Конспект познавательного занятия "Животный мир родного края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гусарова Ирина Александровна

Конспект познавательного занятия о животном и растительном мире ХМАО, о коренных народах Ханты-Мансийского округа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

познавательного занятия  «Животный мир родного края»

в подготовительной  группе

Программное содержание:

 - Продолжать знакомить детей с родным краем: повторить и обобщить представления детей о деревьях;

 - развивать познавательный интерес к птицам, устанавливая причинно-следственные связи между приспособляемостью к месту обитания с особенностями питания, упражнять в классификации птиц;

 - уточнить знания о таежных животных, упражнять в определении животного по следу, ориентировке в окружающем пространстве.

 -  Сформировать представления детей о приспособляемости растений и животных к сезонным изменениям в природе.

 - Расширить знания детей о коренных народах Севера: ханты и манси, знакомить с их бытом и деятельностью.

 - Воспитывать уважение к жизни и традициям людей коренного населения ХМАО и любовь к родному краю, потребность знать и понимать природу края, беречь её.

 - Развивать у детей умение рассуждать.

 - Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

Предварительная работа: наблюдения в природе,  познавательные беседы, рассказы воспитателя о природе родного края, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о природе,  загадывание загадок о природных явлениях, о животных, рассматривание иллюстраций, картинок, книг  о тайге, изучение карты мира и карты ХМАО, дидактические игры природоведческого характера: «Загадки о животных», «Животный мир планеты», «Дары природы», «Зайчата в лесу» и другие,   подвижные игры народов Севера: «Хейро», «Стой, олень!», «Оленьи упряжки» и другие, практическая деятельность детей с природным материалом,  праздник «Осенины», выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии».  

Словарная работа: Развивать связную речь. Расширять словарь детей: тайга,  хвоя, чум, ханты, манси,  зимующие, перелётные, лиственные, хвойные, колода, логово, берлога, дупло, нора, армячишка, невеличка, шныряет, стрекочет, проворная,  береста,  берестяной, шкуры животных, оленьи шкуры.

Материал к занятию: оформление уголка леса, природный материал, флажок, иллюстрации о тайге, карта ХМАО, альбом с экологическими знаками, альбом с деревьями нашего края, карточки с изображением веток деревьев, плодов, аудиозапись птичьих голосов, эмблемы с изображением птиц, карточки с изображением животных, картинки с изображением следов животных, иллюстрация бурого медведя,  картинка с его следами, чум:  макет.

Методические приёмы:

  1. Беседа о нашем крае.
  2. Проблемная ситуация: «Поможем Лесовичку проверить  готовность леса к зиме».
  3. Эколого – психологический тренинг: « Прогулка в природу».
  4. Чтение детьми стихотворения о лесе.
  5. Игра «Найди такое дерево».
  6. Физминутка.
  7. ТСО (аудиозапись птичьих голосов).
  8. Вопросы к детям.
  9. Загадки про птиц.
  10. Подвижная игра «Найди свой домик».
  11. Игра «Кто здесь лишний?» (в парах).
  12.  Игра «Про кого так говорят?».
  13.  Дидактическое упражнение «Узнай, чей след».
  14.  Загадка про медведя.
  15.  Рассказ легенды о медведе.
  16. Беседа о коренных народах Севера.
  17. Подведение итога занятия.

Ход занятия.

Воспитатель:  Родина – это место, где мы живём, где мы родились. Это наш дом, это всё, что нас окружает.

Ребята, а как называется округ, в котором мы живём?» (ХМАО).

А в каком городе мы с вами проживаем? (В Нижневартовске).

Наш город Нижневартовск – это небольшая  частица России.  А что такое Россия для всех нас?». ( Это страна, в котором мы все вместе живём).

(Рассмотреть карту мира для детей, отметить флажком город Нижневартовск).

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, какие люди населяют наш край с древних времён? (Ответы детей: ханты и манси).

Воспитатель:  Правильно, ребята. «Ханте» означает «народ», «человек». Ханты и манси – это два похожих народа, которые живут в тайге. Ребята, а как вы понимаете, что такое тайга?

(Это смешанный лес, в котором больше хвойных деревьев).

(Рассматривание иллюстраций о тайге).

