Конспект "Здравствуй, гномик Погуляй-ка!" (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность»)
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Князева Ксения Геннадьевна

Тематическое занятие по принципам Карла Орфа с использованием самодельных инструментов, знакомых детям приемов творческого музицирования, ритмодекламации, ритмических жестов и фонопедических игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здравствуй, гномик Погуляй-ка!

Тематическое занятие по принципам Карла Орфа с использованием самодельных инструментов, знакомых детям приемов творческого музицирования, ритмодекламации, ритмических жестов и фонопедических игр. На протяжении занятия дети имеют возможность весело и свободно участвовать в сотворчестве.

Подготовка к занятию состоит в создании в музыкальном зале четырех зон.

I зона – «зимняя полянка». На журнальном столике установлена искусственная елка, разложены музыкальные инструменты (дудочки, деревянные ложки, дощечки-трещотки). Перед столом стоят стульчики по количеству детей.

II зона – «весенняя полянка». На столе для каждого ребенка нужно положить «буль-бульки» (стаканчики с трубочками и водой), «камушки» и маленькое зеркальце.

III зона – «летняя полянка» с «озорными колпачками».

IV зона – «осенняя полянка». На столе осенние листья, «шуршики», шумовые инструменты.

Цель: развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, закрепление знаний о временах года.

Задачи:

1. Образовательные:

- продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных образов,

-упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов

2. Развивающие:

- способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки и изобразительного искусства;

- стимулировать желание детей высказываться о музыке;

3. Воспитательные:

-обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки

Методические приемы:

Наглядно – слуховые:

-внесение музыки в исполнении фортепиано, педагога

Наглядно - зрительные:

-внесение картин природы через слайдовые презентации (применение ИКТ)

Словесные:

- художественное слово (загадка)

Практические:

-музыкально – дидактическая игра,

-пение,

-пластический этюд

Приемы интерактивной деятельности детей: работа индивидуальная, в подгруппах.

Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал, здороваются (поют приветствие «Здравствуйте ручки»).

М. р.:   Здравствуйте ребята! Как ваше настроение?  (ответы детей) Замечательно! Ребята, а вы знаете кто такие гномы? (ответы детей) Правильно, это маленькие жители сказочной страны. К нам сегодня в гости заглянул мой друг – гномик Погуляй-ка. Давайте поздороваемся с ним? Здравствуй, гномик! А как вы думаете, почему его так зовут: Погуляй-ка? Предположительные ответы детей: Любит гулять.

М. р.: Верно, Погуляй-ка очень любит гулять. И вот гулял он как-то по лесу и нашел четыре шкатулки. Но в них таятся какие-то загадки, с которыми сам гномик не смог справится, поэтому он решил принести их в детский сад, чтобы мы ему помогли отгадать. Поможем моему другу? (ответ детей). Вот и хорошо. Итак, смотрим - посмотрим, что же за тайна в первой шкатулке.

(Подходим к первому столу, открываем шкатулку и достаем ноту синего цвета).

М.р.: Ребята, посмотрите! Вы знаете, что это?

Дети: Нотка.

М.р.: Это нота, значит в шкатулке спряталась музыкальная загадка. Давайте послушаем.

Запись звуков зимы (вьюга).

М. р.: Что это за звуки? Может они вам что-то напомнили?

Предположительные ответы детей: Ветер, вьга.

М. р.: Посмотрите, здесь ещё и записка есть. Почитаем:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

О каком времени года говорится в этой загадке?

Предположительный ответ детей: Зима.

М. р.: Правильно, о зиме. А какой праздник мы встречаем зимой?

Предположительный ответ детей: Новый год.

М. р.: Давай споем для Погуляй-ки веселую зимнюю песню, согласны?

Дети: Да.

М. р.: А чтобы песня у нас получилась, нам с начала нужно подготовить свое горлышко к пению. Давай те встанем в круг и распоемся.

Упражнение «На море», «Зоопарк», валеологическая песенка – распевка «Маленькие пальчики», дыхательное упражнение «Ладошки».

М. р.: Теперь мы готовы к пению.

Песня «Дружные ребята».

М.р.: Молодцы, как хорошо и дружно вы спели, думаю гномику тоже очень понравилось. Посмотрите, что ещё есть на нашем «зимней полянке»? Колокольчики, правильно. А что мы можем с ними делать?

Предположительный ответ детей: звенеть, изобразить падающие снежинки.

М. р.: Мы можем показать, как падают снежинки. С начала по одной, затем всё больше и больше, все быстрее и быстрее. А ещё мы можем показать звук бубенцов на лошадиной тройке.  А для чего нам могут пригодиться деревянные ложки?

Предположительный ответ детей: на них можно играть.

М. р.: Например, чтобы изобразить цоканье лошади, которая везет сани.  А сейчас, давайте каждый возьмет инструмент, который понравился, и мы попробуем показать, как падает снег и едут сани.

Инструментальная импровизация «Сани».

М. р.: У нас получилась целая метель, сквозь которую летит тройка с бубенцами. Молодцы! Погуляй-ке очень понравилось наше выступление, но нам пора дальше. Посмотрим, что же в этой шкатулке.

Подходят к следующему «Весеннему столу» и открываю шкатулку, в которой нота зеленого цвета.

М. р.: Вновь музыкальная загадка. Давайте послушаем, что же это?

Запись звуков весны (журчание ручья).

М. р.: А вот и загадка:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весной.)

