Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы в образовательной области «Речевое развитие» «День рождения Военно-морского флота России»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: освоение форм речевого этикета, выразительных средств языка; воспитание культуры речевого общения, обогащение бытового словаря; совершенствование диалогической и монологической форм речи, отработка дикции.

 

Задачи:

познавательные

- закрепление знаний о военно-морском флоте России, истории возникновения русского флота

- уточнение знаний о «морских» профессиях

- формировать умение интересоваться смыслом незнакомых слов

 

-развивающие

-совершенствовать умение составлять короткие рассказы о предметах

- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

- развивать интонационную выразительность речи.

- упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

- закреплять умение строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

-воспитательные

- вызвать интерес к морякам; вызвать чувство восхищения и гордости за наш флот

 - формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками

- воспитывать умение работать в команде, поддерживать друг друга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_voenno-morskogo_flota_rossii.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы

в образовательной области «Речевое развитие»

«День рождения Военно-морского флота России»

Цель: освоение форм речевого этикета, выразительных средств языка; воспитание культуры речевого общения, обогащение бытового словаря; совершенствование диалогической и монологической форм речи, отработка дикции.

Задачи:

познавательные 

- закрепление знаний о военно-морском флоте России, истории возникновения русского флота

- уточнение знаний о «морских» профессиях

- формировать умение интересоваться смыслом незнакомых слов

-развивающие

-совершенствовать умение составлять короткие рассказы о предметах

- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

- развивать интонационную выразительность речи.

- упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

- закреплять умение строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

-воспитательные

- вызвать интерес к морякам; вызвать чувство восхищения и гордости за наш флот

 - формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками

- воспитывать умение работать в команде, поддерживать друг друга

активизировать словарь за счет слов: тельняшка, юнга, бескозырка, гюйс, адмирал,

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие».

Методические приемы: демонстрация презентации, рассказ, показ, беседа, игра, постановка вопросов, объяснение, упражнения, эвристические методы.

Предварительная работа: знакомство с морскими профессиями, историей рождения военно-морского флота, составление коротких рассказов, словарная работа, подготовка презентации, обновление атрибутов с/р игры.

 Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Материалы и оборудование:  ноутбук, проектор, экран, атрибуты для сюжетно-ролевой игры,

Ход НОД:

Дети заходят в группу, садятся перед экраном. 

Слайд №1 (заставка)

Воспитатель:

Ребята, на этой неделе наша страна отмечает замечательный праздник – день рождения военно-морского флота России. Мы с вами уже об этом разговаривали. Сейчас проверим, что же вы запомнили. Я предлагаю вам немножко поиграть. Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать. Согласны? Тогда начнем. Только вы должны отвечать не все сразу, а по очереди. На кого я покажу, тот дает ответ.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают:

- Мы с вами живем в стране, которая называется ……… (Россия).

- Россия - это наша ……….. (Родина)

- Как еще называют Родину и родную страну? ………. (Отечество).

- В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии существуют три вида вооруженных сил. Назовите их. ……….. (Сухопутные войска, военно-морской флот, военно-воздушные силы).

- Кроме того, есть разные рода войск. Назовите их. ……….. (артиллерия, пехота, танковые войска, кавалерия, морская пехота, воздушно-десантные войска и т.д)

- В армии служат люди, которых мы называем одним общим словом ……. (солдаты)

- Профессии у всех солдат тоже разные. Назовите военные профессии….....(танкист, артиллерист, связист, кавалерист, и т.д.)

- А как одним словом назвать тех, кто служит в военно-морском флоте? …(моряки)

- Но не бывает просто моряков. Каждый моряк занимается своим делом, у каждого тоже  есть своя профессия. Кто сможет назвать морские профессии? (юнга, капитан корабля, боцман, моторист, сигнальщик, кок, штурман   и т.д.)

Да, ребята, вы все верно ответили.

Воспитатель:

Ребята, а что такое День рождения? (Ответы детей). Верно, вот и у Российского флота есть день рождения. Его отмечают каждый год 30 октября. Эта дата не случайна. Кто из вас знает, откуда взялся Российский флот, кто был его основателем? (Ответы детей).

Да, славная история флота Российского берет свое начало более трехсот лет назад и неразрывно связана с именем Петра Первого.

Слайд №2

Сейчас я прочту вам коротенький рассказ, а вы слушайте внимательно и запоминайте незнакомые слова.

Воспитатель читает текст:

 «Будущий царь Петр I  в юности, обнаружив в своем амбаре подаренный их семье ботик, названный позднее «Дедушкой Русского флота», навсегда соединил свою жизнь с кораблями. Петр основал верфь на Плещеевом озере, где благодаря стараниям местных умельцев был построен «потешный» флот государя. Уже к лету флотилия насчитывала несколько десятков судов. Флагманом корабля стал фрегат «Штандарт». Через несколько лет Петр Первый созвал в селе Преображенском Боярскую думу. Именно 30 октября на очередном заседании Дума постановляет: «Морским судам быть!». С этого дня начинается строительство русского флота. И именно поэтому 30 октября считается днем рождения Российского флота».  