Ребята, а из таёжного леса вчера на адрес нашего сада, нашей группы пришло  письмо от Лесовичка. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята!  Я  знаю, что вы изучаете и  любите природу родного края, заботитесь о ней. Обращаюсь к вам с большой и важной просьбой:  помогите  проверить, все ли лесные жители нашего края подготовились к зиме. С уважением Лесовичок ». 

Воспитатель: Ну, что, ребята,  вы  хотите и готовы помочь Лесовичку? 

Эколого - психологический тренинг «Прогулка в природу».

Воспитатель:  Немного пофантазируем и переместимся в осенний лес. Закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной  полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит.  (Дети садятся на корточки, головы опущены).  Начинается новый день.  Восходит яркое солнышко. (Дети, поднимаясь, делают круг руками и снова садятся на корточки.) Вдруг упала капелька дождя, потом ещё одна, ещё и ещё, и начался осенний дождик. (Дети пальцами стучат по полу  - сначала медленно, потом быстрее.) Дождик стал утихать, а потом совсем прошёл. Поднялся осенний ветерок, под его порывами закачались берёзы, осины, рябины…Последний осенний листочек оторвался от ветки, плавно закружился и опустился на землю (Дети плавно кружатся  и останавливаются.)  

          Вот мы с вами и в осеннем лесу.

(Дети входят в импровизированный лес).

Воспитатель:   Здравствуй,  лес,

                             Дремучий лес,

                             Полный сказок и чудес!»

(Дети продолжают).

1 ребёнок:  Лес, точно терем расписной,

                      Лиловый, золотой, багряный,

                      Весёлой, пёстрою стеной

                      Стоит над светлою поляной.

2 ребёнок:   Кто в глуши твоей таится,

                     Что за зверь, какая птица?

                     Всё открой, не утаи,

                     Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель: Как тихо и загадочно в лесу, только деревья шумят своими высокими верхушками, да кое-где скрипнет ветка. Человек в лесу – гость, он должен соблюдать правила, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Давайте, дети, вспомним: чего нельзя делать в лесу? (Дети объясняют значение экологических знаков).

 Ребята, назовите деревья, которые растут в нашей тайге. (Береза, осина, рябина – лиственные деревья; ель, сосна, пихта, кедр -  хвойные деревья).

А чем отличаются лиственные деревья от хвойных деревьев?

(У лиственных деревьев на ветках растут листья, а у хвойных – иголочки, хвоинки).

 - Ребята,  как  деревья нашего края подготовились к зиме?

 Игра «Найди такое дерево».

Раздать каждому из  детей по картинке с изображением веточек от деревьев, плодов.  Дети должны определить, с какого дерева эта ветка,  плод  и объяснить, почему они так решили.

 ФИЗМИНУТКА:

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки качнулись, кисти встряхнулись –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

(Звучит аудиозапись птичьих голосов).

Воспитатель: Уж не так тихо в лесу, давайте послушаем, как поют птицы.

Вопросы к детям: Вспомните и назовите, каких птиц вы знаете?

Назовите перелётных  птиц. Почему мы их так называем?  Как перелётные птицы подготовились к зиме?

Назовите зимующих птиц. Чем они отличаются от перелётных птиц? Как зимующие птицы готовы встретить  нашу северную зиму? Какую пользу приносят птицы в лесу? Кого называют «санитаром» леса? Почему?

Загадки про птиц:

  1. Непоседа, невеличка, жёлтая почти  вся птичка.

Любит сало и пшеничку.  Как зовут её? (Синичка.)

  1. Уличный мальчишка, в сером армячишке.

По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей.)

  1. Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

     4.  Я по дереву стучу, червяка достать хочу.

          Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел.)

     5.  Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

Подвижная игра: «Найди свой домик».  Каждый  ребёнок  получает эмблему с изображением птицы. Обозначаются птичьи дома – «Север» и «Юг». По сигналу каждый бежит в свой дом: перелётные птицы – на юг, зимующие – на север.  Затем дети меняются эмблемами  и  игра повторяется.

Итог: Готовы ли  птицы  нашего края к зиме?

Воспитатель: Ребята,  в тайге живёт много разных зверей.  Каких животных нашего края вы знаете?

(ответы детей).

А как  же  звери приготовились  к зиме?

Игра «Кто здесь лишний?» ( Игра в парах: объясни - почему зверь лишний).

