НОД "Знакомство с русским народным костюмом"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Сотникова Руслана Николаевна

 

Приобщение детей к народной культуре и развитию духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском дошкольном  образовании. НОД такого рода являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения.

Образовательная деятельность построена на совместной театрализованной, игровой, словесной, изобразительной деятельности педагога и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_kostyum.docx242.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №10 «Незабудка»

      Знакомство с русским

       народным костюмом

         C:\Users\Русланочка\Desktop\img_0137.jpg   

                                                                     Подготовила и провела

                                                                        педагог дополнительного образования

                                                                                Сотникова Руслана Николаевна

                                                             2013

Краткая аннотация к интегрированной  НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

Приобщение детей к народной культуре и развитию духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском дошкольном  образовании. НОД такого рода являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения.

Образовательная деятельность построена на совместной театрализованной, игровой, словесной, изобразительной деятельности педагога и детей.

Цель:  

Познакомить с историей русского костюма.

Побуждать к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

В области обучения:

-познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;

В области развития:

-развивать фантазию и воображение при выборе узора;

-расширять кругозор, развивать любознательность;

-способствовать развитию речи, обогащать словарный запас.

В области воспитания:

-прививать любовь к Родине, воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре, формировать  эстетический вкус.

Музыкальный ряд:

-русские народные мелодии:

 «Весёлая кадриль», «Светит месяц», «Не шей ты мне, матушка».

Зрительный ряд:

-репродукции современных художников, на  которых изображены герои сказок в русских костюмах;

-иллюстрации к сказкам;

-куклы в русских народных костюмах.

Категория возраста: 5-6 лет

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций картин русских художников, где герои в русских народных костюмах;

-рассматривание слайдов с русскими костюмами;

- рассматривание русского народного орнамента;

-вырезание полосок трафарета с орнаментом.

Обогащение словаря: сорочка, косоворотка, порты, картуз.

Оборудование и материалы:

-ПК;

- кукла Матрёна;        

-дидактическая игра: «Укрась сарафан»;

-картонные заготовки кукол (мальчики и девочки);

-трафареты с орнаментом;

-гуашь, кисточки, ватные палочки, поролоновые губки, баночки с водой;

-клеёнка, салфетки для рук.

Ход НОД:

-Здравствуйте, очень рада всех видеть! И поэтому я вам улыбаюсь. Хочу подарить свою улыбку Лере.

- Лера, подари свою улыбку Ване.

- Ваня, улыбнись  Лизе…(перечисляю всех детей).

-Ребята, а вы обратили внимание, что у нас на занятии сегодня гости?

-Давайте повернёмся и подарим улыбки им, а они в ответ улыбнутся нам.

Что мы родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзки, вдоль которых, взявшись, за руки идём.

Что мы родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

И рубиновые звёзды,

Звёзды мира над кремлём!

Беседа.

-О чём стихотворение?

-В какой стране мы живём?

-Назовите столицу нашей России?

-В каком городе живём?

-Мы с вами живём в современном мире, играем на компьютере, ездим на машине, носим модную одежду…, но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались?

-Кто такие предки? Давайте уточним  (люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки).

-Ребята, из каких источников, где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов,  из музеев).

-Вот  сейчас, ребята, вы узнаете, какую же одежду носили наши предки, для этого мы отправимся  с вами в мини-музей русского народного костюма. В музее находятся  вещи, которые сложно найти дома или в магазине.

-Приглашаю вас  в зал «Сказок».

-Посмотрите, пожалуйста, внимательно, из каких сказок эти иллюстрации? («Курочка ряба», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»…)

-Обратите внимание,  как одета бабка. В сарафан, сорочку, платок, лапти (показываю и комментирую).

-Как одет дед (косоворотка, порты, лапти).

-На иллюстрациях к каким сказкам одежда рабочая (повседневная)?

-На каких  иллюстрациях одежда праздничная (нарядная)?

-Сравните одежду Алёнушки и Снегурочки. В чём сходство, а в чем различие?

-В древней Руси шили и украшали одежду сами. И говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».

-Как вы думаете, почему так говорили?

-Ребята, вам понравилось в зале «Сказок»?

-Давайте вспомним, какую одежду носили предки.

-А сейчас я приглашаю вас в следующий зал – «Зал кукол».

-Посмотрите, сколько здесь разных кукол. Все они тоже одеты в русские народные костюмы.

-Рассмотрим женский костюм.

-Главная часть женского костюма – это сорочки и сарафан (показываю, дети повторяют).

-Обувь сапоги, лапти.

-Кокошник носили девушки по праздникам;

-Костюмы украшали бисером, стеклярусом, вышивкой, тесьмой (обратить внимание детей на орнамент)

-Теперь рассмотрим мужской костюм.

Главная часть мужского костюма – косоворотка (рубаха) и порты (порты от слова портной).

-На голове картуз.

-Обувь – сапоги, лапти.

Обобщение:      

Главная часть женского костюма – сорочка, сарафан.

 Главная часть мужского костюма – косоворотка (рубаха), порты.

- А что не похожее, разное вы заметили в костюмах? (рабочая – праздничная, разного цвета).

-В северных районах на Руси ткань серая, синяя (тёмных оттенков). Потому что на севере холодно, пасмурно.

-А в южных районах – жёлтая, красная (яркая). Потому что на юге тепло, светит ярко солнце,  разнообразие цветов и зелени.

-Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все нарядные от мала до велика песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас экскурсия подошла к концу. Об одежде старинной мы немного разузнали, теперь можно и в  народную игру поиграть.

Народная игра «Ручеек» (под песню «Светит месяц»)

Кукла Матрёна:

-Ребята, вы мне очень понравились, и я приглашаю вас в свою мастерскую, помогите мне, пожалуйста, украсить сарафаны и косоворотки на праздник для друзей.

-Поможем украсить наряды? Садитесь, пожалуйста, за столы.

Дидактическая игра « Укрась сарафан»

Показ слайдов (или открыток) – варианты рисунка орнамента.

Напоминаю, как работать с трафаретом, губкой, кисточкой, ватными палочками, красками.

Приглашаю детей приступить к творческой работе (можно предложить детям создать свой авторский узор) с такими словами:

-И не забывайте, «Какова пряха, такова на ней и рубаха».

Музыкальное сопровождение. Русская народная «Не шей ты мне, матушка», «Светит месяц»

(В практической части так же проводится физическая минутка и пальчиковая гимнастика)  

Итог:

-Все закончили украшать наряды? Возьмите тогда кукол и покажите, пожалуйста, друг другу и Матрёне. Потрудились вы, ребята, на славу, какие замечательные получились сарафаны и косоворотки!

Матрёна:

- Спасибо, вы мне очень помогли. Ваши костюмы нарядные и красивые!

Приглашаю вас вместе с моими друзьями в хоровод!

( Русская народная «Весёлая кадриль»)

-А теперь, ребята, давайте, проводим Матрёну и её друзей, они хотят попасть на праздник в деревню (коллективное панно: наклеивание фигур кукол на фон «Русская деревня»).

-Спасибо, вам, ребята, вот наше занятие и подошло к концу, до свидания, до новых встреч!          

                  C:\Users\Русланочка\Desktop\всё с рабочего стола\от 9 до 12\Р.Н\мои документы\DSC03682 (2).JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

Русский народный костюм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»

: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....