Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Чудесное превращение соли"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кочубей Оксана Сергеевна

В процессе деятельности  у детей   формируются представления о полезном ископаемом Омской области (соли), ее свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod2.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Программно-методические материалы обеспечивающие реализацию программы «Омское Прииртышье» в дошкольном образовании

Тема: непрерывная познавательно-исследовательская деятельность « Чудесное превращение соли»

Возрастная категория детей: подготовительная группа

Автор разработки: Кочубей Оксана Сергеевна – воспитатель

Образовательная организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ольгинский детский сад» Полтавского района Омской области (МБДОУ «Ольгинский д/сад»)

Работа направлена на совместную деятельность ребенка и взрослого (педагогов, родителей). НОД построен на технологии исследовательской деятельности, что позволяет детям анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Данная работа может быть использована педагогами при реализации программы «Омское Прииртышье» в разделе «Введение в мир природы и экологии Омского Прииртышья» для формирования представлении детей о полезных ископаемых, которые встречаются в Полтавском районе.

Цель: формирование представлений детей о  полезном ископаемом Омской области (соли),  ее свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:  исследовать свойства соли опытным путем, создавая условия для исследовательской деятельности,

развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на вопросы,

развивать навыки учебной и экспериментальной деятельности,

развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,  активизация слов: сыпучая, растворяется, кристаллическая

воспитывать гордость за природные богатства родного края, самостоятельность, аккуратность.

        Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется  причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать;

- у ребенка сформированы элементарные практические навыки и умения в разнообразной деятельности по отношению к природе родного края.

Форма организации: непрерывная познавательно-исследовательская деятельность;  экспериментирование

Материалы и оборудование: фотографии озера Эбейты, соль, стаканы на каждого ребенка, ложки, лупа на каждого ребенка, картон черного цвета, свеча, заснеженные доски, предметы для выращивания кристалла.

Предварительная работа: беседа с детьми о полезных ископаемых Омской области, подбор картинок «полезных ископаемых» с родителями, рассматривание картинок полезные ископаемые Омской области.

Ход деятельности:

Этапы деятельности

Методы, приемы

Содержание

Ответы детей

Мотивация детей к деятельности

Наглядный: рассматривание фотографий

Проблемный метод

-Ребята, утром я обнаружила у нас в группе интересную шкатулку. Сама я не стала открывать, решила подождать вас. Вам интересно узнать, что лежит в этой шкатулке? Откроем?

- Посмотрите, что же в шкатулке?

-Что изображено на фотографиях?

- Ой, смотрите, здесь еще и записка, прочтем? Вам интересно узнать от кого эта шкатулка?

Дорогие ребята!

Пишет вам ваш знакомый, Краевичок. Я много путешествую по Омской области, в одном из путешествий я увидел чудо – озеро, оно называется Эбейты. Мне много рассказали о нем очень интересного. Хочу поделиться с вами. Озеро является памятником природы. Оно знаменито  лечебными грязями, а еще в  составе его воды есть полезное ископаемое из – за которого озеро не затягивается льдом в морозы.

- А вы хотите узнать, о каком  веществе  идет речь?

Тогда отгадайте загадку:

«Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна»

В шкатулке я приготовил соль, которую   собрал на этом озере.

 -Мне очень интересно узнать     о свойствах соли, но где об этом узнать  не знаю.

Фотографии

Вода, море, озеро

соль

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Проблемный диалог

Словесный метод

Вопросы к детям

-  Может кто – то из вас знает свойства соли?

- Ребята,  мы сможем  помочь Краевичку?

- Где мы можем узнать, найти необходимую информацию о свойствах соли?

- Верно, существует много способов сбора информации, но нам надо выбрать такой способ, чтобы могли убедиться в свойствах соли. (подвожу детей к тому, что нужно  провести опыты)

- Как можем доказать  свойства соли?

 Ответ

Да

Спросить у взрослых, прочитать в книге, посмотреть телевизор, в интернете

Совместная работа по нахождению средств деятельности

Словесный метод

Вопросы к детям

 Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию «Любознайка». А что бы в неё попасть нужно вспомнить правила работы в лаборатории.

 - на столах ничего не трогать без разрешения

 -соблюдать тишину, не мешать другим

 -бережно обращаться с оборудованием

 -при работе с солью надо соблюдать правила безопасности

 - не трогать руками глаза

-  Наденем фартуки и  пройдем  к столам.

Дети принимают предложе

ние, вспоминают и проговаривают правила поведения в лаборатории.  

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Практический метод

Словесный метод

Работа для дальнейшего наблюдения (уголок экспериментирования)

Опыт 1. «Рассмотрение кристаллов соли через лупу»

Возле каждого стоит тарелочка с солью.

