ЭРЗЯНСКИЙ НАРОДНЫЙ ВЕСЕННИЙ КАЛЕНДАРЬ
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Кучерова Татьяна Петровна

 Приобщение молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность  любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: мордовские народные пляски, устный народный фольклор, народные игры, обычаи, праздники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_kalendar.docx22.28 КБ
Файл narodn_kalendar_2kopiya.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

ЭРЗЯНСКИЙ НАРОДНЫЙ ВЕСЕННИЙ КАЛЕНДАРЬ

В современном российском обществе проблема патриотического воспитания детей является одной из актуальнейших. И дошкольное образовательное учреждение, как первое звено в системе непрерывного образования, играет важную и значимую роль. В соответствии с Концепцией содержания непрерывного образования, начала патриотических чувств, заложенных в дошкольном детстве, получают свое развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста.

Детство - пора эмоционального восприятия окружающего мира и только в этом возрасте душевный отклик на события,  их отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве  самый непосредственный искренний и чистосердечный. Глубина детских переживаний – благодатная среда для зарождения и формирования любви к Отчизне, к малой Родине, народным ценностям. В.А.Сухомлинский говорил, что детство – это каждодневное открытие мира и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота Отечества. Уже в дошкольном детстве у ребенка зарождается самосознание, а значит, и осознанное отношение к окружающей его действительности: природе, быту, общественным явлениям,  укладу семьи, проявляется первый интерес к родовым и  историческим корням, зарождается чувство любования и гордости по отношению к народным традициям, народным ценностям и искусству.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры   на опыт предшествующих поколений.

«Народ, который не знает своей культуры и истории, призренен и легкомыслен», -  писал Карамзин

Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой.

Одной из форм приобщения детей к народным традициям, культуре является знакомство с народным календарем.

Календарь, на эрзянском языке звучащий как «ковкерькс», что означает в дословном переводе «связка нанизанных месяцев (лун)», является  одной из надежных основ, без которых невозможно представить нашу жизнь.

Необходимость в календаре  и счете возникла с развитием сельского хозяйства. Счет был необходим для учета поголовья скота, измерений площадей, массы, объемов урожая. Календарь был нужен для фиксации времени посадки и сбора урожая, а так же проведения мероприятий по уходу за растениями. Кроме того, предки давно замечали, что рождение детенышей  у животных  происходят через определенное время, которое можно было прогнозировать, имея временной отсчет.

 Наиболее постоянным и повторяющимся в природе  явлением является смена дня и ночи. Именно интервал от восхода до захода солнца, называется днем, день и солнце зародили счет.

В эрзянском языке солнце и день называются одним словом «ЧИ», а восход солнца «ЧИСЬ ЛИСЬ», при складывании и подсчете  дней получается «ЧИСЬ ЛИСЬНИКШНЫ», так рождались слова «ЧИСЛО» и «ЧИСЛИННИК».

Эрзянский год – ИЕ, традиционно состоит из четырех времен года: весна, лето, осень, зима.   У древних эрзян год начинался с весны, когда оживала природа и наступала пора полевых работ. Так же весна была богата праздниками.

Это объясняется, что первооснова всех календарных праздников – труд земледельца, а весна и лето – самый важный период для сельских жителей. Именно в это время совершаются главные работы земледельца – вспашка поля, посев, высадка рассады. Поэтому и весенне-летний период люди еще более тщательно, чем зимой, наблюдали за явлениями окружающей природы, старались приспособиться к ним, чтобы сделать свой труд более успешным. Чувствуя свою зависимость от природы, люди стремились всеми доступными средствами обезопасить себя и свой труд от стихийных явлений.

Весенний цикл начинался с призыва тепла, солнца, прилета птиц. Для этого выпекались из теста «жаворонки» или «ласточки», с которыми дети поднимались на горки или крыши домов и пели веснянки:

Жаворонкат, кулемасть,         Жаворонки, услышьте нас,

Сяда курок няемасть!        Скорее заметьте нас!

Сяда курок лиеда,         Скорее прилетайте,

Тундань лямбе тиеда.        Весеннее тепло делайте. !!!

Тялось мяленьконь ни мольфтьсь,         Нам зима уж надоела,

Сон кшибяленьконь ни порьфтьсь.        Все запасы хлеба съела.