Воспитатель: Ребята, а давайте  с вами вспомним  название жилищ у некоторых животных.  Где живут: волк,  лиса, белка, медведь, заяц?»

(В логове, в норе, в дупле, в берлоге, под кустиком).

Посмотрите, дети, сколько разных следов на тропинке. Интересно, кто проходил по этой тропе.  Ханты и манси хорошо умеют узнавать зверя по следу. А вы, ребята, хотите этому научиться? (ответы детей).

Дидактическое упражнение  «Узнай, чей след»

(дети упражняются в  определении  следов  белки, зайца,  лисицы, волка, медведя).

Воспитатель: Сможете ли вы, ребята, угадать про кого из зверей нашего леса эта загадка: «Кто осенью спать ложится, а весной встаёт?»   (Медведь).

Ханты считают, что медведь – это человек-богатырь. Вот что гласит хантыйская легенда: «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошёл он в лес и заблудился, зашёл так далеко в глубь леса и в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезть через колоду (колода – короткое толстое бревно: дубовая колода), поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через неё в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез без одежды  через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью. Не нашёл он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошёл в таком виде к людям, а  стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдёт в лесу. Медведь поражал людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умеют делать другие животные. Интересно и то, что ступня задних лап медведя похожа на человеческую.

А о чём  в легенде говорится дальше,  я вам расскажу на следующем занятии.

Наши леса богаты зверем, птицей, а реки – рыбой. Поэтому, основные занятия ханты и манси – это охота, рыболовство, а дальше на север – оленеводство. Основная пища – это мясо и рыба. Одежду шьют из звериных шкур и рыбьей кожи.

А из чего как вы, ребята, думаете, ханты и манси строят себе жилище: т.е. дом?  (ответы детей).

Да, они строят свои жилища из того материала, который есть у них под рукой: деревья, шкуры животных, береста и т. д. А дом у ханты и манси называется чум.  (Рассмотреть чум на  макете);

Чум летом покрывается берестой. (Берестяной чум);

А чем же покроется чум зимой? (Зимой его покроют оленьими шкурами); Почему?

Воспитатель: Вот и закончилось наша прогулка по осеннему лесу. Выполнили ли мы с вами просьбу Лесовичка, всё ли мы осмотрели?  Все ли лесные жители нашей тайги готовы  к зиме?   К сожалению, нам пора домой. Но не огорчайтесь, ребята,  мы ещё не раз придём в сказочный лес, узнаем ещё много интересного  про всё, что в нём есть. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.  Закроем глаза.  Представим, что мы с вами последние  осенние листочки. Вечереет. В лесу всё засыпает. (Дети садятся на корточки, головы опущены.) Заканчивается день. Заходит  солнышко. И вдруг подул осенний  ветер, под его порывами закачались деревья в лесу, (Дети, поднимаясь, качают поднятыми руками).  Ветер всё усиливается. (Дети продолжают качать руками, затем  руки в стороны  и кружатся на месте.)  И  последние осенние листочки отрываются от веток, плавно кружатся, кружатся и тихо опускаются на землю. (Дети плавно кружатся и останавливаются.)  Открываем глаза. Вот мы и вернулись в наш детский сад».

ИТОГ.   Ребята,  что вы сегодня узнали такого, о чём раньше не знали?

             Что вас сегодня очень заинтересовало?

              О чём бы вы хотели узнать в дальнейшем?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию Природа родного края.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края».Воспитатель  первой категории Шемехова Эльвира А Образовательная область: «Познавательное развит...

Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка”

Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка&rdquo...

Конспект занятия по познавательному развитию «Природа родного края» (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию«Природа родного края» (подготовительная группа) Подготовила: Адьяева Б.Н.Программное содержание: Систематизировать знания детей о при...

Конспект занятия по познавательному развитию "Мой родной край"

Для детей подготовительной группе по познавательному развитию. Авторство....

Конспект познавательного занятия "Мой любимый край Родной" в подготовительной группе

Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаем, тардициями тувинского народа. Воспитывать любовь к малой Родине духовной культуре народа....

Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной» старший дошкольный возраст

Конспект познавательного занятия  «Урал — наш край родной»Задачи. • Систематизировать и обобщать знания детей о Урале, как о родном крае (природные богатства, ура...