Непосредственная образовательная деятельность: «Хохломская роспись. Рисование узора для ложки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Косолапова Евгения Григорьевна

Непосредственная образовательная деятельность: «Хохломская роспись. Рисование узора для ложки».

Возрастная группа: старшая

Программное содержание:

- познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров;

- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, рыбы, птицы и пр., основу узора-завиток, который завивает все предметы;

- учить составлять узор на круге (ложке), украшая его завитком, ягодой и травкой;

- учить детей расписывать изделие кистью и печаткой-тычком, используя «разживку»;

- учить импровизировать, создавая свою композицию, применяя хохломскую палитру красок: красный, черный, зеленый, желтый;

- продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;

- развивать в детях патриотические чувства;

- развивать у детей навыки творческого рассказывания;

- закреплять в памяти детей назначение старинной русской посуды: ставца, ковша, бочонка, чаши и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khokhlomskaya_rospis.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

                                                                                                     Косолапова Е.Г.,

                                 воспитатель ГБОУ СОШ №2017 Дошкольное отделение

Реализация задач образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»  в контексте ФГОС  ДО.

Непосредственная образовательная деятельность.

«Хохломская роспись. Рисование узора для ложки».

Возрастная группа: старшая.

Программное содержание:

- познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров;

- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, рыбы, птицы и пр., основу узора-завиток, который завивает все предметы;

- учить составлять узор на круге (ложке), украшая его завитком, ягодой и травкой;

- учить детей расписывать изделие кистью и печаткой-тычком, используя «разживку»;

- учить импровизировать, создавая свою композицию, применяя хохломскую палитру красок: красный, черный, зеленый, желтый;

- продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;

- развивать в детях патриотические чувства;

- развивать у детей навыки творческого рассказывания;

- закреплять в памяти детей назначение старинной русской посуды: ставца, ковша, бочонка, чаши и др.

Предварительная работа: знакомство с экспонатами выставки предметов с хохломской росписью.

Оборудование (материалы): предметы декоративно-прикладного искусства (хохломская посуда), иллюстрации с изображением предметов с хохломской росписью, неокрашенная деревянная посуда, иллюстрация с изображением процесса росписи хохломских изделий, таблицы с элементами хохломской росписи («травка», «ягоды»); бумага в форме ложки (круг) желтого цвета диаметром 4 см, 6см и 8см, бумага для упражнений, гуашь, мягкие кисти, баночки с водой, мягкие тряпочки для снятия лишней краски с кисти.

ХОД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Звучит мелодия» Кострома» (гр. «Иван-Купала»).

Дети входят в группу.

Хозяйка с хлебом-солью встречает гостей.

В о с п и т а т е л ь. Утро доброе, Хозяюшка!

Х о з я ю ш к а. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите да вставайте поудобнее.

                          Дай Бог тому,

                          Кто к нашему дому,-

                          Дорогим гостям.

                          Милым детушкам.

                          Наделил бы вас Господь

                          И житьем, и бытьем,

                          И здоровьицем!

В о с п и т а т е л ь. Хозяюшка в дому, что оладушки в меду:

                                 Она прибирает, она подавает,

                                 Одним – одна за всех отвечает.

Ребята, вы только посмотрите, какой дивной красоты посуда на столе у нашей хозяйки. Вы можете назвать эти предметы? (Ответы детей).

Х о з я ю ш к а. А дома у вас есть такая посуда? (Да)

А вы, из нее кушаете? ( Да, нет и др.)

А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды.

                          Вот посуда расписная!

                          Была и у царя такая,

                         Да вся полюбилась.


                         А наша не бьется,

                         Из неё ничего не прольется,

                         Щи из нее вкусней,  

                         Да и каша добрей.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, а давайте узнаем у нашей хозяйки, какой деревянной посудой пользовались наши предки. (Воспитатель берет в руки миску и ложку). Ребята, вы узнаете эту посуду? (Ответы детей). 

Х о з я ю ш к а. Верно. Так  вот, наибольшим спросом пользовались, конечно, ложка и миска. Их можно было увидеть и на столе богатого человека, и в избе бедного крестьянина, и на царском пиру. А вы знаете, ребята, для чего использовали миски?  (Ответы детей). Миски служили для вторых блюд и для питья.

В о п и т а т е л ь. А как вы думаете, какой посуды, требовалось больше всего? (Ложек). Почему? (Ответы детей). 

Х о з я ю ш к а. А все дело в том, что в старину вся семья ела из одной большой миски, а вот без своей ложки не мог обойтись никто. Емкость ложки (ее размер) имела большое значение; больше зачерпнешь щей, больше достанется!

В о с п и т а т е л ь. Ребята, мы узнали у хозяюшки, что на Руси вторые блюда (кашу) ели из таких вот мисок, а тогда из чего же ели первые, например, щи? (Ответы детей). Ну, что правы наши ребята, хозяюшка?

Х о з я ю ш к а. В старину много делали чаш, в которых подносили еду к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими  (показывает иллюстрацию с изображением чаши), ведь семьи  в те времена были очень большими. И не так-то просто было поднести от печи к столу полную чашу еды.