Тялонь щамоньке ни каладсть,         Зимняя одежда уже износилась, теенть седиеньке таладсть.               О вас мы соскучились.

Жаворонкат, лиеда,         Жаворонки, прилетайте,

Тяза пизот лиеда,          Гнездышко свивайте,

Лама алнят нарвада,         Много яиц насидите,

Ламонь лефскат касфтода.        Много птенцов вырастите.

Надо отметить, что весенние песни исполнялись вплоть до пасхи. Они посвящались лично кому-то из молодых людей, характеризуя их с положительной или отрицательной стороны:

Минек Коля – чочко,         Наш Коля – бревно,

Яхим Иван – очко!        Яхим Иван – корыто!

Илька - пиче        Илька  - сосна

Цёранзо ичи!        Сыновей лупит!

Исполнялись также танцы, посвященные общественному и семейному быту, обновляющейся природе, труду, любви. Они психологически готовили человека к сельскохозяйственным работам, воспевали трудолюбивых и добросовестных, высмеивали неумелых и ленивых.

В Вербное воскресенье молодежь ходила по домам, ударяя спящих людей веточками вербы. Это делалось с целью передачи силы растения человеку, так как у многих народов есть поверия, что верба обладает магическими свойствами. Она будто бы предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот  и посевы от всяческих бедствий и т.д. Поэтому освященную вербу хранили дома целый день, ею выгоняли скот в поле, вешали её ветки на скотных дворах. Это поверье перешло и в христианство. Может быть,  возникло оно в связи с тем,  что именно верба первой среди других растений  оживает после зимней спячки природы.

Вот как пел эрзянские парни и девушки о вербе, ударяя спящих людей:

О, удодо, удодо!        О, спите, спите!

Илядо пель стямдо!        Не бойтесь Проснуться!

Вербинесэ чавтадызь,         Вербой мы вас побьем,

Омбонть шкас правтадызь!        До другого года здоровья дадим!

Обойдя все дома, участники праздника направлялись на берег речки, становились группами на её берегах и, попеременно перекликаясь,  пели песни, обращенные к богине ветра Вармаве, просили теплого ветра, чтобы скорее пришла весна.

Большая группа обрядов совершалась на Пасху. Есть сведения, что мордва устраивала «встречи» и «проводы» пасхи. В её роли выступала нарядно одетая девушка (в некоторых места это был обеленный сединами старик), которая появлялась с восточного края деревни. Вместе с ней её подруги. Они всю неделю ходили по деревне, обходили дома, желали хозяевам здоровья, благополучия, большого урожая, много скота. «Провожали» Пасху всем селом. Она «уходила2 на запад. Взрослые провожали её до околицы, а девушки,  парни и дети провожали её дальше, до леса, рощи или до речки. Здесь все останавливались, угощали друг друга яйцами, блинами, пирогами,  украшали полюбившуюся березку разноцветными ленточками. А потом все возвращались домой.

Во время проводов Пасхи часто совершались обряды, связанные с огнем. Сбрасывали в реку копны горящего сена, спускали с гор горящие колеса. Эти ритуальные огни являлись как бы олицетворением солнца. Поэтому они зажигались в даты солнечного календаря: зимнего и летнего солнцеворота, весеннего и осеннего равноденствия, а также в начале даты, открывающей Новый год. Возможно, что до христианизации мордва отмечала «Великий день» - Очижи (мокша),  Инечи (эрзя) именно в день весеннего равноденствия, который у многих народов считался и наступлением Нового года. В этот период начинало сильнее греть солнце, расцветала природа, начинался сев. Недаром же мордва молилась в этот праздник своему верховному богу – Шкаю (Шкай – по-мокшански Бог, Вяре Шкай  -Верховный Бог) Пазу (Паз – по-эрзянски Бог, Вере пазу – Верховному Богу) которого нижегородская мордва называла еще Чи Паз – Солнечный Бог.

Дни перед началом сева были очень насыщены различными обрядами. Устраивали «кереть озкс» - «моление плуга». После обеда назначали день сева и выбирали человека, который должен был выехать первым. Этот человек должен быть трудолюбивым, честным, с «легкой рукой».

В день сева соблюдалось множество запретов, которые должны были обеспечить благополучную погоду, хороший урожай, здоровье людям и скоту. Благополучие. Съезжая со двора, по мере возможности старались не оглядываться. Не возвращаться назад, избегать встреч со скупым человеком, никому не давать ничего взаймы.

