Главные вкладки

    Программа экспериментально - исследовательской деятельности детей
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Попова Светлана Геннадьевна

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

    Дошкольники уже по природе своей исследователи.  С  большим   интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолима жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_essper.docx34.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    .Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида № 48 . «.Золотой петушок»

    ПРОГРАММА

    «ЭКСПЕРИМЕНТАЛНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ»

    ВОСПИТАТЕЛЬ: ПОПОВА С.Г.

    Г. Нижневартовск

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дошкольники уже по природе своей исследователи.  С  большим   интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолима жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

    Н.Н. Поддъяков отмечает, что детская деятельность экспериментирования с соответствующим  физическим материалом позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или предмете, увидеть то, что было недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя, сделать эффективным процесс ознакомления, полнее удовлетворять естественную любознательность, формирует самостоятельность.

    Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставлять детям возможность «действовать» с изучаемым объектом окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

    Во время исследовательской работы задействованы все органы: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.

    Для экспериментирования более доступными являются такие природные материалы как:  глина, почва, вода, песок, воздух, камни. О  свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.

    Цель программы:

    Формирование исследовательской деятельности дошкольников, развитие познавательной активности, самостоятельности мышления, инициативности дошкольников.

    Задачи программы:

    -формировать у детей умения видеть и выделять проблему;

    -принимать и ставить цели;

    -решать проблему;

    -анализировать объект или явление;

    -выделять существенные признаки и связи;

    -выдвигать гипотезы, предположения;

    -отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

    -осуществлять эксперимент;

    -делать выводы на основе результатов.

    Методы и приёмы организации экспериментальной деятельности.

    Экспериментирование включается в различные форм работы с детьми:

    -экскурсии;

    -прогулки;

    -путешествия;

    -трудовую деятельность;

    -наблюдения;

    -проведение опытов, организованное, как самостоятельная или совместная деятельность.

    Наиболее эффективными методами и приёмами организации экспериментально-исследовательской деятельности являются:

    -эвристические беседы;

    -постановка и решение вопросов  проблемного характера;

    -наблюдения;

    -моделирование (создание моделей, в частности, об изменениях в неживой природе)

    -опыты;

    -фиксацию результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности (проводится воспитателем совместно с детьми);

    -«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

    -использование фольклора;

    -подражание голосами и звуками природы;

    -дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

    -трудовые поручения, действия.

    В проведении экспериментально – исследовательской работы выделяются следующие этапы:

    -определение и постановка  проблемы (выбор темы исследования);

    -поиск и  предложение возможных вариантов решения;

    -сбор материала (непосредственное проведение исследования);

    -обобщение полученных данных;

    -выводы.

    Оборудование и материалы

    Оборудование для исследовательской деятельности

    Материал, подлежащий исследованию

    1

    2

    Прозрачные и непрозрачные ёмкости (пластиковые бутылки, стаканы, ковшики, кружки)

    Мерные ложки, колбы, пробки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.

    Пипетки с закруглёнными концами, шприцы пластиковые (без игл)

    Резиновые груши разного размера.

    Гибкие пластиковые, резиновые трубочки.

    Взбивалки, деревянные лопаточки, палочки, шпатели.

    Пинцеты, разные прихватки, пластиковые контейнеры.

    Рулетка, портновский метр, линейки, треугольники.

    Весы, компас, песочные часы, фонарики, микроскоп, свечи, термометры, ножницы.

    Фартуки клеёнчатые, нарукавники, щётки, совки.

    Керамические ступки с пестиком

    Цветные прозрачные стёклышки

    Лупы с разным увеличением, зеркала, магниты.

    Барометры, флюгеры, секундомер, спиртовки, губки поролоновые.

    Совочки, рыхлители, лопатки, грабли, лейки, носилки, маркеры

    Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

    Пищевые материалы: рис, изюм, сахар, соль, мука, , крахмал, кофе, активированный уголь, чай.

    Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн ит.д.)

    Йод, марганец, зелень бриллиантовая, тушь, акварельные краски и др. краски

    Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, скорлупки орехов, шишки, перья,  ракушки и т.д.

    Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

    Организация экспериментальной

    деятельности дошкольников

    представлена в 6 блоках

    Блок 1 - «Вода»

    Блок 2 – «Воздух»

    Блок 3 – «Песок и глина»

    Блок 4 –«Почва»

    Блок 5 – «Камешки»

    Блок 6 – «Пластмасса»

    Содержания познавательного материала представлено в блоках.

    Блок        Вода.

    Тема:        «Какой бывает вода».

    Цель:        Познакомить детей с некоторыми свойствами воды и агрегатными свойствами ( лед, пар) и их свойствами.

            Вода – самое удивительное вещество на земле. Все хорошо знакомы с водой: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке, в море.

