"Сказочное путешествие с гномиком Погуляй-ка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

           Данный конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие»  построен на ранее изученном музыкальном материале с использованием самодельных инструментов из по        подручного материала по принципам Карла Орфа,  изготовленных руками детей совместно с родителями, воспитателями, музыкальным руководителем, а также использование            во время НОД приемов  ритмических жестов и фонопедических игр, творческого музицирования, ритмодекламации. На протяжении всего музыкального  занятия  дети  имеют                       возможность  весело и свободно участвовать в сотворчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnoe_puteshestvie_s_gnomikom_pogulyay-ka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Пчелка» Калужская область п. Товарково

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Конспект НОД

«Сказочное путешествие с гномиком Погуляй-ка!»

Тема «Формирование творческих способностей детей средствами элементарного музицирования».

Автор-составитель:

Музыкальный руководитель:

                           Аникеева Татьяна  Александровна

Высшая квалификационная категория

МКДОУ детский сад «Пчелка»

Пояснительная записка.

Данный конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие»  построен на ранее изученном музыкальном материале с использованием самодельных инструментов из подручного материала по принципам Карла Орфа,  изготовленных руками детей совместно с родителями, воспитателями, музыкальным руководителем, а также использование во время НОД приемов  ритмических жестов и фонопедических игр, творческого музицирования, ритмодекламации. На протяжении всего музыкального  занятия  дети  имеют возможность  весело и свободно участвовать

в сотворчестве.

Материал, оборудование.

 Мультимедийная установка. Подбор видео-ряда сезонных картин для проектора.  Видео-клип «Ирины Бариновой «Зимняя сказка», лица веселых гномиков с разными настроениями. Игрушка мягкая - гномик, бутафорская ёлка, березка, пенечки, 4 коробочки, снежок из поролона, сосулька из фольги, лица гномиков с разными настроениями, осенние листья. музыкальные инструменты из подручного материала: веселые колпачки, колокольчики, шуршики, озорные колпачки, чудо-кастаньеты, маракасы.

Оформление музыкального зала.

В музыкальном зале создаются четыре зоны:

1зона - «осенняя полянка». Обозначена осенними листьями по кругу. На пенёчке

разложены музыкальные инструменты: шуршики, маракасы, волшебные коробочки, кастаньеты.

 2 зона – «зимняя полянка». Стоит искусственная ёлка, рядом большой снежок, внутри которого находятся деревянные ложки, на пенечке разложены ленточки, колокольчики.

3 зона – «весенняя полянка».  На пенёчке лежат птички-свистульки, стоит бутафорская березка.

4 зона – «летняя полянка».  Бутафорскя березка, озорные колпачки, шапочки волка, козлика, медведя.

 

Предварительная работа.

1.Слушание музыкальных произведений в течение года:

        -П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

        -Э. Григ «Шествие гномов»

        -Г. Свиридов «Вальс» к поэме А.С. Пушкина «Метель»

        -П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

2. Беседа с детьми на тему «Звуки, которые нас окружают».

3. Изготовление с детьми музыкальных инструментов: шуршики, маракасы, кастаньеты, коробочки, озорные колпачки, буль-бульки.

4.Изготовление шапочек: волка, козлика, медведя  к игре «Ай, дили-дили»…., шапочки и крылышки журавушек.

5. Разучивание песен:

        -«Журавушка» муз. Е. Зарицкой, слова А.Вольского журнал «Музыкальный руководитель»№5/2004г.

        - «Валенки» Р.н.п.

        -  «Весна идёт» муз. и сл.А. Евтодьевой  

        - «Про гномика»

        - «Зимушка-хрустальная» муз. и сл. А. Евтодьевой

6. Разучивание фонопедического упражнения «Март» Н. Акушин  журнал Дошкольное воспитание» №10/2001г.

7. Речевая русская народная игра «Ай, дили, дили…» журнал «Дошкольное воспитание» №10/2001г.

 Интеграция областей:

«Речевое развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

ЦЕЛЬ:

 Создание условий для формирования  творческих способностей детей средствами элементарного музицирования в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пения, фонопедические упражнения, игра, танец.

ЗАДАЧИ:

 1.Учить слушать и узнавать знакомые произведения, чисто интонировать мелодию.

2.Развивать навыки творческого музицирования, мелодический, тембровый звуковысотный слух.

3.Воспитывать навыки ансамблевого музицирования.

Дети свободно входят в зал. Здороваются (поют импровизацию «День добрый», сопровождая ритмическими хлопками.

В аудио записи звучит «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

М.Р. Что это за музыка нас встречает?

(Ответ детей)

М.Р. А какой композитор сочинил эту музыку?

(Ответ детей)

М.Р. Дети, а как вы думаете, где живут сказочные гномы?

