Непосредственная образовательная деятельность. Художественное творчество."Гжельские узоры"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи: листики, решетку, линии, спираль, цвета от бледно – голубого до тёмно – синего.Учить красиво располагать узор на форме ,продолжать знакомить детей с гжельской росписью.Обучать техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_st.gr_._risovanie-_gzhel.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие в старшей группе.

Тема: «Гжельские узоры»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи: листики, решетку, линии, спираль, цвета от бледно – голубого до тёмно – синего.

-Учить красиво располагать узор на форме .

-Продолжать знакомить детей с гжельской росписью;

-Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи:

- Обучать техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности.

- Закрепить представление о краеведческом музее.

Развивающие  задачи:

- Развивать эстетическое восприятие , чувство ритма, композиции, цвета;

- Развивать легкие и тонкие движения руки;

-Развивать у детей сенсорные способности.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создать своими руками красивые изделия..

- Воспитывать интерес к Гжельской керамике, желание передать сочность, живописность росписи .

-Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

Методы и приемы: игровой прием- создание игровой  ситуации-пригласительные  билеты в музей, ИКТ- презентация,

словесный метод - загадывание загадки, прием в форме вопросов и ответов; наглядный метод - рассматривание образца, объяснение последовательности рисования, уточнение, указание

практический метод - роспись детьми моделей гжельской посуды.

физкультурная  минутка, игра-«Волшебные ладошки»,

Предварительная работа

- познавательный рассказ о гжельских мастерах.

- рассматривание гжельских изделий.

- рассматривание иллюстраций с гжельской росписью.

- раскрашивание книжек-раскрасок.

Оборудование: презентация «Гжельские узоры»

большой лист в форме чайника - образец,  чайники,  горшки, тарелочки, чашки для рисования детям, подставки, палитры,  кисти № 2, № 5,  непроливайка, гуашь синего и белого цвет.

Вводно-организационный  момент.

Игра «Волшебные ладошки».

Воспитатель:

Ребята, вы любите секреты?

 (показывает сложенные ладони)

У меня есть в ладошке секрет. Я сейчас хочу с ним поделиться с вами. Сложите ладошки вместе, как у меня.  Я вложу секрет в ваши ладошки, но раскрывать их сразу нельзя.

(воспитатель проходит  и вкладывает в ладони детей  будто  что-то).

У меня в ладошке спрятался  секрет – моя улыбка и приветствие.

Здравствуйте!

(воспитатель улыбается, приветствует  детям)

Раскройте ваши ладошки , улыбнитесь  и поприветствуйте  друг друга.

Здравствуйте!

Вы, как волшебники, передали   улыбки    друг другу улыбку, хорошее настроение    и в группе   стало тепло, радостно  от ваших улыбок.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам детский сад пришел сотрудник краеведческого музея. Она принесла пригласительные билеты   посетить выставку, которая сейчас организована в музее.

Узнать, выставка каких мастеров представлена в музее, вам поможет загадка.

Край фарфорового чуда, 
А кругом него леса …
Синеглазая посуда - 
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса.

Дети: Это выставка гжельской посуды.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Потому что, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры.

Воспитатель Кто расписывает такими узорами?

Дети: Расписывают  гжельские мастера.

Воспитатель: Давайте отправимся  в музей. Закройте глаза, и скажем слова: «покружись, покружись, в музее окажись».

Дети выполняют движения.

Слайд 1. Краеведческий музей.

Воспитатель: Как называется это здание?

Дети: Краеведческий музей.

 С какими экспонатами мы знакомились в музее?

Дети: -Мы видели предметы. быта

- Мы видели животных, растения, птиц.

Воспитатель: Проходите в кинозал, располагайтесь, где вам удобно.

(Дети садятся на ковер перед экраном)

Воспитатель:

Вы любите сказки  и я хочу вам рассказать сказку.

Слайд 2.  Деревня.
Давным - давно, в некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей  жили - были  в одной деревне  смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали.

Слайд3.  Место добычи глины.

 Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия похожего на другое.

Слай4.  Изделия из гжели.

Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси.

