НОД "Сказочное путешествие к гномикам"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Степанова Лариса Александровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе. Образовательная область: познавательное развитие. Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: "Органы чувств человека". Проводился как открытое мероприятие для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_skazochnoe_puteshestvie_k_gnomikam.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №159» г. Саратов.

Непосредственно-образовательная деятельность

Тема: "Сказочное путешествие к гномикам"

в старшей группе

Воспитатель: Степанова Л.А.

Непосредственная образовательная деятельность

Тема: "Сказочное путешествие к гномикам"

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: познавательное развитие.

Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: "Органы чувств человека".

Цель: Создать условия для накопления представлений о роли органов чувств  в восприятии окружающего мира, взаимосвязи всего живого в природе со средой обитания.

Задачи:

1. Способствовать формированию представлений о том, как человек пользуется органами чувств и их значении.

Формировать умение правильно вести себя на природе.

2. Развивать умение делать выводы;  внимание, координацию речи и движения, восприятие запаха, тактильных ощущений.

3. Воспитывать желание приходить на помощь, чувство взаимовыручки, бережное отношение к природе.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская, игровая.

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, игра с речевым сопровождением.

Форма организации детей: подгрупповая.

Оборудование:  Магнитола, мультимедийная система, указка лазерная. Домик пластмассовый с ключами, записка от гномиков, загадки, слайды «Правила поведения в лесу», «Весёлые и грустные гномики»;  картинки «Органы чувств»; контейнеры с овощами и фруктами ( апельсин, лимон, банан, огурец, чеснок),  запись музыки «Волшебный лес», «Звуки природы», поднос с муляжами овощей и фруктов  ( банан, лимон, огурец, лук); кусочки льда, вода тёплая, губка мокрая, вата, камень.

Предшествующая работа:  Чтение и обсуждение пословиц, рассказов и стихотворений  о лесе, его пользе, отгадывание загадок, рассматривание картинок,  беседа о роли леса в жизни человека, дидактические  игры  «Хорошо – плохо», «Подбери словечко», «Чудесный мешочек».

Ход НОД:

1.Организационный момент. Воспитатель : - Дети, давайте встанем в круг, дружно возьмёмся за руки и поприветствуем: « Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо  голубое! Рано утром солнце встало, все вокруг светлее стало. В небе синем потянулось, детям нашим улыбнулось!»  Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Какое у нас настроение? ( Хорошее)

2. -Сегодня я приглашаю вас в волшебную страну. Мы пойдём в лес  к сказочным гномикам. Хотите ли вы отправиться туда? (Ответы детей)   -Но, чтобы попасть туда, нужно открыть дверцы волшебного домика.                                                                                                                                Педагог обращает внимание на домик: - Посмотрите, какой домик?( В нём 4 дверцы и 4 волшебных ключика).  Кто отгадает загадку, тот открывает дверцу.                                        

 Дидактическая игра “Подбери ключ к замку”                                                                      

  Загадки:  - Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто... (листопад)

-В сентябре и в октябре их так много во дворе! Дождь прошел - оставил их, средних, маленьких, больших. (Лужи)

-Ветер тучу позовет, туча по небу плывет. И поверх садов и рощ моросит холодный... (дождь)                                                                                                                                                                                                       - Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. (Солнце)                                                После открытия последней дверцы звучит музыка.

-Дети мы попали в волшебный лес. Появляются гномики (на слайде).

-  Какое настроение у гномиков? Можно ли их назвать весёлыми? Гномики очень грустные. Посмотрите, гномики прислали записку. Что же случилось?

Педагог достаёт из домика записку, читает письмо лесных гномиков, в котором они рассказывают о своей беде: «Здравствуйте, дети. Мы разучились смотреть, слушать, чувствовать запахи. Помогите нам, пожалуйста!»

-Гномики  разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого им очень трудно живётся. Сказочные гномики просят  помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.

-Ребята, вы согласны помочь гномикам?                                                                                  Педагог просит детей вспомнить, какие органы чувств они знают:

-Давайте вспомним, какие бывают органы чувств?  После перечисления (язык, нос, глаза, уши, кожа) педагог загадывает детям загадки об органах чувств:

Видеть папу, видеть маму,                                      
Видеть небо и леса
Помогают нам…(глаза)

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет…(нос)

Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши…(ушки)

Чтоб попробовать компот,
Есть у человека…(рот)

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…(кожа)

Молодцы!