(Ответ детей)

М.Р. Я хочу вам рассказать об одном из них, потому что он пришел к нам в гости. Посмотрите, на пенечке примостился под ёлочкой. Сразу и не заметишь его. Давайте подойдем к нему поближе.

(Подходим, беру гномика с пенечка)

М.Р. Зовут его «Погуляй-ка». Давайте с ним поздороваемся.

(Коммуникативная игра-приветствие «Здравствуй, друг»)

М.Р. Погуляй-ка очень любит убегать из пещеры Горного Короля и гулять по музыкальным тропинкам, напевая песенки. А еще, гуляя, он слушает журчание весеннего ручейка, шепчется с озорным ветерком, играет в прятки с солнечными зайчиками! Одним словом, на его пути встречается много удивительных звуков.

И вот однажды гномик  Погуляй-ка нашел на тропинке четыре шкатулки! Он решил их принести к нам в детский сад. Вот они, посмотрите.

Показываю детям четыре красочные шкатулки:

в первой лежат осенние листочки,

во второй- «снежок» (из поролона),

в третьей «сосулька» (из целлофана),

в четвертой - гномики, лица которых изображают разные чувств).

М.Р. Шкатулки эти волшебные! Спряталась в них музыка осени, зимы, весны и лета. Узнаете знакомое музыкальное  произведение - возьмёте в шкатулке волшебный предмет, с которым можно будет отправиться на волшебные полянки! Давайте мы с вами присядем  и послушаем первое музыкальное произведение.

 (Исполняю на фортепиано «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского (Фрагмент)

М.Р. Как называется это произведение?

(Ответ детей)

М.Р. А какой композитор сочинил это произведение?

(Ответ детей)

М.Р. Осень! Сколько замечательных, музыкальных произведений, песен написано об осени. А помните, у А.С.Пушкина:

«Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса….»

Предлагаю детям вернуться к волшебным шкатулкам и найти вторую шкатулку, взять волшебный предмет и отправиться на «осеннюю полянку»

На проекторе появляется осенняя картина.

М.Р. А вот и осенняя полянка. Посмотрите, гномик  Погуляй-ка приготовил для вас сюрприз. Какие музыкальные инструменты встречают вас?

(Ответ детей)

М.Р. А какие звуки природы напоминают нам эти инструменты?

(Ответ детей)

М.Р. Осенью мы прощаемся с птицами, которые улетают в тёплые края.

«…И в тихий час рассвета

      В дымке голубой

      Потащили лето

      Журавли с собой».

М.Р. Давайте вспомним нашу песню «Журавушка», а на вступление и проигрыш подыграем на этих инструментах: шуршики, маракасы, чудо- кастаньеты, волшебные коробочки.

Инсценирование песни «Журавушка» муз. Е.Зарицкой

М.Р. Ребята, а хотите узнать, музыка какого времени года спряталась в следующей шкатулке?

М.Р. Слушайте внимательно.

 Звучит в аудиозаписи «Вальс»  Г. Свиридова. (Фрагмент)

М.Р. Что это за произведение? (Ответ детей)

М.Р. А какой композитор сочинил это произведение? (Ответ детей)

М.Р. Дети, а в исполнении какого оркестра звучит это произведение?

Уточнить: народный оркестр или симфонический.

Предлагаю детям открыть нужную шкатулку. В шкатулке лежит снежок.

М.Р. На какую полянку мы отправимся?

 (Ответ детей)

Подходим к зимней полянке.

На проекторе демонстрируется клип Ирины Бариновой «Зимняя сказка»

М.Р. Как красив зимний лес. Сколько снега, можно играть в снежки. Давайте споем с вами песню «Зимушка-хрустальная», сопровождая пение  «звучащими жестами» - ритмическими хлопками и щелчками.

Исп. песня «Зимушка-хрустальная» муз. и сл. А Евтодьевой

М.Р. А какие музыкальные инструменты вы видите на этой полянке?

(Ответ детей)

М.Р. Наши девочки любят танцевать с ленточками «Танец снежинок». Девочки потанцуют, а мы им подыграем на этих замечательных инструментах.

Мальчики берут  музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, а девочки берут ленточки.

Звучит «Вальс» Г. Свиридова

М.Р. Посмотрите, дети, какой большой снежок на этой полянке. Да он не простой, а волшебный. (Заглядываю внутрь, Достаю деревянные ложки).

М.Р. А в каком оркестре играют на деревянных ложках?

(Ответ детей)

М.Р. Совершенно верно. В русском народном оркестре. Сейчас Саша споет нам свою любимую русскую народную песню «Валенки», девочки потанцуют, а у нас с вами будет звучать настоящий ансамбль ложкарей.

Исполняется р.н.п. «Валенки» --солистка

 Группа девочек танцует, остальные дети играют на ложках.

М.Р. Смотрите, ребята, гномику не терпится заглянуть в следующую шкатулку. А вам?

