Тренировочное занятие по исследовательской деятельности. Тема: "Рыбки".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

"Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна,но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения.Прведение исследовательского поиска требует специальных знаний ,умений и навыков.И ребенка необходимо целенаправленно обучать ,давать ему эти знания ,развивать м совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки." А.И.Савенков.  "Детское исследование ка метод обучения старших дошкольников."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_rybki_microsoft_word_4.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация НОД по исследовательскому обучению.

 Тренировочное занятие.                                                                                                                               Тема: «Рыбки».                                                                                                                                                     Цель: обучить детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования,  наиболее рациональному варианту поиска информации; учить определять проблемы, представлять и защищать полученные результаты. Развивать внимание, память ,логическое мышление. Воспитывать умение работать сообща в коллективе.                                                                              Демонстрационный и раздаточный материал:6карточек-символические изображения  «методов исследования» (размером1/2 формата А4-подумать,прочитать в книге, спросить у специалиста, посмотреть в интернете, провести эксперимент, понаблюдать); 8 картинок- иллюстрации будущих тем исследований (размером1/2 формата А4- черепаха, магнит, вода, попугай, песочные часы, аквариум с рыбками, песок, мышка).Ручки, карандаши , фломастеры, листок бумаги размером 7х7сантиметров для пиктографических записей(рисунок ,значок, символ).  

 

Ход занятия: подгруппа детей (10 человек) садится на ковре в кружочек. Выбирается два активных хорошо разговаривающих ребенка- добровольца Виктория и София. Они будут выполнять совместно с педагогом работу от первого до последнего этапа. Остальные ребята участвуют как зрители и помощники.                                                                                                                                                                        1.Выбор темы: Карточки с изображением тем исследования выкладываются в центре круга образованного детьми.  Пара «исследователей»выбирает из предложенных  8 карточек  1. В выборе темы участвуют и другие дети подгруппы. Тема исследования –рыбки(позволяет применить большую часть методов исследования).Остальные карточки убираются в сторону- (слайд1). 2.Составление плана исследования: Выбранную карточку «Аквариум с рыбками» кладем в центре круга сидящих ребят. Объясняем девочкам- исследователям ,что их задача получить как можно больше сведений о рыбках и подготовить о них сообщение –небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все ,что можно, собрать всю  доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Рассказываем детям о  разнообразных способах узнавания информации.  Подводим их  к тому чтобы они сами назвали эти методы. Начинаем с проблемных вопросов: «Что мы должны сделать  в начале?», «Как вы думаете , с чего начинает  исследование ученый?».Четверо ребят назвали метод «посмотреть в книге», перед ними кладется карточка  с изображением этого метода ,потом «спросить у воспитателя (специалиста)»сказали Лиза ,Настя , «посмотреть в телевизоре(интернете)»-Саша, Дима. Метод  «подумать» предложил Сережа. Символ подумать знаком детям по предмету Риторике из программы «Школа 2100», «понаблюдать» предложили Семен и Вика , метод «провести эксперимент» был предложен мной., Карточки выкладываются по1 по мере называния метода в порядке предложенном детьми. Так постепенно выстраивается цепочка методов исследования- план будущего исследования. Карточки разложены бессистемно. Необходимо сделать план последовательным. Обращаемся к коллективной беседе с детьми. Начинаем с вопросов  о том, что нам следует сделать  в самом начале .С чего начать исследование? А что делать  во вторую ,третью очередь и далее. «Подводим» детей, задавая следующий вопрос: «Что нам следует сделать после этого?  и выслушивая ответы  на аналогичные вопросы, к последовательному плану:                                                             1) «подумать самостоятельно»;                                                                                                                                           2) «спросить у другого человека»;                                                                                                                                          3) «посмотреть в книгах»;                                                                                                                                                      4) «посмотреть по телевизору»;                                                                                                                                             5) «понаблюдать»;                                                                                                                                                                    6) «провести эксперимент».                                                                                                                                                            План проведения исследования составлен. (слайд 2).                                                                                                                                        3.Сбор материала. Так как дети не умеют писать договариваемся с ними о способах фиксации получаемых сведений используя пиктографическое(рисунки, значки, символы) письмо. Подсказываем детям, что  на листочках бумаги (размером7х7) ручкой, карандашом, фломастером  можно делать заметки- несложные изображения ,отдельные слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы. Начинаем действовать по намеченному плану.                                                                                                                                                                             1) «Подумать самостоятельно»-с помощью педагога дети высказывая свои идеи фиксируют их на листочках знаками, символами и т.п.Необходимо приучать ребенка делать значки, рисунки, символы быстро. Все дети-участники помогают выделенной паре исследователей. Они могут подсказать и саму идею ,и как ее проще, точнее изобразить.(слайд 3).                                                                                                                                                          2) «Спросить у другого человека» -настраиваем наших исследователей на то ,чтобы расспросить других людей о предмете исследования –рыбках. Вопросы можно задавать всем присутствующим –детям и взрослым. Первое время следует особенно четко фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать  что-то совсем новое ,неизвестное раньше. (слайд 4).                                                                                                                                                                         3) «Узнать из книг»-ребенку не овладевшему  в совершенстве  навыками чтения затруднительно узнать что-то новое из книги. В этом случае можно ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у взрослого прочитать требуемую страницу. Поэтому  педагогу надо заранее подобрать литературу ,сделать необходимые закладки, прочитать исследователям нужный текст вслух, помочь зафиксировать новые идеи (слайд 5).                                                                                   4)«Посмотреть по телевизору»-выслушать идеи детей по использованию данного метода и помочь зафиксировать высказывания на листочке (слайд).                                                                                         5) «Наблюдение»- живые наблюдения в исследовательской деятельности особенно ценны. Наблюдение проводим в уголке природы. Наблюдая за рыбками в аквариуме подгруппа детей и выбранные исследователи рассматривают  внешний вид рыбок, поведение; замечают много других особенностей  и фиксируют их на листочках.(слайд 6).                                                                                         6) «Эксперимент»-реальные действия с изучаемым предметом. Выслушиваем  предложения детей о проведении  подходящего эксперимента с рыбками или предлагаем свой в затруднительной ситуации. Например: реакция  рыбок на голос человека и постукивание по стеклу аквариума. Все это фиксируем- знаками ,символами и т.п.                                                              

