Образовательная деятельность "Кто живет в воде"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность (область – познание, коммуникация, социализация)  для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Кто живёт в воде»

Цель: развитие представлений детей о жителях рек и озёр.

Задачи.

                 Образовательные задачи:

  • развивать  с  помощью системного оператора представление детей о жизни и развитии рыбы;
  • обогащать словарный запас детей: земноводные, мечет икру, пресноводные, маскировка, пресная, перепонки.

Развивающие задачи: 

  • развить умения: детей классифицировать, сравнивать, делать умозаключения, обобщать, доказательно строить суждения;
  • развивать умение: работать самостоятельно,  оценивать   результат деятельности других и свой;
  • развивать  поисково–исследовательские навыки.

Воспитательные задачи:

  • развивать в детях понимание того, что рыбам, так же как и птицам, зимой необходима помощь человека и бережное отношение  к ним;
  • воспитывать  навыки сотрудничества

Предварительная работа:

Оборудование: экран системного оператора; картинки с изображением жителей  морей и океанов, рек и озер; картинки щуки и лягушки; модели

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Игра «Кто, где живет?»

- Ребята, поиграем в игру «Кто, где живет?» (Человек – дом, белка – дупло, птица – гнездо,  собака – будка, корова – хлев,  заяц – куст, лиса – нора, рыба – вода: море, океан, река, озеро, пруд, аквариум)

2. Основная часть.

- Посмотрите, на столе  лежат картинки,  кто на них изображен? Назовите их.

- На какие две группы их  можно поделить? (Дети раскладывают картинки)

- Как вы думаете, какая вода в море на вкус? А в реке и в пруду?  

- Если рыбы живут в пресной воде, как их можно назвать? (Пресноводные)

- Ребята, перед вами подводный мир наших рек и озер.  

- Разделимся на две подгруппы.  Рассмотрим и расскажем, какие между рыбами есть сходства (1 группа), какие  есть различия (2 группа). (Работа в микрогруппах)

- Ребята, щука и сом могут вырасти до больших размеров. Как вы думаете, почему? (Питаются только рыбами)

- Интересно, почему у рыб верхняя часть тела темнее, чем нижняя?

- Рыбы своей окраской пользуются как маскировкой: или оберегают себя от хищников, прячась  на дне,  или охотятся, высматривая свою добычу.  Если смотреть на рыбу сверху, то её можно не заметить. Из-за темного окраса спинки  рыба сливается с дном водоёма, а снизу – с водой.  

- Ребята, как вы думаете, рыбы могут чувствовать?

- Многие считают рыб холодными, бесчувственными существами, но это не так. Рыбы, как и все, чувствуют боль, улавливают запахи, ощущают вкус, только не языком, а всей кожей.

     Загадка:  Стой, плотва и караси!

                         И пощады не проси:

                        Я хозяйка здесь, в пруду,

                        На охоту я иду. (Щука)

- Предлагаю рассмотреть   её на нашем волшебном экране.

- Ребята, где может жить наша щука? (В реке, пруду) НС

- Посмотрите, что есть у щуки? (Туловище, голова, плавники, хвост, чешуя, зубы, жабры) ПС

- Как вы думаете, а раньше, в прошлом, она какая была? (Маленькая, мальком) ПС

- Где малек щуки  раньше жил и рос? (В реке) ПНС

- Откуда появился малёк? ( Из икры; рыба мечет икру)

- Что может случиться со щукой в будущем? (Ёе могут поймать, ёе могут съесть, она может  погибнуть) БС

- И что в таком случае будет  с нашей  щукой? (Из неё будет приготовлено блюдо,  она может разложить в воде и т.д.) БНС

- И во что она может превратиться? (Её не станет)

- Ребята, как выдумаете,  что будет, если нашу речную щуку выпустить в море или океан? (Рассуждения детей)

- Ребята, кто еще, кроме рыб, обитает  на водоёмах?  

- Если они живут на земле и в воде, как  их  можно назвать?  (Земноводными)

Этюды детей

- Дети, превращаю вас в щук и лягушек  

- Интересно, чем земноводные отличаются от пресноводных рыб? И что в них общее?

- Давайте сравним щуку с лягушкой.  Результаты сравнения  можно показать с помощью моделей. (Работа в микрогруппах) 

- Как вы думаете, все сходства (различия) были названы?

