 
камешки морские погляжу, погляжу.
Погляжу, возьму с собой, 
С моря синего — домой.



Белых 
камешков, штук пять, 
Буду  во дворе играть:
— Белый камень у меня, у меня
Говорите на меня, на меня!
Разноцветных? Тех побольше, 
Лишь бы ярким был их цвет,
Для аквариумных рыбок — 
С моря радужный привет!
Со сквозной дырою камень?
Этот ценный, просто клад.
Все исполнит, что желаешь, 
Он волшебный, говорят!
Я по бережку хожу, я на камешки гляжу —
Сколько радостных секретов в камешках я нахожу!

С. Островский

Всё  хохочет  ручеёк 
И не нахохочется. 
Он по камушкам течёт, 
А 
камушки щекочутся!

И. Шандра

По камням наискосок
Ловко прыгал  ручеёк.
Ну а 
камни удивлялись:
Как  он прыгает без ног?

А. Орлова  Камушек

Посмотри, какой малыш –
Круглый гладенький голыш!
На щеках румянец,
На макушке глянец,
Подпоясан пояском,
На меня глядит глазком!
Ну а море, чуть дыша,
Нежно гладит малыша!

В. Кулаев

У прибоя возле скал
Вовка 
камешки искал.
Каждый камешек хорош:
Вот на солнышко похож,
Этот с синей полосой,
Тот вот с красной полосой,
Вот на рыбку, на кота!
Лучший выбрать – маета!
Мама смотрит – Вовки нет!
На песочке только след:
Вовка с сумкою идёт,
Снова камешки несет!
Но куда всё это нам?
Их ведь много по углам!
Камни в город мы везём,
Саквояж несём вдвоём!

Е. Шендрик

Я этот 
камешек нашел на берегу,
Его вчера мне подарило море.
Теперь его для папы берегу, - 
На нем слова, рисунки и узоры.
Из далека сюда он прилетел,
Осколок неба, космоса посланник.
Он мне ладонь, как солнца луч согрел, - 
Чудесный камешек, межзвездный добрый странник.