            Вода – природное прозрачное вещество, обладающее свойствами прозрачности, текучести, не имеющее формы, цвета, запаха, вкуса.

            Лед – характеризуется твердостью, сохранением формы, объема, отличительными качествами ( хрупкость, прозрачность, блеск, колюще – режущие качество; всегда в холодном состоянии).

            Пар – газообразное состояние вещества обладающее свойствами отсутствия формы, объема, летучести, прозрачности.

            Материалы и оборудования: прозрачные стаканчики с водой и с молоком, палочки или чайные ложки, стаканчики для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда. Комочки снега, термос с горячей водой или кипятильник, краски, стекло или зеркало.

            Опыт 1. Вода прозрачная.

            Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стакана положить палочки. В каком стакане они видны, а в каком – нет? Почему?.

            Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

            Опыт 2. «У воды нет вкуса».

            Предложите детям выпить немного воды. Есть ли у нее вкус? Дайте им попробовать для сравнения молоко, компот или сок.

            Опыт 3. « У воды нет запаха».

            Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет ( или совсем не пахнет).

            Опыт 4. «Вода замерзает».

            Налейте в блюдце немного воды из – под крана и поставьте ее на 2 – 3 часа в морозилку. Что случилось?

            Перенести блюдце с льдинкой на стол. Через несколько времени в нем снова окажется вода. Что произойдет со льдом?

            Вывод: Лед – твердая вода.

            Опыт 5. Переход воды из жидкого состояния в твердое. ( показывает только взрослый).

            В электрический чайник налить воды, включить и ждать.

            Как только закипит вода, крышка чайника начинает подскакивать. Видно, как из чайника вырывается облако. Что это? ( Пар) Крошечные пузырьки пара собираются около дна и по стенкам пробираются вверх.

            Поместить над паром стекло. Через некоторое время на нем выступят капельки воды.

            Вывод: Пар – это тоже вода.

            Опыт 6. « Вода жидкая – может течь».

            Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой – и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему?

    Вывод: Потому что она жидкая.

    Опыт 7. « В воде одни вещества растворяются, другие нет».

            Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положили обычный песок, а в другой сахарный песок. Что получается?

            Вывод: Одни вещества ( сахар, соли) в воде растворяются, а другие нет.

            Опыт 8. «Лед легче воды».

            Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой?

            Вывод: лед плавает в воде, потому что он легче воды.

            Опыт 9. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

            Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стакане самая холодная, теплая и горячая вода.

            Опыт 10. «Вода не имеет формы».

            Дайте детям узкую баночку и наполните водой. Перелейте эту воду в самую широкую банку. Форма, которая приняла вода, изменилась?

    Тема:

     «Ходит капелька по кругу» «круговорот воды в природе»

    Опыт 1.

            Выделите каждому ребенку небольшую миску, в которую он нальет, и предложите высказать предположения о том, что с ней произойдет через несколько дней. Запишите для себя эти высказывания, потом вы напомните их ребятам. Мисочки с водой детей оставляют в лаборатории и регулярно наблюдают за ними до тех пор, пока вода не испарится. Каждый раз во время наблюдений спрашивайте детей, уменьшилось ли количество воды.

            Обсудите с детьми, куда исчезла вода. Что с ней могло случиться. Объясните ребятам, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнышка, снова возвращается домой – к тучкам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.

            Вывод: Вода – путешественница. Она никуда не исчезают, движения по кругу, поэтому ее путь можно назвать «круговоротом».

            Опыт 2.

            Поставьте мисочки с одинаковым количеством воды в разных местах; в теплом и в холодном, например возле батареи и возле оконного стекла

    ( если там прохладно). Отмечайте, где быстрее исчезает вода. Пусть дети вспомнят, в какую погоду быстрее высыхают лужи; в жаркую погоду или прохладную.

            Вывод: Вода «исчезает» быстрее в жаркую погоду, когда тепло.

            Опыт 3.

            Возьмите одну большую и одну маленькую мисочки с водой, поставьте их в лаборатории в одинаковых условиях. Из какой из них вода исчезнет быстрее?.

            Опыт 4.

            Пусть дети растворяют в стаканчике с водой соль или сахар и внимательно посмотрят, заметны ли эти вещества в воде. Эту посуду оставьте на некоторое время, до тех пор, пока влага не испарится. Что остается на дне стаканчика? Куда исчезла жидкость?.

            Вывод: Вода испарилась, отправилась путешествовать.

            

    Тема:

    «Вода в жизни растений».

            Опыт 1.

            Дайте каждому ребенку две горошинки или фасоли. Одну из них ребенок положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошинку поместить на другое блюдце в сухую вату и не будет смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях ( на подоконнике). В какой из горошинок появится расточек, а в какой – нет? Почему?

            Опыт 2.

            Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветков также окрасятся.

            Вывод: растения «пьют воду».

            Опыт 3.

            Один цветок из букета оставить без воды. Через некоторое время сравнить цветы в букете. Чем они отличаются? Куда делась вода из засушенного цветка?

    Блок Воздух.

    Тема:         «Воздух – невидимка»

    Цель:         Помочь детям «увидеть» воздух, доказать, что он есть повсюду, что воздух прозрачный, «невидимый».

            Оборудование и материалы: емкости с водой, прозрачные стаканчики, трубочки для коктейля, стаканчики с мыльным раствором на каждого ребенка, воздушные шарики, игрушечные или самодельные веера, миска с водой, мяч ( любые надувные игрушки), полиэтиленовый пакет

     ( резиновые перчатки).

    Опыт 1. ( с пустым стаканом).

            Дети переварачивают стакан вверх дном и медленно опускают его в емкость с водой. При этом стаканчик нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

    Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

            Опыт 2.

            Повторение предыдущего опыта, предварительно закрепив при помощи кусочка пластилина на дне стакана кусочек бумаги, ткани или ваты.

            Опыт 3.

            Еще раз погружаем стаканчик в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

            Опыт 4.

            Дети дуют в стаканчики через трубочки для коктейля и наблюдают, что при этом происходит.

            Опыт 5. «С мыльными пузырями».

            ( Внутри мыльных пузырей воздух).

            Опыт 6. «Воздух легче воды».

            ( Мячи и другие надувные игрушки не тонут. Почему?).

            Опыт 7. «Как поймать воздух»

            Дети «ловят» воздух в полиэтиленовый пакет.

            Опыт 8. «Можно ли взвесить воздух?».

            На палку длиной около 60 см с обеих сторон привязываются два одинаковых воздушных шарика и подвесить ее за веревку. Предложить детям подумать, что произойдет, если вы проткнете один из шаров острым предметом.

    Блок Ветер.

    Тема:        «Знакомство с ветром».

    Цель:         Познакомить детей с тем, что ветер – это движение воздуха, показать роль ветра в природе и в жизни людей.

    Оборудование и материалы: Небольшие емкости для каждого ребенка с водой. Для привлекательности можно создать Белое, Черное моря, подкрасив воду. Сделать парусные кораблики, веера. Емкости с песком и трубочки для коктейля, иллюстрация песчаной пустыни.

    Примечание: На занятиях дети становятся «ветром».

    Опыт 1.

    Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны.

    Опыт 2.

    Дети «отпускают» парусные кораблики в большое плавание

     ( помещают в листочки с водой) и дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные кораблики движутся благодаря ветру. Экспериментируем: что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? Буря.

            Опыт 3. с веерами.

            Дети машут веером над водой. Почему появляются волны? Воздух тоже начинает двигаться. А ветер – это движение воздухи.

            Опыт 4.

            Помахать веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер сегодня? ( вентилятором).

            Опыт 5.

    В емкостях с высокими кроями небольшое количество песка. Дети через трубочки дуют на песок ( песок в емкости – имитация пустыни). Что происходит? Появляются волны и песчаные холмики.

            Опыт 6.

            С палочкой воткнутой в песок. Почему в пустыне не растут расписания? ( Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться).

    Блок Песок и глина.

    Тема:        «Каким бывают песок и глина»

    Цель:        Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить чем они отличаются, и найти проявление свойств этих веществ в повседневной жизни ( сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулках).

            Материалы и оборудования: Стаканчиками с песком и глиной для каждого ребенка, стаканчиками с водой, листы бумаги, ложечки, лупы. Все это можно разместить на небольшом подносе.

            Опыт 1.

            Из стаканчика с песком аккуратно насыпать немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок – «сыпучий». Глина сливается комочками, ее нельзя его высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок – рыхлый.

            Опыт 2.

            С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок ( из зернышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?

            Затем рассмотреть таким же образом глину. Видны ли такие же частички в глине. В песке каждое зернышко лежит  отдельно,  не прилипает к своим «соседям». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.

    Опыт 3.

    Опыт проводится в трехлитровых стеклянных банках. В одной банке песок, а в другой банке – глина. Создать в банке сильный поток воздуха – ветер. Что происходит с песчинками, с глиной?

    Опыт 4.

    Возьмем палочку и попробуем  «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Во что легче поместить?

    Опыт 5.

    Аккуратно нальем воды в стаканчик с песком. Потрогаем  песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда же исчезла вода? Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит? В сухой или мокрый? Затем наливаем  немного воды в стаканчики с глиной. Следим, как водичка впитывается. Быстро или медленно?

    Сажаем деревце во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину.

    Опыт 6.

    Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Затем попробуем создать таких же червячков  и шарики из влажного песка. Из какого песка получается кулич, из сухого или мокрого?