- Может быть, у кого-то есть дополнение?

- Ребята, какая группа детей была самая внимательная и наблюдательная?

- Раньше, в старину, люди бережней относились к рыбе. Например,  ловили только  по народному календарю. Они предполагали, что в остальные  месяцы рыба нерестится, то есть откладывает икру, и подрастает.

- Что происходит с водоёмами зимой?

- Что происходит с рыбой зимой? (Предположения детей)

- Рыбы зимой плавают  ближе ко дну, и воздух через лед практически не попадет. Поэтому человек  помогает жителям водоемов. Он делает лунки.

- Ребята, а мы можем стать друзьями и защитниками наших жителей водоёмов? Каким образом?

Итог занятия

- Что нового и интересного мы с вами узнали?

Что  бы вы хотели узнать о жизни обитателей водоёмов?

Тема совместной  образовательной деятельности воспитателя с детьми «Обитатели водоёмов»

Цель:  развитие представлений детей о животном мире  рек и озёр.

Данная тема актуальна в рамках экологического воспитания детей. Содержание занятия соответствует требованиям программы «Радуга» и  федеральным  государственным стандартам.

Образовательная деятельность построена с учётом принципов научности и доступности материала, и с учётом возрастных  особенностей детей и их уровня развития. Объём учебного материала способствует целостному восприятию изучаемого объекта.

Данный вид деятельности носит интегрированный характер и включает в себя области:  познание - поисково-исследовательская  деятельность; коммуникация - развитие речи; социализация – работа в мини-группах.  Способ организации детей – подгрупповой. Каждый этап  последовательно и логично вытекает один из другого, между собой взаимосвязан.

Для реализации  цели поставлены 

образовательные задачи:

  • развивать  с  помощью системного оператора представление детей о жизни и развитии рыбы;
  • обогащать словарный запас детей: земноводные, мечет икру, пресноводные

развивающие задачи: 

  • развить умения: детей классифицировать, сравнивать, делать умозаключения, обобщать, доказательно стоить суждения;
  • развивать умение: работать самостоятельно,  оценивать   результат деятельности других и свой;
  • развивать  поисково – исследовательские навыки

воспитательные задачи:

  • развивать бережное отношение к рыбам и  понимание того, что рыбам, так же как и птицам, зимой необходима помощь человека;
  • воспитывать  навыки сотрудничества

                Я считаю, что цель  достигнута. Этому способствовало   беседа,  наглядность, поисковая деятельность. Использование системного оператора (технологии ТРИЗ) позволило  систематизировать   имеющихся у детей  знания о щуке. В процессе исследовательской деятельности конкретизировались представления о рыбе и лягушке, обогащался и активизировался словарный запас детей. Мною использовались вопросы разного типа, не только требующие констатации факта, но и поискового характера: «Как вы думаете?», «Что общее?», «Какие различия».

В ходе образовательной деятельности у детей развивалось: коммуникативная компетентность (умение выражать словами свои мысли, аргументировать свою точку зрения, учитывать мнение партнёра), деятельностная компетентность (умение сравнивать, обобщать, делать выводы), социальная компетентность  (поддерживались отношения сотрудничества между сверстниками в микро-группах).

С целью снятия напряжения во время деятельности детям предлагались разные позы: в кругу, на стульчиках, стоя за столами, использовалась физ.минутка.

                Данный вид деятельности можно использовать в рамках реализации проектов «Обитатели водоёмов»,  «Вода вокруг нас», «В царстве воды», «Животный мир планеты Земля»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Кто живет в воде».

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность в жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания....

Кто живет в воде?

Развивающее занятие с детьми дошкольного возраста...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде»...

Конспект образовательной ситуации по ознакомлении с окружающим миром в группе раннего возраста "Кто живет в воде".

Конспект Нод Ранний  возраст "Кто живет в  воде"  с  применением  нетрадиционного рисования -ладошкой....

Конспект занятия на тему: "Кто живет в воде Байкала"

Конспект  образовательной деятельностипо познавательному развитию в средней группе Образовательная область: познавательно-речевое развитие.Интеграция видов деятельности: познавательно-речево...

Конспект образовательной ситуации по ознакомлении с окружающим миром в группе раннего возраста "Кто живет в воде".

Конспект НОД  ранний  возраст "Кто живет в  воде"  с  применением  нетрадиционного рисования -ладошкой....