 Приобщение молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность  любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: мордовские народные пляски, устный народный фольклор, народные игры, обычаи, праздники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТУНДО Начало отсчета года в эрзянском календаре приходилось не на холодное время, а на март - весну. ОД ИЕ (Новый Год) начинался в день весеннего равноденствия. В древности люди годовой цикл отождествляли со своим жизненным путем. Человек начинает свой жизненный путь с рождения, весенней порой начинает вокруг всё просыпаться, возрождаться, расти, это подобно детству человека, его отроческим годам. Эрзяне всегда молятся на восход солнца, и жилища ориентированы на восход, там весна новые замыслы-дела начинает. Хранителями времени, календаря являлись жрецы, они четко определяли по звездам, солнцу, и фазам луны годовой календарь. Весеннее равноденствие наступает 20 или 21 марта, когда Солнце переходит из южного полушария в северное, а осеннее наступает 22 или 23 сентября, когда оно переходит из северного в южное.

Слайд 2

Этот месяц на круголете человеческой жизни соответствует времени беззаботного детства – весенние месяцы, солнце день ото дня греет всё сильнее, дни начинают прибывать, зимние сумерки таять. В полдень с крыш начинает талая вода стекать – капель, к вечеру она замерзает и превращается в сосульки (« эйзюр » - сосулька), именно поэтому этот месяц и называется « эйзюрков » (март). В эти дни отмечают праздники, во время которых созывают птиц-жаворонков, прогоняют зимние холода и зима заканчивается катанием на лошадях, запряженных в сани. Закончилось темное время года, просыпается природа, начинается новый цикл в жизни. Ритуалы и обряды начинаются за 2 недели до Од иень (Нового года), который эрзяне еще называют Норовжорчень чи - день жаворонка, встреча весны . эйзюрков

Слайд 3

Март в народных поговорках: " Март сшибает рог зиме" «Эйзюрковось правтытеленть сюронзо » "Рано март весну затягивает - ненадежное тепло " «Эйзюрковось рана уставасы тундонть-лембесь аволь кеме » "Февраль силен метелью, а март - капелью" « Даволковось виев даволсо , а эйзюрковось – ведьсэ » "В марте и курица из лужи напьется" « Эйзюрковсто саразоськак ведькадовкссто сими» Тимофей-Весновей 6 марта "Какой день на дворе, такая и погода по весне будет" Иоан -Предтеча 9 марта "Если пернатые вьют гнезда на стороне солнца, то лето холодным будет" Прокоп- Перезимний 12 марта "Если верба сплошная - к благодати урожая" Василий-Капельник 13 марта "Если в этот день дождь пойдет - лето дождливое обещает" Евдокия 14 марта "Какая погода на Евдокию - такая погода лето определять будет" Федот 15 марта "На Федота снег заносит - не скоро весне быть ранней" Герасим- Грачевник 16 марта "Приметил грача - весна недалеча " Конон -огородник 18 марта "Если день сухой - то лето благоприятное будет" Сороки 22 марта "Журавли стремятся на север - к теплу, повернули на юг - к холоду"; "Чайки прилет - скоро лед пройдет"; "Приметил скворца - весна у крыльца" Алексей- Солногрей 30 марта "Как на Алексея вода с гор пошла, таким и половодье будет " Заметные народные приметы марта :

Слайд 4

21 Марта - встреча Весны священной утром Дня весеннего равноденствия (начало астрономической весны). Это было наступление Нового года наших древних предков. После этого праздника начинался новый земледельческий год. НОРОВЖОРЧЕНЬ ЧИ

Слайд 5

чадыков Зимнее время истекло, на пригорках снег начинает таять, в полях посевы торопятся всходить. Талая вода наполнит реки, по названию воды, стекающей по оврагам, – чады ведь, этот месяц называется талым месяцем – чадыков (апрель). В этом месяце раскрывает свои цветы верба, начинают дуть ветра. Пришло время отметить Эрбань Чи (Вербный День – 11 апреля), Моление Ветру. В апреле же празднуют и Од толонь чи – День нового огня. На улице мерзлая земля постепенно оттаивает, начинают оживать первые цветы, соцветия мать-и-мачехи, как солнышки, согревают людей, пришло время просыпаться природе. Однако вечерами по-прежнему случаются заморозки, поэтому следует Деда Мороза благодарить, чтобы он не убил своими холодами озимые, деревья. Пришло время искать следующую фазу весны. Кричать, звать. Из дома выводят животных на улицу после зимы: отмечают Скалонь ливтема чи – День вывода скота, дарят вышивки покровительнице двора, покровительнице овина. Когда все холода останутся позади, и вся земля покроется новой порослью, следует помянуть имена предков.

