знакомство с тульским народным костюмом
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Папина Ксения Андреевна

конспект занятия для средней группы детского сада "Знакомство с тульским народным костюмом"  содержит полную информацию по ознакомлению детей с элементами народного костюма поневного комплекса, включает практическую часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_tulskim_narodnym_kostyumom.docx574.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 г. Тулы «Вишенка».

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности для средней группы:

«Знакомство с тульским народным костюмом».

Выполнила: воспитатель Папина К.А.

Тула, 2015г.


Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи:

Образовательные:  познакомить детей с тульским народным костюмом, его элементами, декоративным оформлением.

Развивающие: развивать умение наблюдать,  запоминать, ввести в речь новые слова(понева, кичка, повойник, порты, ожерелок). Способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа. Расширять кругозор, развивать любознательность. Развитие эстетического вкуса. Продолжать учить описанию предметов, сравнению.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории родного города, традициям. Воспитание активности и самостоятельности.

Оборудование: клубок ниток, сундук, куклы в народных костюмах, проектор и экран для показа презентации, карандаши цветные, листы бумаги, декоративная тесьма, бисер, бусинки, нитки, иголка, шкатулка.

Интеграция образовательных областей:

1.Познавательно-речевое направление
2. Социально-личностное направление
3. Художественно-эстетическое направление

Методы и приёмы. 

-практические (рисование)

-наглядные (рассматривание, показ презентации)

-словесные (рассказ педагога, вопросы-ответы,  художественное слово, объяснения)

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Подвижная игра «Плетень», физкульминутка

Продуктивная

Рисунки на тему «Тульский народный костюм»

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций (кто и как изготавливал костюм), рассматривание материалов для украшения костюма.

Музыкально-художественная

Разгадывание загадок

Коммуникативная

Ответы на вопросы воспитателя

Игровая

пальчиковая гимнастика «Наперсток»

  1. Организационный момент.

 Проверяется готовность к занятию. Воспитатель здоровается с детьми. Привлечение внимания детей.

  1. Объяснение нового материала.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам совершить волшебное путешествие. Вы любите путешествовать? Но это путешествие будет не простое, мы отправимся с вами в прошлое. А что такое прошлое?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это далекие времена, когда жили наши предки.  Давайте вспомним, где мы с вами живем?

Дети: в городе Тула.

Воспитатель: Как называют жителей нашего города?

Дети: туляки.

Воспитатель: мы отправимся в гости в прошлое к жителям тульского края. На носочки поднимись и два раза повернись, сразу в пошлом очутись! А дорожку найти поможет нам волшебный клубочек. ( Воспитатель достает из мешочка клубочек, бросает  и вместе с детьми идет туда, куда он катиться). Подходит к старинному сундуку.

Воспитатель: смотрите дети, что это такое? (показывает детям старинный сундук). Давайте вспомним, что хранили в таких сундуках?

Дети: одежду.

Воспитатель:  Что же там лежит? Хотите узнать? Но сначала надо его открыть. Сундук откроется, если вы отгадаете мою загадку.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Дети: замок.

Воспитатель: вот и открылся наш сундук. А здесь  кто-то спрятался. (Сюрпризный момент – в сундуке спрятаны куклы в народных костюмах). Давайте угадаем, как зовут наших гостей.  Слушайте мою загадку:

Не послушал брат сестрицу -
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в козленка он превратился?

               ( Сестрица Алёнушка и братец Иванушка )

 Правильно, это Алёнушка и ее братец Иванушка. Видите, какие они красивые! Как красиво одеты!

Дети рассматривают кукол.

Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей и поиграем в игру.

Подвижная игра «Плетень».

 Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест – накрест. По сигналу первая шеренга идет навстречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. То же делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают. Говорят слова:

Есть старинная игра,
Называется “Плетень”,
Нам в нее играть охота,
Нам в нее играть не лень.
Раз плетень, два плетень,
Спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем,
И опять играть начнем.

С окончанием слов дети должны построиться в шеренги.

Правила игры: выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

А теперь садитесь, отдохните, устраивайтесь поудобнее.  Давайте мы с вами посмотрим, в какую одежду одевались люди давным-давно.

Показ презентации «Народный костюм». Рассказ воспитателя (текст рассказа воспитателя в подписях к слайдам презентации «Народный костюм»).

Воспитатель: мы с вами посмотрели, как выглядели в далекие времена туляки.

Давайте рассмотрим, чем украшали одежду. (Из шкатулки достает материалы для украшения костюма).

Дети рассматривают бисер, бусинки, тесьму, нитки.

  1. Закрепление нового материала.

Воспитатель: а сейчас мы проверим, как вы запомнили названия и характерные особенности частей тульского костюма.

 Дети рассматривают кукол и называют части одежды, о которых говорилось ранее.

  1. Практическая часть.

Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги и цветные карандаши.

Воспитатель: а как вы думаете, где же люди брали такую красивую одежду? (Решение проблемной ситуации). Правильно, конечно ее шили сами.  Слушайте мою загадку:

Ждёт меня подружка  – 
На макушке  –  ушко.
Если танцевать пойдёт,
Всё заштопает, зашьёт.

Дети: иголка.

Воспитатель: иголочка в руках мастерицы не только шила, но и украшала одежду вышивкой.

Предлагаю пальчики размять и в игру поиграть.

Игра «Напёрсток» (пальчиковая)

- Вышивает, шьёт иголка

- Пальцу больно, пальцу колко

- А напёрсток в тот же миг,

- К девочке на пальчик -прыг.

- Говорит иголке – шей,

- А колоться ты не смей.

(левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке) (выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки) (шьют и грозят пальцем).

А мы с вами будем не шить, а рисовать наш костюм. (Показ рисования фигуры девочки в длинной одежде. Уточнить у детей, какие цвета они будут использовать для рисования. Упражнять в технике рисования карандашом).

Звучит русская народная музыка. Дети выполняют рисунки на тему «Костюм тульского края».

Физкультминутка.

Эй, ребята выходите пляску русскую начните.

Ни сидит никто на месте все танцуют с нами вместе.

Эх! раз, еще раз Мы наклонимся сейчас.

Ручками похлопаем, ножками потопаем

  1.  Подведение итогов.

Воспитатель: что нового для себя вы сегодня узнали?

 Из каких частей состоит тульский  народный костюм?

 Какую роль играет в современной жизни изучение народных традиций?

Рефлексия: вам понравилось наше занятие? Если вам понравилось, похлопайте в ладоши. А если нет – потопайте ногами.

  1. Организация выставки детских работ.

 C:\Users\SuperAmin\Desktop\IMG_20150312_103738.jpg          Наши работы.C:\Users\SuperAmin\Desktop\IMG_20150312_103813.jpg 

C:\Users\SuperAmin\Desktop\IMG_20150312_103839.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с русским народным костюмом

Кокшники, сарафаны... а что ещё вы знаете о русском народном костюме? Предлагаем вам узнать иные отличительные черты....

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".

Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...

НОД "Знакомство с русским народным костюмом"

Приобщение детей к народной культуре и развитию духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском дошкольном  образовании. НОД такого рода являются актуальными и значим...

презентация "Тульский народный костюм"

презентация  "Тульский народный костюм" содержит материал по описанию поневного комплекса народного костюма тульского края, фотоматериалы прошлых лет, экспонатов музеев тульской области. Будет по...

Интерактивная викторина "Тульский народный костюм" в рамках реализации проекта Современные дети

laquo;Викторина «Тульский народный костюм»» в рамках реализации проекта "Современные дети". Целью игры является закрепление представлений детей о тульском народном костюме...