М. р.: Правильно, это красавица весна. Вот послушайте рассказ про весну и попробуйте мне помочь звуками.

Пригрело весеннее солнышко. Давайте порадуемся теплому солнышку. (Все поднимают руки вверх и каждый поет свой звук)

-С пригорка побежал веселый ручеек. Подумайте, какими звуками можно показать журчание ручейка? (Дети болтают языком)

-До краев наполнил большую глубокую лужу (Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)

-Перелился через край (делают голосом «волну»)

-И дальше побежал (булькают языком)

-Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком), расправили крылышки (крш, крш) и полетели кто куда (трр-трр-трр, шепотом)

-Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур),

-И вылез ежик (сопят носом)

-Лес наполнился птичьими голосами (подражают голосам птиц)

-Вот и пришла весна (Все поднимают руки вверх и каждый поет свой звук)

Музыкальный руководитель. Хорошо. Молодцы. Скажите, чьи песенки прозвучали в этом рассказе?

Предположительный ответ детей: ручейка, солнышка, жучков, птиц.

М. р.: Скажите, а как ещё мы можем изобразить ручеек?  

Предположительный ответ детей: звуками.

М. р.: Давайте посмотрим, что ещё есть на нашем «весеннем» столике. «Буль-бульки»! Это необычный музыкальный инструмент. Хотите попробовать на нем сыграть?  

Дети: Да!

Каждый ребенок берет стаканчик и «булькает».

М. р.: Вот какой замечательный ручеек у нас получился. Но нам пора дальше, какую же загадку таит эта шкатулка.

Открываю «летнюю шкатулку». Достаю ноту красного цвета.

М. р.: Новая музыкальная загадка. Давайте послушаем.

Запись «звуков лета».

М. р.: А вот и загадка:

Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...
(Лето)

М. р.: Конечно же это лето. А вы любите лето?

Предположительный ответ детей: Да.

М. р.: Летом мы много гуляем, играем. Я предлагаю вам поиграть в игру «Птичий концерт».

«Птичий концерт»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: Музыкальный инструмент для подыгрывания (деревянные ложки, фортепиано, колокольчики).

Ход игры:

Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.

Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.

Ведущий

На березовой верхушке

Целый день поет кукушка:

Дети

Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Ведущий

А синица целый день

Поет громко:

Дети

Тень-тень, тень-тень!

Ведущий

Вторит дятел им:

Тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

Дети

Тук-тук-тук!

Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие — синицу, третьи — дятла.

М. р.: Молодцы, получился настоящий птичий хор.  А теперь, я хочу предложить вам поиграть в игру «Дуда», согласны?

Игра «Дуда», 2 раза.

М. р.: Нашему гномику очень понравилось играть с вами.

Подходим к последнему столу.

М.р.: У нас осталась последняя шкатулка, посмотрим. Ещё одна нота (желтого цвета). Послушаем. Что за звуки мы слышим?

Предположительный ответ детей: Шум дождя.

М.р.: А вот и загадка –

Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья.

(Осень)

М. р.: Правильно, это осень. А что осенью бывает? Дожди, листья сыплются с деревьев. Посмотрите, что есть на нашем осеннем столе. Необычные инструменты, правда? Это шуршалочки. Давайте попробуем с их помощью изобразить звуки осени.

Инструментальная импровизация «Осень».

М. р.: Как вы думаете, получилось шуршание листьев у нас?

Предположительный ответ детей: Да.

М. р.: А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте возьмем листья, ляжем на ковер, закроем глаза и послушаем музыку. Вдруг налетел ветер, пошевелил листочки, поднял с земли и листочки полетели. Кружатся листья в воздухе, летают.

Пластический этюд «Осенние листья».

М. р.: Молодцы, какой красивый листопад получился. Вот и закончилось наше путешествия по временам года. Погуляй-ка мне говорит, что очень благодарен за помощь.

Скажите, ребята, а какое сейчас время года?

Предположительный ответ детей: Зима.

М. р.: Правильно, зима. А какими инструментами мы изображали звуки зимы?

Предположительный ответ детей: колокольчики, деревянные ложки.

М. р.: Закончится зима и наступит какое время года?

Предположительный ответ детей: Весна.

М. р.: А какие инструменты мы использовали для весны?

Предположительный ответ детей: буль-бульки.

М. р.: После весны придет какое время года?

Предположительный ответ детей: Лето.

М. р.: Вслед за жарким летом идет…?

Предположительный ответ детей: Осень.

М. р.: А какие необычные инструменты вы увидели сегодня?

Предположительный ответ детей: буль-бульки, шуршалочки, колпачки.

М. р.: Что вам понравилось больше всего?

На этом наше занятие закончено, я благодарю вас за работу. Мы с гномиком Погуляйкой приготовили для вас сюрприз, но откроется он только в группе. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2020 – 2021 учебный год Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольц

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»раздел «Музыкальная деятельность»на 2020 – 2021 учебный годСоставлена на основе парциальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2021 – 2022учебный год Возраст от 2 до 8 лет

Аннотация к Рабочей программе музыкального руководителя МКДОУ БГО Детского сада № 12 общеразвивающего видаРабочая программа музыкального руководителя МКДОУ БГО Детского сада № 12 общеразвивающего вида...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (раздел "Музыкальная деятельность") для воспитанников 2-7 лет на 2021-2022 уч.год

Представлена рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (раздел "Музыкальная деятельность") для воспитанников 2-7 лет...

Технологическая карта НОД (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31288217","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]«Путешествие в музыкальную страну к весёлым ноткам»...