- Скажите, какого цвета соль?

-  Наберите полную ложку соли и переверните её. Что  увидели?  

-  Возьмите на кончик ложки соли  и высыпите ее на черный лист.  Теперь    рассмотрите соль  через лупу.

- Что вы увидели? Какая соль  по форме?

- На что похожи кристаллы?

 - Надавим на соль сухой ложкой. Что мы услышали?
При надавливании кристаллы трутся друг о друга, мы слышим хруст.

- Обобщим, что мы узнали о соли

Опыт2. «Соль на ощупь, запах»

Возьмите в руку кристаллы соли, что можете сказать?

Какие могут быть кристаллы по размеру?

 -Чем пахнет соль? (Незабываем, что разные вещества надо нюхать  помахивая ладошкой по направлению к носу)

Опыт 3. «Растворимость соли»

Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, с каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем что будет происходить.

-  Что же происходит?

 Значит какой можно сделать вывод?

 

-Ребята,  есть в воде соль или её  теперь нет?

 Опыт 4 . «Выпаривание соли»

 А теперь  проверим исчезла  соль в воде или нет. Хотите узнать? Для этого вы все подойдите к моему столу. Для опыта понадобится спиртовка (свеча).

- Какое правило знаем при работе с огнём?  

 Значит, опыт буду  проводить я, а вы наблюдать.       Наливаю в ложку соляной раствор и помещаю над свечкой. Попробую нагреть эту воду, что же может произойти?  

Нагреваю до тех пор, пока вся вода не испарится, на дне ложки останется сухая соль в виде кристаллов.  

-Что вас удивило? Куда делась вода? Что увидели на ложке?

-Какой вывод можете сделать?

Вот и на фотографии, которую прислал Краевичок, на берегу озера можно увидеть кристаллы. Как они образовались?

Опыт 6. «Соль и снег»

Краевичок в записке нам писал, что озеро не замерзает зимой.

Возьмем одну заснеженную доску  посыпем солью, вторую не будем посыпать,  через некоторое время посмотрим что же произойдет.

А пока я предлагаю вам вырастить кристаллы. За выращиванием кристаллов мы будем наблюдать неделю, а может и больше.

Для этого вы разделитесь на две подгруппы и выберите какой предмет поместите в раствор (камень, кнопку, кольцо, нитку и др.)   и будем наблюдать в уголке экспериментирования   за ростом кристаллов. Потом мы с вами сделаем вывод по этому опыту.

Ну, а теперь вернемся к предыдущему опыту. Что заметили?

-Какой вывод можете сделать?

- Так почему озеро Эбейты не замерзает зимой?

Цвет прозрачно – белый

Соль сыпется, она сыпучая  

Соль состоит из кристаллов, у кристалликов соли ровные грани (края)

похожи на кирпичики

Хруст

Соль белая, сыпучая, состоит из кристаллов

На ощупь разная (мелкие и крупные кристаллы)

Не имеет запаха

Соль растворилась, исчезла

Кристаллы соли в теплой воде растворяются быстрее, чем в холодной. Кристаллы имеют свойство растворятся.

Есть, нет

высказывания детей

предположения детей

(вода будет кипеть, нагреваться)

появилась соль

Вода при нагревании испарилась, кристаллы соли остались на стенках ложки

Снег стал таять

Соль разрушает кристаллы снега

Оно соленое

Подведение итогов обсуждение результатов

Словесный метод

вопросы к детям

Взаимопро

верка

-Смогли мы помочь Краевичку узнать о свойствах соли? Как?

Чтобы лучше запомнить свойства соли я предлагаю вам выполнить следующее задание. На листах бумаги изображены свойства соли, вам надо выбрать правильный ответ. После обменяться с соседом и проверить его работу.

-О свойствах какого полезного ископаемого хотели бы еще узнать?

Краевичок благодарит вас за помощь и обещает приготовить еще что – нибудь интересное.

Провели  эксперименты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по развитию речи на тему: « Путешествие в зимнюю страну умных игр».

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по речевому развитию на тему: « Путешествие в зимнюю страну умных игр». Цели:Обучающие: Продолжать учить выделя...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 - 7 лет) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) с использованием социоигровых технологий Тема: «Международный женский день – 8 марта»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет). Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка) с использованием социоигровых техн...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира) тема: «Животные Севера».

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира)    тема: &l...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы в образовательной области «Речевое развитие» «День рождения Военно-морского флота России»

Цель: освоение форм речевого этикета, выразительных средств языка; воспитание культуры речевого общения, обогащение бытового словаря; совершенствование диалогической и монологической форм речи, отрабо...