В о п и т а т е л ь. Ребята, а этот предмет вам знаком? (Показывает детям ковш). А вы знаете, как использовали на Руси, такой ковш? (Ответы детей). 

Х о з я ю ш к а. Таким ковшом зачерпывали жидкость из глубокой просторной посуды. Попробуйте, как удобно им пользоваться.

В о с п и т а т е л ь. А это что за чудо-посуда? (Поставец).  (Воспитатель берет в руки поставец.) Для  чего же он был нужен хозяйке? (Ответы детей). 

Х о з я ю ш к а. Поставец хозяйка ставила на полку и хранила в нем мед, варенье.

В о с п и т а т е л ь. А как вы думаете, ребята, какая посуда была самой почетной на столе? (Ответы детей). А давайте спросим у нашей Хозяюшки.

Х о з я ю ш к а. В народе говорили: «Без соли, без хлеба – худая беседа». Соль в те времена была дорога, ее очень берегли. Хлебом солью встречали  дорогих гостей, а нежеланным гостям соль на стол не ставили. Отношение к соли отразилось на ее хранилище – солонке. Посмотрите, какой нарядной, разнообразной по форме делали ее мастера.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, давайте поблагодарим хозяйку за рассказ.

Спасибо, Вам  Хозяюшка!

Видите, ребята, как много разной посуды использовали наши предки.

В о с п и т а т е л ь. Но посуда расписная, да  еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот тут-то и призадумались мастера, как сделать посуду такой, чтобы пользоваться ею могли и крестьяне.

Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.

Звучит народная музыка «Заиграю…» (гр. «Иван - Купала»)

Х о з я ю ш к а. Рассаживайтесь, ребятушки. Расскажу я вам одну легенду. Ее мне еще бабка сказывала: «Говорят , что давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал  насыпать. Прилетала как-то к его порогу Жар-птица. Птица-Жар  задела  золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

В о с п и т а т е л ь. Это, конечно, легенда (вымысел), но окраска изделий Хохломы, как волшебство, при котором обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.

Ребята, из чего же сделана эта посуда?  (Из дерева).

Хохломская посуда, да и не только посуда отличается  тем, что все изделия вытачиваются из дерева мягких пород (липы, березы, ольхи). 

(Воспитатель ставит на стол неокрашенную деревянную посуду: поставец, доску, сахарницу, миску, ложку).

Вы узнаете эти предметы?  (Да)  Назовите их и найдите такие же среди хохломской посуды.

(Воспитатель показывает детям деревянную ложку).

В о с п и т а т е л ь. Жизнь такой вот деревянной  ложки начиналась у ложкаря, мастера, изготавливающего ложки.

Дело в том, что баклушей называли кусок дерева определенной величины. Вот такую баклушу ложкарь разрубал на столько кусков, сколько могло получиться ложек. Занятие это не требовало особого умения, старания, отсюда и пошло выражения «бить баклуши», то есть бездельничать, лодырничать.

Но вот еще несколько ударов – и перед вами почти готовая ложка. Затем ее окончательно отделывали. Над выделкой ложек трудились всей семьей.  Отделывали поверхность ложек даже дети.

И вот из такой обычной деревянной посуды мастера сделали золотую хохлому без золота.

А знаете в чем секрет?

А секрет в том, что прежде чем нанести рисунок, посуда покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками (Воспитатель демонстрирует плакат с изображением процесса росписи хохломских ложек), потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще изделия несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось. (Воспитатель показывает ложку с хохломской росписью).    

Загляденье! Не правда ли? Неслучайно, хохломскую роспись называли «золотой».

Р е б е н о к . Роспись хохломская,

                      Словно колдовская,

                      В сказочную песню

                      Просится сама.

                      И нигде на свете

                      Нет таких соцветий –

                      Всех чудес чудесней

                      Наша хохлома!

Х о з я й к а. Ой, батюшки! Что ж делать-то? Видать плохая я хозяйка! Стыд-то какой!

В о с п и т а т е л ь. Что случилось, Хозяюшка! Расскажи нам. Может ребята тебе смогут помочь. Знаешь, какие они умелые да талантливые.

Х о з я ю ш к а . Да, неужто они ложки сделать смогут?

В о с п и т а т е л ь. Ребята, сможем помочь Хозяюшке и расписать ложки? (Ответы детей). Ну вот, видишь, Хозяюшка. Нам нужно только немножко подготовиться.

  • Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите в руки посуду. Давайте внимательно рассмотрим хохломские изделия. Чем они украшены?  (Цветы, ягоды, листья, трава, усики и пр.)

(Воспитатель показывает на одном из изделий травку).

- Травка тоненькая, похожа на реснички, а называют ее хохломские мастера нежно «осочка». Рисовать ее нужно легким движением кончика кисти сверху вниз.  (Воспитатель показывает образец узора «осочки»).

(Воспитатель в воздухе показывает движением руки рисование осочки. Дети повторяют движение вместе с воспитателем).

- Вы заметили, что изделия украшены ягодами. А какие ягоды рисуют своей хохломские мастера? На что они похожи? (Смородина, брусничка, крыжовник, клубничка, рябинка, малинка).

