Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «В гости к природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Капустникова Анна Александровна

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_gosti_k_prirode.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно  образовательной деятельности

в старшей группе

«В гости к природе»

Цели:

Формировать представления о лесе как доме животных и растений, которые находятся в тесной взаимосвязи а также формировать экологическую культуру детей.

Уточнить представление детей о внешнем виде, образе жизни, значении в природе насекомых, а так же о растительном мире леса.

Закрепить знание детей о роли человека в жизни природы.

Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Воспитывать желание знать правила поведения в лесу и выполнять их.

Оборудование: рюкзак (компас, фонарик, спички, чай в термосе, стаканчики, мешок, для мусора), елка, пенёчки, план похода, письмо, стрелочки.

Предварительная работа: экскурсия в парк, рассматривание иллюстраций с изображением природы, заучивание загадок, стихотворений, творческая работа(окрашивание шишек).

Ход занятия

Вос-ль: Ребята, я хочу вам предложить отправиться в гости к природе.

Вопрос: Куда нам надо отправиться, чтобы оказаться ближе к природе?

Дети: В лес

Вос-ль: Почему именно нам надо отправиться в лес?

Дети: Рядом с нами окажется много деревьев, кустарников, птиц, животных, свежий воздух.

Вос-ль: Но чтобы отправиться в лес нам надо превратится в туристов, и собрать рюкзак. Решить какие вещи мы с собой возьмём, а какие нет (Подходим к столу, выбираем вещи для похода и обосновываем их выбор)

Спички мы брать не будем, дети рассказывают нам, что может случиться, если неправильно обращаться со спичками и огнём в лесу.

Мы в лесу костёр зажгли Посидели и ушли,

"Сам погаснет" мы решили Ветром пламя разметало,

И вокруг, как в печке, стало.

До небес огонь поднялся И за нами вслед погнался Гибнет лес, пропали звери- Всех несчастий не измерить!

Вос-ль: Ну что, отправляемся в путешествие к природе, а наш маршрут мы посмотрим по плану.

Ой, да тут какая-то записка Сосны, елки, берёзы, клёны Это лес он наш друг зелёный!

Добрый друг, он шумит, поёт И в прохладную тень зовёт.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что кроме правил дорожного движения, которые мы все соблюдаем, есть правила поведения в лесу, которые мы тоже будем соблюдать.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,

Испугаются зверушки убегут с лесной опушки.

Елочки ты не ломай, и почаще вспоминай Зверей покой береги, ведь они нам не враги.

Вос-ль— Мы пришли на лесную полянку. Как много цветов! Какие красивые! Что будем делать?(Полюбуемся). Почему не будем рвать цветы?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, —

Если все сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Цветок, выросший на поляне, находится у себя дома. К нему прилетают бабочки, пчелы. Они питаются нектаром и опыляют растение. После цветения появятся семена, они попадут в землю, из них вырастают новые цветы. Можем ли мы сорвать цветок только для того, чтобы полюбоваться им? Конечно, НЕТ!

Мы вспомнили одно из правил поведения в лесу, но правил много.

На лесной полянке мы полюбовались цветами и дальше пошли. Вдруг увидели мухомор - ядовитый гриб. Как поступите, почему нельзя сбивать в лесу несъедобные грибы?(Грибы служат для животных лекарством и пищей. Грибы украшают лес).

Прошли мимо мухомора, идем дальше и видим на земле, у старых елок, чей-то дом из иголок. Что это за домик и кто в нем живет?(На полянке возле елок дом построен из

иголок.За травой не виден он,а жильцов в нем миллион?Муравейник.) Интересно, что делают муравьи в своем муравейнике. Может быть, разворошим муравейник и посмотрим? НЕТ! Обойдем муравейник осторожно, чтобы его не разрушить, и подумаем, для чего нужны муравьи в лесу. Почему их называют санитарами леса?