Сказка – рассказ рассказывается воспитателем под тихую  русскую народную мелодию  «Вдоль по Волге – матушке».

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Дети: мастера делают свои изделия из глины.

Какие изделия делали мастера из глины?

Дети: мастера делали из глины посуду, различные фигурки.

Слайд 5. Выставка  керамики.
Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики. 

 Воспитатель: Какие элементы росписи  использовали мастера,  украшая свои изделия?

Дети.  Мастера использовали  в росписи:  цветы, траву, листья, завитки, ветки. широкую и узкую полосу, точку, волны, кустики, лепестки,  сетку, капельку.

Воспитатель   Какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?

Дети: Мастера используют   синий цвет.

Воспитатель. Был создан музей гжельской керамики.

Слайд 6,7. Музей гжельской керамики.
Воспитатель: Давайте сегодня сами будем гжельскими мастерами и выполним заказ: распишем посуду, которую нам прислали по почте .  Каждый возьмет себе заказ, у всех разная посуда. В конце работы устроим выставку. На выставке видите гжельскую посуду. Можно использовать такие же узоры в ваших работах.

( дети берут любой лист, садятся за столы)

Рассматривание образца воспитателя.

Воспитатель:  Каким узором украшен чайник?

Дети: Украшен чайник  цветком и бордюром.

Воспитатель:  Где расположен цветок?

Дети: В середине, на одной стороне посуды.

Воспитатель  Из каких элементов состоит цветок?

Дети Состоит цветок серединки и лепестков.

Воспитатель На что похожи лепестки цветка?

Дети лепестки цветка  похожи  на капельку

Воспитатель  Капелька – один из любимых элементов Гжели.

Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.

-Как  расположены  лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

 Дети: лепестки-капельки вокруг серединки расположены равномерно.

Воспитатель:  (показ с объяснением)

Сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок.  Давайте немного отдохнем.

Физкультурная минутка

Наши синие цветы – ладони соединить лодочкой перед собой

Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит – подуть на руки: «цветки»

Лепестки колышет - руки колышутся над головой: вправо, влево и соединяются в ладони.

Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы, соединить ладони лодочкой.

Закрывают лепестки – покачать ладонями

Головой качают – вправо, влево

Тихо засыпают – ладошки под голову

-Приступаем к работе.

(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям) во время рисования звучит  спокойная русская народная музыка ( на выбор воспитателя)

В конце НОД дети выставляют свои работы на столе, покрытом  голубой скатертью.

Рефлексия.

Воспитатель:

-Вы все расписали по одному предмету,  а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец  себе и людям радость приносит».

-О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

Дети: Используется только синяя краска на белом фоне.

-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование в подготовительной к школе группе. Тема: «Сказочные цветы». Техника граттаж.

Коспект обучающего занятия по рислованию. На данном занятии дети знакомятся с техникой "граттаж", учатся изображать цветы в новой технике....

Непосредственно образовательная деятельность «Художественное творчество»

План-конспект интегрированного занятия по рисованию для детей 6-7 лет. "Любимый город"...

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество" с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Необитаемая планета"

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество", лепка.  Деятельность с ребятами подготовительной группы посвящена знакомству с необитаемой планетой. Ставится...

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество" с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Кошачья планета"

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество", рисование. Деятельность с детьми подготовительной группы направлена на создание образа кота, кошки или котёнка, ко...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» «Рисование» в подготовительной группе Тема: «Как носила девица красный сарафан»

Знакомство детей с историей русского народного костюма. Показать особенности национального костюма на Руси. Расширение знаний детей о русской народной культуре....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Художественное творчество»

Данный вид занятия предполагает развитие у детей изобразительных навыков и умений позволяющих развивать творческие способности, совершенствовать сенсорные способности. В процессе занятия дети овладеют...

Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование на тему "Зайка в гости к нам пришел." в I младшей группе

Цели.1. Совершершенствовать умение обследовать предметы:. учить рассматривать, ощупывать, гладить. 2.3акреплять представление о частях тела животного (голова, уши, глаза, нос, рот, живот, спина, ...