    Экспериментирование обязательно нужно связать с наблюдением на прогулке и экскурсиях.

    Блок.  Почва.

    Тема. «Почва – живая земля».

    Опыт 1.

    Цель: Показать детям, что в почве есть воздух.

    Оборудование и материалы: Образцы почвы (следует взять рыхлую почву), банки с водой (на каждого ребенка), большая банка с водой  воспитателю.

    Проведение опыта.

    Пусть ребята вспомнят, что в подземном царстве – почве – обитают много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные – воздухом. Предложите детям проверить, если в почве воздух. Опустите в банку с водой образец почвы и предложите детям понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

    Опыт 2.

    Цель: Показать детям, что в результате  вытаптывания ухудшаются условия для жизни подземных обитателей, а значит со временем, их становится все меньше.

    Оборудования и материалы: Два образца почвы: первый – с участка, который редко посещается людьми ( рыхлая почва), второй – с тропинки, по которой постоянно ходят люди, с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца приготовить банку с водой.

    Проведение опыта. Объяснить детям, откуда взяты образцы почвы. Опускать почвенные образцы в банки с водой  (каждый в отдельную емкость) и наблюдать, в какой из них будет больше воздушных пузырьков. В образце с тропинки образцов должно быть больше.

    Спросить ребят, где легче поземных животным дышать - на тропинке, или на участке, который редко посещают люди? Почему?

    Опыт 3.

    Цель:         Показать ребятам, что при сжимании комочка земли у него как бы «уходит» воздух.

    Оборудование и материалы: Образцы почвы (колючки рыхлой, влажной земли).

    Проведение опыта. Раздать детям комочки земли. Обратить внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» - там как раз и прячется воздух. Затем предложить детям сжать комочек земли в руке – что с ним произошло? Он увеличился или уменьшился в размерах? Комочек стал меньше, и «пустых мест» между частичками земли стало меньше, а воздух «ушел», для него не осталось места. Точно также под тяжестью наших ног, нашего тела, сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух – «уходит».

    Блок                 Камешки.

    Тема:        « Какими бывают камешки».

    Цель:        Познакомить детей с разнообразием камней их особенностями, значением для человека.

    Оборудование и материалы. Для каждого ребенка – набор небольших камушков для экспериментирования, разных по цвету, качеству поверхности (гладкие и шероховатые), твердости, форма, один камешек – морской или речной, два небольших кремня. Мисочки с водой, в которые ребенок может опустить камешки. Поднос с песком для выкладывания изображения. «Ящик ощущений» в котором находятся несколько камней. Кусочки пластилина и пенопласта.

    Ход занятия.

    Камешки на столах у детей спрятаны под салфетками. Вопрос: «Что находится внутри « Ящик ощущений»?. Ребенок должен сказать, что он чувствует – какой предмет на ощупь? ( гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями и т.п.). Кто из ребят видел камни, где?

    Задание 1.

    Найти самый большой и самый маленький.

    Задание 2.

    Выбрать самый красивый.

    Задание 3.

    Выбрать на ощупь самый гладкий, самый круглый, самый неровный камешек.

    Задание 4.

    Рассмотреть камешки через лупу. Кто что видит?

    Задание 5.

    В одну руку взять камешек, в другую – пластилин. Сжать их в ладошках. Сравнить, что произошло с камешком, а что – с пластилином? Почему?

    Задание 6.

    Попробовать что - нибудь нацарапать на камешке. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят «Твердый как камень». Можно постукать камешками друг о друга. Что происходит?

    Задание 7.

    Что будет, если мы положим камешки в воду, он утонет или будет плавать? Может ли камешек плавать, а кусочек пенопласта? Почему пенопласт плавает?

    Задание 8.

    Вынуть из воды камень и посмотреть. Что изменилось?  Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими?

    Задание 9.

    Сделаем «музыкальный инструмент». Положить камни в металлическую банку и погреметь. Если класть разные камешки, то и звук будет разным. Как гремит один камешек? Два? Много?

    Выводы: Какими бывают камешки? ( твердые, отличаются по цвету, форме, тяжелые – тонут в воде, меняют цвет в воде).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Зонтик для Любознайки" Экспериментально- исследовательская деятельность детей в средней группе.

    Расширать представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями. Способствовать развитию исследовательских умений в поисковой деятельности- поиск матер...

    Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в летний период

    Детям пяти-шести лет всё интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Сво...

    Содержание экспериментально-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

    Консультация для педагогов по организации развивающей среды по исследовательской деятельности...

    Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей "Экспериментирование детей в семье".

    Раскрыть роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника. Мозговой штурм. Презентация "Экспериментальная деятельность детей в средней группе". Мастер-класс "Экспериментируем с детьми"....