Важно работу по сбору информации проводить быстро, энергично, в темпе, так как способность концентрировать внимание у дошкольников не  высока. Если какой- то  из методов на начальных этапах работы не идет, можно не акцентировать на этом внимание. Нужно помочь детям  сгруппировать то ,что они уже имеют. (слайд 7).                                                                                                        4.Обобщение полученных данных.Возвратившись с детьми в группу, собранные сведения анализируем и обобщаем. Раскладываем на ковре(столе) записи и пиктограммы так ,чтобы их все видели. Рассматриваем и рассуждаем :Что интересного мы узнали?, Что нового м мы можем рассказать другим по результатам  проведенного исследования? Выделяем главные идеи, отмечаем второстепенные ,третьестепенные. Советуясь с исследователями ,раскладываем пиктограммы – слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то ,что на втором ,на третьем месте… Если в ходе анализа какая-то пиктограмма не читается ,откладываем ее в сторону. Конечно, начать лучше всего с попытки дать определения основным понятиям ,но эта работа сложна. Не следует требовать от ребенка строгих соблюдений правил логики. Достаточно что он будет пытаться пользоваться приемами ,сходными с определением понятий- как описание, характеристика ,описание посредством примера и т.д.   Важная  задача научить ребенка смело высказывать свои определения. Без этого дальнейшая работа в этом направлении будет осложнена. (слайд 7).                                                                                                                 5.Доклад. После обобщения информации наши исследователи делают сообщение – «Доклад о рыбке».Выбранные нами в начале занятия  два ребенка ,добровольца –исследователя одетые в академические головные уборы и мантии, по очереди ,дополняя друг- друга, подглядывая в свои записи –пиктограммы ,делают доклад. Начинают с определения основных понятий - кто такие рыбки(рыбка),где живут, чем питаются, внешний вид, затем продолжают рассказ ,опираясь на собранный материал. Длится первый «доклад» недолго, но с приобретением исследовательского опыта, набором большего объема информации, он становится более глубоким ,развернутым обстоятельным. После выступления исследователей –завершения доклада,  устраиваем его обсуждение, даем слушателям возможность задать вопросы (слайд 8).                                                                

Первое занятие закончено Мы познакомили детей с общей схемой исследовательской деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана не превышало одного-двух в каждой  группе.                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интерактивного занятия по рисованию на тему: « Рыбки в аквариуме » в средней группе

Учить  изображать  рыбку,  правильно  передавая  части  тела,  форму,  соотношение  по  величине,  характерные  особенности.Учить...

План-конспект организации и проведения занятия по конструктивно – модельной деятельности Тема: «Рыбки в аквариуме»

Цель: создать условие для развития познавательной и творческой инициативы в процессе знакомства с техникой оригами; учить создавать образ рыбки, передавать в поделке ее форму, части телаЗадачи:1....

Конспект занятия по лепке на тему: "Рыбки в аквариуме" с детьми старшего дошкольного возраста.

Данный конспект занятия по лепке "Рыбки в аквариуме", поможет воспитателям работающим с детьми 5-7 лет, уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии их обитателей, испо...

Конспект занятия «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Рыбки»

Конспект занятияОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Тема: «Рыбки»Возрастная группа дошкольников Старшая...

конспект занятия коллективная аппликация на тему "Рыбки в аквариуме"

Коллективная аппликация в старшей группе на тему "Рыбки в аквариуме"...

Конспект занятия по ФЭМП на тему "Рыбки" в первой младшей группе

Конспект занятия по ФЭМП для первой младшей группы на тему «Рыбки»Цель: дать элементарные представления «один-много», «большой-маленький», закрепить 4 основных цвет...