Исследовательский проект в подготовительной группе «Лёд и соль»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель проекта: опытным путем обнаружить определенные свойства соли и льда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyod.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность: В конце зимы всё чаще днём пригревает солнышко, а ночью сильный мороз. Идя утром, мы скользим по дорожкам, часто падаем. По территории нашего детского сада дворник посыпал дорожки песком, чтобы взрослые и дети не скользили. Но возник вопрос: «Чем посыпать дорожки рядом со своим домом?» Ведь никто не заготавливает песок специально. Ещё от бабушки мы слышали, что дорожки посыпают солью. И задались вопросом – какое действие оказывает соль на лёд? И решили всё выяснить опытным путём.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Цель проекта: опытным путем обнаружить определенные свойства соли и льда.

Задачи:

-провести эксперимент, наглядно отражающий изменение свойств льда при контакте с солью;

-обобщить наблюдения, сделать выводы;

-проанализировать практические результаты;

-создать презентацию.

Срок реализации проекта: 26 февраля – 6 марта 2015г.

Проблемные вопросы:

-Во сколько раз быстрее растает лед под солью, чем обычный лёд?

- Что будет, если заморозить соленую воду?

-Где в домашних условиях можно применить смесь льда и соли?

Предполагаемый результат:

1.Опытным путём доказать, что лёд под солью растает быстрее.

2.В домашних условиях за несколько минут приготовить мороженое.

Материалы: вода, соль, сок с мякотью,  формочки, морозильная камера.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.

-Выбор темы исследования.

-Изучение литературы, информации с сети Интернет по теме «Соль+лёд».

-Постановка проблемы, определение цели, задач,

-Провести беседы с детьми по темам «Состояние воды», «Гололедица».

-Наблюдения на прогулках.

2. Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт № 1. «Таянье льда»

-В формочках заморозили воду.

-Разложили лёд в две тарелочки.

-Лёд на одной тарелочке посыпали солью. Фото №1.

-Наблюдали 30 минут. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Фото №2.

Вывод: Лёд, посыпанный солью, растаял гораздо быстрее.

 Опыт № 2. «Замораживание воды».

-Два стаканчика наполнили водой. В один из стаканчиков добавили соль. Фото№3.

-Стаканчики вынесли на балкон, температура: -7 градусов. Оставили 3 часа.

-Не солёная вода замёрзла, а в стаканчике с соленой водой даже не образовалось льдинок. Фото№4.

Вывод: Пресная вода замерзает быстрее, чем солёная.

Опыт № 3. «Что такое гололёд».

-На лёд положить спичку. Деревянными палочками сдвинуть спичку с места.

Спичка двигается легко. Фото№5.

-Спичку посыпать солью, попытаться сдвинуть её с места. Спичка сдвигается с трудом.Фото№6-7.

Вывод:  Кристаллики соли, вступая в реакцию со льдом, разрушают его и превращают в безобидное, абсолютно нескользкое вещество.

Методы исследования:

-работа с источниками информации;

-наблюдение;

-эксперимент;

-фиксирование результатов.

Под воздействием соли лед тает, но при этом его температура опускается. Как можно использовать дома этот резкий перепад температуры?  

Опыт № 4. «Фруктовый лёд»

Берем пакет и вливаем в него фруктовый сок. Герметично закрываем. В другой пакет большего размера засыпаем снег или лёд (мы взяли снег) и добавляем соль. Фото№8-9.

Помещаем пакет с соком в пакет со снегом и солью, встряхиваем на протяжении всего одной минуты. Фото№10.

Сок затвердел, превратился во фруктовый лёд.Фото№11.

Вывод: При добавлении соли лед тает, при этом его температура снижается. 

Лед холодный, а в комнате тепло и он тает. К тому же мы посыпаем его солью, таким образом, ускоряя процесс таяния, в результате которого лед превращается в воду.

Использование соли, как реагента, зимой на дорогах эффективно только при температуре до -5º градусов, при более низкой температуре необходимо использовать другие средства.

Когда мы добавляем соль, мы получаем соляной раствор, который замерзает при температуре намного ниже нуля.

3.Заключительный.

Дети с удовольствием участвовали во всех видах деятельности. Учились  наблюдать, собирать и анализировать информацию.

За время своих наблюдений мы увидели как:

-вода переходит из жидкого состояния в твердое;

-из твердого состояния в жидкое;

-соль ускоряет процесс таяния льда.

Пришли к выводу, что добавление соли к воде замедляет её замерзание. Поэтому чтобы безопасно было ходить, ледяные дорожки посыпают солью.

А в домашних условиях, всего за 1-2 минуты можно приготовить вкусное мороженное.

Практические результаты

В процессе исследования мы:

-Познакомились со свойствами воды;

-Научились проводить интересные опыты и анализировать результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Чудесное превращение соли"

В процессе деятельности  у детей   формируются представления о полезном ископаемом Омской области (соли), ее свойствах....

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Бабочка» (рисование солью).

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Бабочка» (рисование солью). Задачи: продолжать знакомить с различными нетрадиционными техн...

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Секретная сила соли"

Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека; о способах её добычи. В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и качествами соли (соль белая, б...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительная соль»

  Цель:изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение;воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опы...

"УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ" - Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группы

Цель: способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к изучению свойств солиЗадачи: формировать представления о соли и ее свойствах; упражнять в согласовании в существительных с прилаг...

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Эта удивительная соль»

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Эта удивительная соль»...