Дети называют незнакомые слова, встречающиеся в тексте, воспитатель объясняет их значение.

Слайд №3

Амбар – склад, сарай, где хранились разные необходимые вещи, а также зерно или мука.

Ботик - небольшое парусное или парусно-гребное судно.

Верфь - место постройки и ремонта судов, кораблей.

«Потешный» флот – от слова потешаться, развлекаться, играть. Поскольку Петр I был еще юношей и к управлению государством его пока не допускали, он строил корабли и лодки для игры, для развлечения. Впоследствии это развлечение привело к созданию великого и могучего русского флота.

Флотилия - объединение военных кораблей, которые могут быть частью большего военно-морского флота (сил). Предназначена для выполнения задач в определенном районе (река, озеро, море, океан).

Флагман - крупный корабль, на котором обычно имеет пребывание командующий каким-нибудь соединением, эскадрой, флотом.
Фрегат - военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением 

Боярская  дума – несколько важных влиятельных людей русского царства, которые принимали важные для государства решения. Сейчас Боярскую Думу можно сравнить с Советом министров.

«Штандарт» - название корабля. Раньше штандартами называли все флаги, корабль назван в честь Российского флага.

Воспитатель:

Видите, ребята, как много новых слов вы узнали.

А как вы думаете, какие должны моряки? (Сильные, смелые, отважные,  ловкие и т.д.) Что нужно делать, чтобы стать настоящими моряками? (Ответы детей). Давайте сделаем морскую зарядку.

Слайд №4 (зарядка)

Морская зарядка

(Дети, сидя на стульях, вытягивают ноги вперед и поочередно сгибают стопы, как бы плескаясь в воде.)

Что-то ветер стал крепчать,

Волны выше поднимать.

И запенилась вода,

Знать, сердитая она.

(Сидя на стульях, поочередно двигают ногами вверх-вниз, увеличивая амплитуду движения.)

Нагоняет ветер тучи,

А волна все круче, круче.

И рычит, и тяжко дышит,

И песок прибрежный лижет.

(Дети, сидя, двигают выпрямленными ногами от бедра, ускоряя темп и увеличивая амплитуду движения.)

Волны выросли, как дом,

И обрушились на берег.

Закрывайте окна, двери

— Начался на море шторм!

(Встают, поднимают руки через стороны вверх, как бы захватывая побольше воды, встают на носочки, глубоко вдыхают и, наклоняясь вперед, с силой опускают руки вперед до пола — «сбрасывают воду».) Ветер тучи рвет — рвет

И деревья гнет — гнет.

Не ходи, рыбак, на берег,

А то в море унесет!

(Подняв руки вверх, как ветви деревьев, дети делают наклоны вправо-влево, каждый раз наклоняясь все ниже, раскачивая руками.)

А на дне и тишь, и гладь,

Там о шторме не слыхать.

Проплыла, хвостом вильнула.

(Дети, сложив вместе ладошки «плавничком», показывают, как акула виляет хвостом.)

Проскакал морской конек,

Видно, путь его далек.

Ай да чудо-конек! (Выполняют прыжки то на одной ноге, то на двух)

Вот морская звезда,

Зарядкой занимается. (Дети, ложатся на спине, раскинув руки и ноги, изображая пятиконечные звезды, ритмично подтягивают к груди го лову, сгибают руки и ноги, группируясь в комок, затем возвращаю

в исходное положение.)

Раки пятятся назад,

Страшно выпучив глаза.

В глубине соленых вод

Раки водят хоровод.

(Встают на колени в круг в затылок друг друг у положив руки на плечи впереди стоящего, двигаются по кругу зад ом наперед.)

Крабам ног своих не жалко:

Разыгрались в догонялки,

Не назад и не вперед —

Вбок бегут. Смешной народ! (Дети опираясь о пол и руками, и ногами бегут боком.)

Шторм не может длиться вечно.

Бушевало море вечер,

Ночь, наутро стало тише,

Волны стали ниже крыши. (Стоя, поднимают руки через стороны вверх

встают на носочки, глубоко вдыхают и, наклоняясь вперед, с силой опускают руки вперед до пола)

Волны хоть еще ворчали,

Волны хоть еще бурчали

И на берег набегали,

Никого уж не пугали. (Дети, сидя на стульях, двигают выпрямленным

ногами, замедляя темп.)

Вот и снова тишина,

Плещет легкая волна,

Камушки катает. ( Дети, сидя на стульях, вытягивая ноги вперед и поочередно сгибают стопы.)