Слайд 6

Василий-Солнечник 4 апреля "Если солнце восходит с красными кругами, то год порадует плодородием" Благовещенье 7 апреля "До Благовещенья раннее тепло - впереди холодов ждать"; "На Благовещенье случается гроза - быть лету теплому"; "На Благовещенье небо ясное - лето будет грозное" Матрена- Настовица 9 апреля "Щука лед хвостом разбивает" Марья- зажги снега 14 апреля Если "щука" лед разобьет (сойдет лед), год благодатным будет" Федул 18 апреля "Ветер меняет с северного, на южный, теплый" Руф 23 апреля "Дорога от талых вод рушится" Антип- Половод 24 апреля "Если на Антипу лед не раскололся, то и от лета тепла не жди" Василий-Парийский 25 апреля "Облака высоки - погода ясная" Зосима-Пчельник 30апреля "Пчелы из ульев вылетают" Апрель в народных поговорках: "Где по апрелю река, там в июле лужицы " «Косо чадыковсто ведь, тосо медьковсто ведькадовкст » "Ручьи в апреле землю пробуждают " « Чудикерькстнэ чадыковсто моданть стявтсызь » "Земля в апреле теплеет, воды разливаются " « Модась чадыковсто эжи , ведесь чуди» "Апрель с водою - май с травою " « Чадыковось – ведь марто , панжиковось-тикше марто » Заметные народные приметы апреля: Заметные народные приметы апреля:

Слайд 7

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает. Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать. Эрбань Чи (Вербный День – 11 апреля)

Слайд 8

панжиков Поэтому имя месяца, следующего за апрелем - панжиков (май), что означает раскрывающийся, распускающийся, расцветающий. Месяц ПАНЖИКОВ строго соответствует высшей точке календаря – северу. Накануне Инечи , я думаю, будет полезно вдуматься, что же это за такой день, сопоставить наш эрзянский Инечи с христианскойой Пасхой, понять изначальную суть древнего эрзянского праздника ИНЕЧИ = ПАЗКА = ПАСХА, тот смысл, который вкладывали наши древние предки в этот ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ =ИНЕЧИ. По мнению главной эрзянской жрицы- Озксавы - Маризь Кемаль , Инечи - это День Сотворения Земли, символ Земли, этот день связан с Богом-Творцом Инешкипазом цитирую дословно: " Инечись сюлмазь Инешкипазонть ( Чипазонть ) — Модамасторонть теицянзо марто . Инечись — Модамасторонь Чачома Чи (День Сотворения Земли), сонзэ тешкстамс артыть-мазылгавтыть алт — Модамасторонь символ." В мае проходят Родительские моления – Атянь-Авань пуре озкс , и предпосевные моления - видемадо икеле озкс . Праздники идут две недели, эрзяне восхваляют и благодарят Великий День - Инечи . Начинают копать – сажать, к концу мая-месяца все посевные работы заканчиваются и проводится послепосевное моление - видемадо -мейле озкс , разводят новый огонь – Од толонь чи . Подходит время прихода на землю Великого Дня – Инечи , пора отправлять встречать его молодых людей. Инечи приходит издалека, и открывает богатства покровительницы земли. На глазах растут и раскрываются почки, всякое дерево принаряжается. Стебли трав тянутся к солнечным лучам, Земля расцветает .