Мы идем дальше по лесу, слушаем пение птиц. Вот на ветках дерева гнездо птицы. Оно совсем низко, даже видны птичьи яйца в нем. Побежим к гнезду? Может быть , возьмем в руки яйцо? Они такие красивые. Можно ли так поступить? НЕТ! Нельзя близко подходить к гнездам.

Птицы-родители не бросили свое гнездо, они испугались нас и летают где-то поблизостц. Как только мы уйдем, они подлетят к гнезду, согреют и накормят птенцов.

Гнездо на ветке - птичий дом.

Вчера.на ветке родился в нем.

Ты птичий дом не разоряй И никому не позволяй!

Ребята, а почему мы все время идем в лесу по тропинке?(В траве живет много насекомых, мы можем их раздавить. Некоторые птицы вьют гнезда на земле, в траве, мы можем наступить на гнездо).

Вот на цветок села бабочка. Давайте поймаем и рассмотрим ее. Можно ли так поступать?

Вот кто-то зашуршал в траве.(не портной а всю жизнь с иголеами ходит).

Давайте возьмем ежика к себе в группу. Но будет ли ему хорошо у нас? В лесу ежик - у себя дома. Он нужен лесу, приносит ему пользу, а у нас в группе ежик будет приносить пользу?(НЕТ).

Не будем брать ежа, пусть живет у себя дома. Никаких лесных животных не нужно уносить домой.

Вопрос: Ребята, чем ель отличается от других деревьев?(Ее всегда в лесу найдешь. Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая как еж. Зимою в платье летнем? Ель.)

Дети: У неё листочки - это иголочки.

Вопрос: А как правильно называются иголочки у ёлочки? Дети: Хвоинки

Вопрос: А как называются деревья с хвоей? Хвойные. А с листочками - лиственные.

Вос-ль: Ребята, я должна вам казать, что растут елочки не очень быстро, и чтобы вырасти до высоты 1-2 метра, им надо расти 10 -20 лет

Посмотрите, какая ёлочка красивая, зелёная, стройная, а рядом с ней на полянке раньше росли её подружки, а в прошлый новый год их срубили и остались лишь одни пеньки.

Согласитесь ребята, если в лесу останутся одни пеньки, то и леса не будет. Что нужно делать, чтобы ёлочки росли дальше, рассказывают дети:

Мне елку купили. Мне елку купили.

В лесу на опушке её не рубили А сделали ёлку на добром заводе Веселые дяди, хорошие тёти Скорей приходите, скорей посмотрите На ёлку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,

Задень и она зазвенит еле слышно.

А ёлка лесная осталась живая. Стоит на опушке, макушкой кивая Кому? Никому!

Просто - ветру, метели

Такой же красивой не спиленной ели!

Вос-ль Лучше чтобы на новый год у нас с вами стояли елочки сделанные на заводах, а настоящие радовали нас в лесу.

Вос-ль: Отправляемся дальше, по плану приходим к речке.

Вос-ль: Ребята, что же с нашей речкой случилось?

Дети: говорят, что она грязная, в ней много мусора.

Вос-ль: Послушайте от куда в нашей речке появился весь этот мусор.

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти!

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки и, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костёр, бумагу жгли -

Тоже ели, тоже пили, насорили и ушли!

Вос-ль: Что же нам делать с речкой?

Дети: Будем очищать нашу речку от мусора.

Вос-ль: А давайте будем очищать нашу речку не руками, а с помощью пальцев ног (профилактика плоскостопия). Весь мусор собираем в мусорный мешок и забираем собой.

Вос-ль: Посмотрите, какая теперь у нас с вами речка стала.

Дети: Чистая, красивая, вода прозрачная.

Вос-ль: мы с вами молодцы сделали очень доброе, хорошее дело.

Ребята нам нужно идти дальше, а мостика нет, но и речка у нас с вами не большая, можёт быть, мы её сможем перепрыгнуть? Перепрыгиваем речку на 2 ногах.