Ну вот мы с вами и потренировались.

Ребята, скажите, а как мы с вами может отличить на улице моряка от обычного прохожего? (Ответы детей). Верно, у моряков есть специальная форма. Посмотрите, пожалуйста на слайд.

Слайд №5

Что здесь изображено? (Морская форма). А кто из вас знает, как называется каждая деталь формы? (Тельняшка, брюки, бескозырка, матросская роба, бушлат, гюйс). Посмотрите, форма повседневная и парадная несколько отличается друг от друга, также как и форма матросов и офицеров.

Что такое повседневная форма? (Та, в которой ходят каждый день)

А парадная форма? (Нарядная, та, которую одевают на праздники.)

Форма моряков очень интересная. Сейчас я вам немного расскажу о ней.

Первая деталь формы – это тельняшка.

Кто знает, почему она такая полосатая и именно такого цвета? (Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов. Тельняшка плотно облегает тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Следующая деталь – это матросские брюки. Еще их называют брюки-клёш. (Что это значит?) Они очень широкие. Брюки- клёш необычно сшиты. Посмотрите,

вместо переднего разреза с пуговицами есть клапаны, который застёгиваются по бокам у карманов. Как вы думаете, зачем? Такая модель брюк давала возможность моряку, упавшему в воду, быстро освободится от одежды и всплыть. Когда две боковые застежки расстегивались, то стоило быстренько поболтать ногами в воде и за счет широких клёшей брюки сами соскальзывали, не задевая ботинок.

Еще одна деталь формы называется гюйс. 

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы.
Очень интересна его история. В средние века матросы носили длинные волосы, которые заплетали в хвостики и косички. Чтобы  волосы хорошо лежали, их смазывали дёгтем, а чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи. Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник-гюйс осталась.
Почему на гюйсе три полоски?  Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота.

А остальные версии я предлагаю вам узнать у ваших родителей.

На тельняшку сверху надевают  матросскую робу. Это не совсем обычная рубашка. Посмотрите, зачем ей такой большой воротник сзади? Верно, чтобы закреплять на ней гюйс.

Следующая деталь – фуражка- бескозырка.

Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей). Верно, у нее нет козырька. А почему? (Ответы детей). Верно, если на море сильный ветер и шторм, то из-за козырька фуражку может запросто сдуть. А зачем на бескозырке ленточки ? Причина та же. При сильном штормовом ветре ленточки просто завязывают под подбородком, чтобы не потерять головной убор. На ленточках бескозырки изображены золотые якоря – это символ флота. В повседневной жизни бескозырка черного цвета, а по праздникам на нее надевают специальный белый чехол.

И последняя основная деталь формы, которую носят в холодное время года – бушлат. Это чёрная куртка на тёплой подкладке.

Ну вот вы и познакомились с матросской формой и тоже узнали много новых слов.

А теперь я предлагаю вам немного поиграть.  Игра называется «Один-много». Я вам буду называть знакомые вам слова на морскую тему и новые слова, которые вы сегодня  узнали. А вы должны будете изменять эти слова. Например, я говорю море, а вы говорите слово  морЯ, я говорю волны, а вы – волны. Начнем?

Моряк – моряки, адмирал – адмиралы, капитан- капитаны, корабль – корабли, юнга – юнги, тельняшка – тельняшки, бушлат – бушлаты, брюки – брюки, гюйс – гюйсы, бескозырка – бескозырки, амбар – амбары, ботик – ботики, фрегат – фрегаты.  

Воспитатель: молодцы, все справились.

А вы знаете, ребята, что существует великое множество разных кораблей. Все они называются по – разному и предназначены для разных целей. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Слайд №6

Здесь будут появляться изображения разных кораблей, старинных и современных. Когда картинка будет появляться, вы будете говорить старинный это корабль или современный. На слайде появляются картинки, дети анализируют их.

Авианосец                            Бригантина

Катер                                     Ботик

Миноносец                           Фрегат

Крейсер                                 Каравелла

Ледокол                                Шхуна

Как же вы определили, какие корабли относятся к старинным, а какие к современным? (Ответы детей). Верно, все старинные корабли имеют паруса, недаром их еще  называют парусниками. А современные корабли сделаны из металла, имеют мощные двигатели и паруса им не нужны. И конечно и на современных и старинных парусных судах существуют специальные команды.

Сейчас мы узнаем, понимаете ли вы корабельные команды: (воспитатель отдает команды, дети выполняют их. Если какая-то команда непонятна, педагог поясняет, что нужно делать.

 - Лево руля! – все должны повернуться налево

 - Право руля! – все должны повернуться направо

 - Команда, на нос! – идут к носу корабля

 - Команда, на корму! – идут к корабельной корме.

 - Поднять паруса! – делают вид, что поднимают парус

 - Драить палубу! – делают вид, что моют пол шваброй

 - Адмирал на борту! – все встают по стойке “смирно” и отдают  честь.