3. Воспитатель приглашает отправиться в путешествие по лесу. Звучит музыка. Дети ритмично шагают за направляющим.                                                      

  -Мы шагаем друг за другом                                                                                                          Лесом, лесом, лугом, лугом!                                                                                                         Будет солнышко теплей, будет небо голубей!                                                                   Первая остановка. Мы пришли на полянку к гномику -лесовичку. (Слайд).  Обратите внимание на его настроение. Гномик грустный, потому что никто не соблюдает правила поведения в лесу.                                                                                                              – Давайте присядем и  вспомним правила поведения в лесу. (Слайды)

-Посмотрите и скажите, правильно ли ведут себя дети в лесу?  

После выполнения заданий педагог вместе с детьми обобщает: -Что нам помогло увидеть неправильное поведение детей в лесу? (Глаза)                                                                             На доске появляется картинка-эмблема «Глаза».

-Для чего людям нужны глаза? (Чтобы видеть мир и всё, что нас окружает).                        

Воспитатель предлагает детям выполнить гимнастику для глаз:

-Наши глаза нужно беречь и следить, чтобы глаза не уставали. Давайте сделаем гимнастику для глаз. Посмотрите  на разноцветные листочки: вверх-вниз, вправо-влево. Двигаются только глаза. Голова не должна шевелиться.

 Педагог акцентирует взгляд детей на изображении с помощью лазерной указки.                        -Молодцы.

4.  -Наши глаза отдохнули, давайте продолжим путешествие!                                            «Поднимаем руки – это раз, повернулась голова – это два!                                                       Руки вниз, вперёд смотри – это три,  Руки в стороны пошире – развернули на четыре,   Силой их к плечам прижать – это пять,                                                                                          Всем ребятам тихо сесть – это шесть»                                                                                                И подходят к дому гномика-садовода. (Слайд).                                                                          –Какое настроение у гномика? Почему? Педагог предлагает детям определить, чем занимается этот гномик.                                                                                                                  - Гномик выращивал  ароматные фрукты, овощи, цветы. А теперь он совершенно разучился распознавать их по запаху. Что нам  помогает определить запах? (Ответы детей)      

- Для этого у человека есть НОС.  На доске появляется картинка- “Нос”.                    

Дидактическая игра “Узнай по запаху”.                                                                                            -Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху». Закройте глаза, понюхайте и отгадайте, какой был запах?   Дети определяют по запаху апельсин, лимон, банан, огурец, чеснок. - Чем пахнет?  -Молодцы, обоняние хорошее!                                                                                

-Нашему носу очень приятен аромат цветов. Сейчас мы проведём дыхательное упражнение.  Проводится дыхательное упражнение “Аромат цветов”.  Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”.                                                                                                      После выполнения задания педагог совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос?  ( Чтобы дышать, различать запахи.)

5. –А мы продолжаем дальше путешествие:

«1,2,3,4,5! Все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим,

Подтянитесь на носочках

Столько раз, ровно столько,

Сколько пальцев на руке у вас!»

-На полянке появляется гномик. (Слайд).

- Какое у него настроение? (Грустное). Этот гномик совершенно запутался в звуках природы. Что нам помогает слышать?

На доске появляется картинка - “Уши”.

-Давайте вместе с гномиком потренируем слух. Игра называется «Что услышал?»

Закроем глаза. Внимательно слушаем звуки, а потом расскажете, что вы слышали.

(Слушание звуков: звуки голосов птиц )

-Чьи голоса вы слышали? (Голоса птиц: воробей, ворона, сорока, голубь, дятел, сова.)

-Вот мы внимательно  послушали, молодцы. Так зачем человеку нужны уши?

Обобщает, зачем человеку  нужны уши. (Чтобы слушать и слышать.)