Вос-ль: Отправляемся дальше. Ребята, а какие звуки в природе мы можем услышать? Ответы детей. Молодцы. А сейчас с вами мы попробуем оживить картину природы. Изобразим с вами различные компоненты природы с помощью движений.

"Восходит солнышко"- делаем круг руками

"Падают капельки дождя" - постучать ладошкой или пальчиками об пол "Шум ветерка"- вместе дуем сильно, а потом тихо на висящих бабочек.

"Под порывами ветра качаются сосны" - покачивание руками над головой "Распустился цветок"- раскрыть ладошки, вдыхаем аромат "Пролетает птица" - помахать руками "Дышим свежим воздухом" - глубоко вдохнуть.

Какая красивая у нас с вами получилась картина природы!!!

Вос-ль: Ну что идём дальше по плану у нас полянка, на которой мы можем отдохнуть, попить чай, поговорить.

(Рассаживаемся на полянке, пьём чай и беседуем)

Вос-ль: Ребята, говорят, что лес - это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут таблетки и микстуры?

Дети: Нет. В лесу растут лекарственные растения.

Вос-ль: Правильно. А сейчас попробуйте отгадать загадки об этих растениях.

1 .Ах, не трогайте меня Обожгу и без огня (крапива)

Вос-ль: Чем полезна крапива? Дети: в ней содержаться витамины, для лечения волос.

2. Белые платьица        

Жёлтые брошки

На красивой одёжке (Ромашка).

Когда можно использовать ромашку?

Дети: Можно использовать при простуде.

Вос-ль: 3. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник)

Дети: Подорожник прикладывают к ранам.

Вос-ль: А какие ещё вы знаете лекарственные травы?

Дети: Мать-и-мачеха - от кашля, брусника, шиповник, тысячелистник.

Вос-ль:. Ребята, а, как и когда собирать лекарственные травы.

Дети: В сухую погоду. Нельзя собирать растения в близи дорог. Лекарственные растения сушат и готовят из них отвары. Молодцы.

Вос-ль: Сегодня мы с вами пили чай с шиповником, который содержит много витамина С.

Вос-ль: Смотрите тут какая-то коробочка. Открываем. Что в ней лежит?

Дети: перечисляют листья, шишки, веточки, орехи ит.д.

Вос-ль: А как можно назвать общим словом.

Дети: Природный материал

Вос-ль: А как правильно собирать природный материал.

Дети: Собираем только то, что упало на землю. Ничего не срываем.

Вос-ль: Ребята давайте в память о нашей прогулке сделаем небольшие поделки из природного материала.

Изготавливаем поделки. Ребята работают в парах.

Вос-ль: Ну что же мы с вами замечательно погуляли, давайте повторим правила поведения в лесу. Мы с вами побывали в гостях у ели, у речки - помогли её очистить от мусора. Отгадывали загадки. Изготовили поделки. Оживили картину природы. Поговорили о лекарственных растениях. Вы молодцы, очень много всего знаете о лесе.ребята, зачем нужны правила поведения в лесу? Что случится, если люди не будут их выполнять? Почему лесной гномик приглашает в лес только тех ребят, которые знаю эти правила? У нас сегодня получилось очень интересное и необычное занятие. Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. (Лесной персонаж поощряет детей). Теперь можно возвращаться обратно в детский сад и из туристов превращаемся снова в дружных ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой.

Конспект НОД в средней группе"Знакомство с царицей Природой" (блок познание)...

Конспект ООД в старшей группе "Азбука безопасности в природе"

Азбука безопасноти в природе. Ознакомление с правилами безопасности поведения в природных условиях...

совместная эколого – математическая деятельность старшей группы « В гости к птицам»

  совместная  эколого – математическаядеятельность старшей группы« В гости к птицам» ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Мир природы травы, растения, цветы».

Конспект занятия в старшей  группе  по ознакомлению с  природой  «Мир природы травы, растения, цветы». Программное содержание:Образовательные1.Дать представление д...