Хохломские мастера изобретают их на свой манер, но они немного похожи на настоящие.

- А какие цвета используют художники в хохломской росписи?  (Красный, черный, золотой).

- Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам выбрать ту ягоду, которую вы нарисуете. Ягоды: брусничка, смородинка, рябинка – рисуются специальной печаткой-тычком.

(Воспитатель демонстрирует  печатку-тычок);

Ягоды: крыжовник, клубничка, малинка рисуются кистью, а по высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.

Обратите внимание на форму выбранной ягоды, как она украшена  (смородинка, рябинка и клубничка – точками; крыжовник – черточками, малинка – точками и тонкими дугами).

(Воспитатель предлагает 2-3 детям показать и рассказать, как они нарисуют свою ягоду, несколько ягод, веточку).

В о с п и т а т е л ь. Ребята, работа хохломских мастеров требует большого умения и для того, чтобы вы немножко отдохнули перед ответственным делом, я предлагаю вам сыграть в русскую народную игру «Игра с ложкой».

Русская народная игра «Игра с ложкой».

В о с п и т а т е л ь. « Делу время – потехе час». Отдохнули, а теперь пора и потрудиться. А что нам нужно для работы? (Банка с водой, кисть, бумага, тряпочка, краски). А какого цвета краски вам потребуются (Черная, красная, зеленая, желтая). А теперь, ребята, я предлагаю вам выбрать величину ложки для росписи. Не забывайте, что сказала Хозяюшка: «Больше зачерпнешь – больше достанется».

(Дети берут с подносов «ложки», вырезанные из бумаги, и садятся на свои рабочие места).

Воспитатель демонстрирует детям образец росписи «ложки».

В о с п и т а т е л ь. Определите форму ложки? (Круглая)

Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (Из завитка, травки, ягоды).

(Первым делом на ложке выделяем завиток, который украшен ягодами, травкой).

Расписываем ложки в определенной последовательности: завиток, ягоды, травка.

Какого цвета ваши «ложки»? (Желтого).

Каким цветом мы будем рисовать на желтом фоне? (Красным, черным, зеленым).

Первым делом на ложке выделяем завиток, который украшен ягодами, травкой. Рисовать его будем черной краской.

(Воспитатель движением руки в воздухе показывает рисование завитка, дети повторяют движение вместе с воспитателем, а затем на листе для упражнений, повторяют положение кисти (палочка смотрит вверх) и легкость движения).

Дети сначала рисуют несколько завитков на листе для упражнения, а потом на ложке завитком украшают круг.

Потом все рисуют ту ягоду, которую выбрали на предметах.

(В ходе работы воспитатель задает вопросы о том, с какими ягодами будет узор на ложке, каким цветом ребенок их нарисует).

Последними рисуем маленькие «осочки».

(Воспитатель напоминает, что каждый элемент любит свой цвет: три цвета для элементов и четвертый для фона).

(Обратить внимание на тонкость,  легкость завитков, травки. Ягоды яркие, большие или несколько поменьше).

В процессе работы дети могут, если это необходимо, рассматривать узоры на предметах.

По окончании работы, дети подносят свои ложки Хозяюшке и кладут их на стол вокруг миски. Хозяйка вместе с воспитателем отмечает все узоры, выбирает самые яркие, легкие, нежные завитки, «осочки», красивые ягоды.

В о с п и т а т е л ь. Ну, как, Хозяюшка, довольна? Справились наши ребята с задачей?

Х о з я ю ш к а. Какие же они молодцы. Ложки - просто чудо.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, как много нового мы сегодня узнали. А что же  именно? (Узнали, как изготавливают ложки, как расписываю хохломскую посуду; узнали новые для нас названия старинной посуды (бочонок, поставец, ковш и др.), ее назначение, наконец, сами расписали ложки и выручили нашу Хозяюшку).

Звучит народная музыка

Х о з я ю ш к а. Как для вас, мои друзья,

                           Наварила, напекла

                           Девяносто два блина,

                           Два корыта киселя,

                           Пятьдесят пирогов – не найти едоков.

                           Хозяйку потешьте – пирогов поешьте!

                           Не красна изба углами, а красна пирогами!

Хозяюшка приглашает всех к столу.

После угощения дети благодарят Хозяюшку, выходят из-за стола и кланяются.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию и опытно – экспериментальной деятельности с детьми.

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо нетрадиционному рисованию и опытно – экспериментальной деятельности с детьми. «Соль-друг или враг? »Образовательные области:-художес...

Непосредственная образовательная деятельность по декоративному рисованию в средней группе на тему: «Роспись дымковского козлика»

Непосредственная образовательная деятельность по декоративному рисованию в средней  группе   на тему:  «Роспись дымковского козлика»...

Непосредственная образовательная деятельность. Художественное творчество."Гжельские узоры"

Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи: листики, решетку, линии, спираль, цвета от бледно – голубого до тёмно – си...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Разноцветные ложки»

Непосредственная образовательная деятельность по рисованию нетрадиционными способами развитию во второй младшей группе....