Слайд №7

Воспитатель:  Но и в старину и в наше время на всех кораблях Российского флота существует добрая традиция: перед отплытием обязательно поднимают флаг. Кто из вас знает, как этот флаг называется? Верно, это Андреевский флаг. А почему именно так?  Потому, что отец царя Петра I придумал и назвал флаг в честь Апостола Андрея, который совершал множество добрых дел и оставлял на память о себе изображение креста. На белом фоне Андреевского флага мы с вами и можем увидеть этот крест. А царь Петр повелел на всех кораблях поднимать этот флаг в знак того, что корабль отправляется на доброе дело.

Воспитатель: В самом начале мы с вами говорили о морских профессиях. Давайте разберемся, что же люди разных профессий делают на корабле.

Смотрите на слайд, там будут появляться картинки. Можно по ним догадаться о том, чем занимается этот человек.

Слайд №8

Как вы думаете, что делает на судне капитан?  (Он начальник, руководит всеми матросами и кораблем)

Кок? (Готовит пищу на камбузе (кухне)

Матрос? (Выполняет разные подсобные работы: драит палубу, следит за безопасностью, стоит на вахте, принимает участие в ремонте судна, занимается погрузкой и разгрузкой корабля)

Юнга? (помогает матросам, учится морской профессии)

Моторист? (отвечает за работу судовых машин, двигателей)

Штурман? (следит за курсом корабля, чтобы судно не заблудилось)

Сигнальщик? (ведет наблюдение и передает сигналы на берег). А как вы думаете, как сигнальщик это делает? (Ответы детей.) У сигнальщиков есть специальный язык. Мы с вами уже немного знакомились с этим языком. Если нужно передать какую-то информацию на берег или другому кораблю, он залезает на самое высокое место судна и специальными флажками как-бы «говорит» информацию. Посмотрите на слайд. Есть такие флажки, которые обозначают просто буквы, а есть флажки, которые обозначают целые фразы.

Вчера вам было дано задание. Дома с родителями вы приготовили ваши имена, зашифрованные на языке морских флажков. Сейчас я предлагаю подойти к столам и «написать» флажками свое имя.  (Дети выполняют задание).

Звучит сигнал SOS.

Воспитатель: ребята, что это за звук? Кто знает? Это сигнал SOS/ Его на корабле передает радист. Что значит этот сигнал? (Ответы детей). Верно, во всем мире все люди знают этот сигнал. Это международный сигнал бедствия. Три буквы обозначают по-английски фразу «Спасите наши души».  Если кто-то попал в беду, неважно на судне или нет, он просит помощи именно этим сигналом.

Передается этот сигнал с помощью азбуки Морзе, которую должен знать каждый радист. Эта азбука состоит из точек и тире, которые в определенной последовательности обозначают какую-то букву.  Посмотрите на слайд. Видите, как обозначена буква с? Тремя точками. А буква о? Три тире. Это на письме, а давайте попробуем передать сигнал SOS звуком. Точки обозначим коротким стуком, а тире – длинным. Послушайте еще раз, как звучит сигнал. (Прослушивают). А теперь давайте вместе простучим этот важный сигнал. (Простукивают вместе с воспитателем). Трудно? Конечно, трудно. А ведь мы с вами простучали только три буквы. А радист должен знать обозначение всех буквы алфавита.

Ну что ребята, много интересного и нового вы сегодня узнали? Много новых слов, много новых познавательных историй.

Воспитатель:

Сейчас я  предлагаю вам немного побыть моряками. Согласны? Тогда представьте, что наша группа – это верфь. Помните значение этого слова? (Дети объясняют). Для начала нам надо построить корабль. Для постройки корабля используем модули. (дети строят «корабль». Не забудьте установить Андреевский флаг. Теперь нужно распределить, кто кем будет. (Можно дать выбрать самим, а можно написать на листочках и положить в бескозырку.  Каждый ребенок по очереди  вытягивает бумажку с названием профессии, которая ему досталась). Теперь вам надо выбрать себе одежду или атрибуты именно вашей профессии. А все атрибуты спрятаны в нашей грппе. Подсказки я нарисовала на доске. Ищите внимательно. (Дети ищут атрибуты по подсказкам, нарисованы на доске мелом (мнемотехника).

Воспитатель:

Ну что, готовы?

Первоначально воспитатель руководит игрой, далее сюжетно-ролевая игра «Моряки» переходит в самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша

Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей и родителей. Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.Продолжать формировать у...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Забавный звукоцирк» Образовательная область: «Речевое развитие» (средняя группа)

Цель: Формировать знания детей о гласных звуках Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с гласными звуками: А, О, У, Ы, Э, И 2. Учить выделять и четко произносить гласные звуки в словах.Развиваю...