Слайд 9

Май в народном календаре: " Май лес наряжает, лето в гости поджидает " «Панжиковось виренть мазылгавтсы , кизэнть инжекс учи » "Майская роса - лошадям заместо овса " « Панжиковонь ведьбайгесь полавтсы алашантень пинементь » "Весь май холодный - зато год обещает плодородным " «Панжиковось якшамо , весе иесь норовов » "И сухой и мокрый май- будет каша и каравай " « Коське ды начко панжиковось – чачи каша ды кши » "Егорий (6 мая) весну начинает - Илья (2 августа) лето кончает " « Егоркась ( панжиковонь 6-це чи ) тундонть ушодсы – Ильясь ( умарьковонь 2-це чи ) кизенть прядсы » Кузьма-Огородник 1 мая "Май дождливый - год хлебным будет" Егорий-Теплый 6 мая "Егорий принес мороз - вернет просо и овес"; "Коли Егорий (6 мая) пришел с теплом, то Никола (22 мая) отдаст с кормом" Марк 8 мая "На Марка небо стало ярким, а в избах бабам стало жарко" Яков 13 мая "Теплая безветренная ночь - дождливое, засушливое лето" Борисов день 15 мая "Соловей запел - пора сеять хлеб" Мавра. Щи 16 мая "Коровам на пастбище теперь будет чем наесться" Арина- Рассадница 18 мая "Сажают по грядкам капусту" Иов- Горошник 19 мая "Рядом с капустой сеют огурцы" Никольщина 22 мая С Никольщины полевые работы и посевы велись. "Какой в мае дождь - такую жди и рожь" Лукерья- Комарница 26 мая "Первые комары-пискуны" Сидор 27 мая "Холодный день - холодное лето" Пахом 28 мая "День теплый - лето теплое" Заметные народные приметы мая:

Слайд 10

Юрьев день весенний (Егорьев день, Егорий вешний). Приметы дня на Юрия, 6 мая:Юрий на порог весну приволок. Егорий землю отмыкает. Пришел Егорий — и весне не уйти. Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает. Коли весенний Егорий с кормом (появится трава), то зимний Никола (19 декабря) будет с мостом (зима установится, будет хороший санный путь).На Юрья снег — урожай на гречу, на Юрья дождь — гречи недород. С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду: "Сей рассаду на Георгия — будет щей вдоволь". Будь здоров, как Юрьева роса.Юрьева роса полезна от сглазу, от семи недугов человеку и животным. Крестьяне катаются по росе, собирают росу, мочат ею больные глаза и другие больные части тела, также окропляют домашнюю птицу для приплода. Выгоняй скот на юрьеву росу. К Егорьеву дню приурочен первый выгон скота в поле, который был большим праздником: скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в Вербное воскресенье, приговаривая: "Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!". Юрьев день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. Также пастуха окачивали водой, чтоб все лето не дремал. Хозяйка, выгоняя в первый раз в поле корову, заставляла ее переступить через положенную в ворота палку, а потом, ударяя ее палкой, приговаривала: " Тели телок, тели телок!". В день выгона скота считалось необычайно полезным печь обрядовое печенье в виде "коровок", "лошадей", " козулек " и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. Полезно в этот день мыть, купать коней, кормить крестами, испеченными в Крещение. Также гладят лошадей по голове яйцом с приговором: "Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будет кругла и сыта!" Не бери на Юрья шерсть в руки, не то волк скотину перережет. Кукушка кукует до Егория — к падежу скота и неурожаю. Если кукушка кукует, когда еще не оделся лес, будет голодный год. Если кукушку услышишь раньше соловья, несчастливо проведешь лето — прокукуешь.

Слайд 11

ИНЕЧИ Веками любимой пасхальной игрой было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали яйца , игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. На небольшом ровном участке земли делали небольшие выемки (лунки), куда и укладывали расписные яйца. После – с помощью сплющенного тряпочного мяча – старались выкатить приглянувшееся пасхальное яйцо из лунки. Кому это удавалось, считался победителем. Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время. Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию в старшей группе по теме "Весенний календарь"

Занятие по рисованию в старшей группе о весне "Весенний календарь"...

"Эрзянский народный зимний календарь"

Нaши дaлекие  мoрдовские прeдки дeлили гoд на три праздничных периода «по трудовой деятельности»: посев, уборку урожая и подготовку к новому посеву. Мордовские озксы (озкс – моление; от мокшанско...

Дневник наблюдений. Весенний календарь природы 2017.

Дневник  предназначен для наблюдений  дошкольников за погодой....

Народный весенний праздник "Жаворонки"

Приобщение детей к Народному творчеству, закрепление темы весны на основе Народных традиций....

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...

сценарий народного весеннего праздника

Этот сценарий предназначен для подготовительной гркппы детского сада. В сценарии много народных песен, игр, хороводов. Дети играют на музыкальных инструментах и зовут Весну, которая приходит к ребятам...