6. А мы продолжаем путешествие по сказочному лесу:                                                                        -Мы шагаем друг за другом                                                                                                          Лесом, лесом, лугом, лугом!                                                                                                         Будет солнышко теплей, будет небо голубей!                                                                                  Дети подходят к дому Гномика- повара. (Слайд).                                                                        -Перед нами гномик- повар. Обратите внимание на его настроение. Почему он грустный?      -Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, компот соленый… Какой орган чувств есть у человека, чтобы узнать вкус? (Язык). Где находится язык? (Во рту)

 На доске появляется картинка-“Язык”.                                

Какие 4 вкуса вы знаете? (Сладкий, соленый, кислый, горький.)

 Дидактическая игра “Перечисли на вкус”.

  На подносе лежат муляжи овощей и фруктов.                                                                           Педагог показывает предмет, дети подбирают прилагательные.                                 Дидактическая игра “Перечисли на вкус”.                                                                                     Банан какой? ( Сладкий)  Лимон какой?( Кислый)  Огурец какой? (Солёный)  Лук какой? (Горький)                                  

 После выполнения задания педагог с детьми делает вывод о том, для чего человеку нужен язык: -Язык нужен для того, чтобы определять вкус еды.

7.РОТ, НОС, ГЛАЗА, УШИ. –Какой ещё есть орган чувств?   Педагог предлагает определить, о каком органе чувств еще не вспомнили. Дети называют КОЖУ. Педагог предлагает детям вспомнить: - Для чего человеку нужна кожа? (С помощью кожи человек определяет качества предмета). - Давайте попробуем определить качества предмета на ощупь.

Дидактическая игра “Определи на ощупь ”. Дети определяют на ощупь: лёд -холодный, вода – тёплая, губка – мокрая, вата- мягкая, камень- твёрдый.

-Кожа выполняет защитную функцию организма. С помощью кожи и ощущений мы можем определять качества и свойства предметов.

8. Педагог предлагает детям вспомнить обо всех органах чувств, которые есть у человека. – Ребята, как вы думаете, какой орган чувств самый важный? Все органы важны. Закройте глаза. Мы ничего не видим. Закройте уши. Мы не слышим. Закройте нос. Мы не почувствуем запах.  “Глаза нам нужны для того, чтобы…”и.т.д

Педагог обращает внимание детей на гномиков (слайд).    - Посмотрите, появились гномики. Какое у них  настроение? Гномики – веселые, радостные, улыбающиеся. Написано слово “СПАСИБО”!

Релаксация.         -А сейчас пришло время возвращаться в детский сад. Звучит спокойная, расслабляющая музыка. Располагайтесь удобно на ковре. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вокруг тишина. Слышно лишь ваше дыхание.  Солнце  ярко светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое  утро. Вы чувствуете себя очень хорошо, вам не хочется шевелиться. Вы отдыхаете… Мы прощаемся с лесом и возвращаемся из волшебной страны гномиков в детский сад.

А теперь открываем глаза. Спокойно встаём.  Мы хорошо отдохнули, у нас бодрое, весёлое  настроение, и приятные ощущения.

-Вам понравилось путешествие? Куда мы сегодня путешествовали? Как мы помогли лесным гномикам? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказочное путешествие с гномиком Погуляй-ка"

         Данный конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие»  построен на ранее изученном музыкальном материале с использованием самодельных инструменто...

Конспект открытого занятия Путешествие с гномиком Ладошка

Тема: Путешествие с гномиком Ладошка.Цель: Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом. Учить детей делать умозаключения, сравнивать предметы, классифицировать. Развивать тактиль...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие с Гномиком»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания геометрических фигур, умение выделить три свойства: форма, цвет, размер.Учить определить место фигуры, расположенной на плоскости: справа внизу, слева сверху, слева с...

Конспект организованной образовательной деятельности интегрированного характера с элементами театрализации в старшей группе Тема: «Путешествие семи гномиков»

Данная организованная образовательная деятельность проведена во втором туре районного конкурса "Воспитатель года-2019"...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие с Гномиком»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания геометрических фигур, умение выделить три свойства: форма, цвет, размер.Учить определить место фигуры, расположенной на плоскости: справа внизу, слева сверху, слева снизу, ...

"Путешествие Солнечного Гномика"

III-я книга "Калейдоскоп времен года" из серии книг для малышей 3-5 лет "Путешествие Солнечного Гномика" ....