(Ответ детей)

М.Р. Тогда слушайте внимательно?

Звучат « Голоса весеннего леса»

М.Р. Что вы услышали?

(Ответ детей)

Предлагаю детям найти нужную шкатулку и взять предмет.

М.Р. На какую полянку мы отправимся с вами?

(Ответ детей)

М.Р. А вот и весенняя полянка. (На проекторе появляется картина весеннего леса). Посмотрите, листочки на берёзках распускаются. Давайте присядем и вместе со мной расскажем гномику стихотворение «Март» Н. Ашукина.

Дети выполняют фонопедическое упражнение. Читая стихотворение, дети сопровождают его звукосочетаниями.

М.Р. Посмотрите, сколько птичек на пенёчке? Но они не простые, а музыкальные. Вот послушайте. (Играю)

М.Р. Давайте споем гномику песню о весне и подыграем на птичках- свистульках.

Дети исполняют песню «Ах, весна», на проигрыш играют на свистульках.

М.Р. Осталась у нас последняя шкатулка. Давайте послушаем музыку. Слушая, вы можете потанцевать, как вы хотите.

Звучит фрагмент «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»

М.Р.Как называется это произведение?

(Ответ детей)

М.Р. Какой композитор сочинил эту музыку и к какому балету композитор ее сочинил?

(Ответ детей)

М.Р. Как она звучит?

(Ответ детей)

М.Р. А к какому времени года подходит эта музыка?

(Ответ детей)

М.Р. Заглянем в четвертую шкатулку. Сколько здесь гномиков. Что же, в путь, на летнюю полянку, и гномиков возьмем с собой.

Идем к летней полянке. На проекторе летняя картина.

М.Р. Как здорово, что мы повстречали друзей гномика. Но что это? Посмотрите на их лица! У всех разное выражение лица. (На экране лица гномиков).

(Рассматривая гномиков дети определяют эмоциональное состояние гномиков, говорят о выражении лиц каждого из них и сами повторяют выражения их лиц по своему желанию).

М.Р. Давайте мы с вами поиграем, чтобы гномики не плакали и не сердились в игру «Ай, дили-дили…»

Проводится речевая игра «Ай дили-дили…» Дети  «озорными колпачками» передают ритмический рисунок игры.

На проекторе появляются лица веселых гномиков.

М.Р. Посмотрите, вот мы и развеселили наших гномиков.

М.Р. Гуляя вместе с гномиком по музыкальным тропинкам, мы услышали много удивительных звуков, которые нас окружают и постарались передать их на наших музыкальных инструментах, которые мы сделали вместе с вами. И прощаясь с гномиком, мы споем для него песню «Гномик». Возьмите на полянках инструменты, на которых вы хотите себе подыграть.

(дети берут инструменты)

М.Р. А кто же управляет оркестром?

        (Ответ детей)

М.Р. Я буду вашим дирижёром.

Исполняется песня «Гномик».

М.Р. Вот и закончилось наше путешествие вместе с гномиком  Погуляй-ка по музыкальным тропинкам. А теперь гномику пора возвращаться в пещеру Горного Короля.

Давайте с ним попрощаемся.

Дети пропевают  «До свиданья». Уходят из зала.

 Используемая литература:

1.Музыкальный руководитель -2004г. №5

2. Дошкольное воспитание -2001г.- №10

3. Дошкольное воспитание -1995.-№8.

4. Методическое пособие «Звуки окружающего мира» М.: АСТ, 1997г.

5. Программа «Элементарное музицирование дошкольников»

6. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под редакцией М.И.Буяновой.- М.:Просвещение, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Сказочное путешествие к гномикам"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе. Образовательная область: познавательное развитие. Тема в соответствии с комплексно-тематическим пл...

Конспект открытого занятия Путешествие с гномиком Ладошка

Тема: Путешествие с гномиком Ладошка.Цель: Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом. Учить детей делать умозаключения, сравнивать предметы, классифицировать. Развивать тактиль...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие с Гномиком»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания геометрических фигур, умение выделить три свойства: форма, цвет, размер.Учить определить место фигуры, расположенной на плоскости: справа внизу, слева сверху, слева с...

Конспект организованной образовательной деятельности интегрированного характера с элементами театрализации в старшей группе Тема: «Путешествие семи гномиков»

Данная организованная образовательная деятельность проведена во втором туре районного конкурса "Воспитатель года-2019"...

Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

Путешествие в сказочную страну. №5. Второе сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

Открытое занятие в средней группе по развитию речи с использованием дидактических игр «Сказочное путешествие» Тема: «Сказочное путешествие»

Вид деятельности : игроваяПрограммное содержание:Задачи :- Учить детей составлять предложение из 4 -5 слов;. Повторить названия животных и их детенышей, жилище животных , птиц и насекомых.-Закреп...