Конспект занятия по ФЦКМ и коммуникации в подготовительной группе "Путешествие в Африку"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Боровкова Ирина Сергеевна

Цель: формирование познавательной активности детей в процессе знакомства с окружающим миром.

Задачи:

·     образовательные:

- дать детям элементарные представления об особенностях географического положения материка Африка;

- закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли);

- обобщить и дополнить знания детей о животном и растительном мире Африки;

- формировать представления о травоядных и хищных животных;

·     развивающие:

- способствовать совершенствованию фонематического слуха (определение места звука в слове, назывании слов с определенным звуком);

- закреплять умение делить слова на слоги, находить ударный слог;

- упражнять в составлении простых предложений, членении простых предложений на слова;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, координацию речи и движений;

·     воспитательные:

- прививать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир;

- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_afrika.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

  Конспект интегрированного занятия по формированию целостной

картины мира и коммуникации в подготовительной к школе группе.

Подготовила: Боровкова И.С.

Тема: «Путешествие в Африку».

Цель: формирование познавательной активности детей в процессе знакомства с окружающим миром.

Задачи:

  • образовательные:

- дать детям элементарные представления об особенностях географического положения материка Африка;

- закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли);

- обобщить и дополнить знания детей о животном и растительном мире Африки;

- формировать представления о травоядных и хищных животных;

  • развивающие:

- способствовать совершенствованию фонематического слуха (определение места звука в слове, назывании слов с определенным звуком);

- закреплять умение делить слова на слоги, находить ударный слог;

- упражнять в составлении простых предложений, членении простых предложений на слова;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, координацию речи и движений;

  • воспитательные:

- прививать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир;

- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Методы и приемы: беседа, метод примера, иллюстрирование, создание ситуации, опосредующей необходимость познавательной деятельности, дидактическая игра, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы: карта мира, мультимедиапроектор, ковер-самолет, посылка, диск с записью обращения вождя племени Тумба-Юмба, фрагменты песен «Улыбка», «Чунга-Чанга» В. Шаинского, «Песенка львенка и черепахи» Ю.Энтина, «Тумба Юмба» квартета «Плохие актеры», «Белые ромашки» гр.«Ненси» (вступление).

Оформление зала: макеты растений и животных Африки.

Предварительная работа: проблемно-поисковая беседа «Кто где живет?»; знакомство с материком Африка и его расположением на карте; просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме; отгадывание загадок, чтение литературных произведений об Африке (Р.Киплинг, К.Чуковский) ; составление описательных рассказов о животных; дидактические игры, направленные на совершенствование слухового внимания и фонематическое восприятия.        

Словарная работа: пустыня, джунгли, саванна, бархан, оазис, племя, хищники, травоядные, носорог, хобот, бивни, баобаб, лиана.

Предполагаемый результат: активизация познавательного процесса дошкольников к жизни  материка Африка, обогащение представлений  о растительном и животном мире; дети определяют на слух количество слов в предложении, составляют предложение из предложенных слов, делят слова на слоги, находят ударный, имееют представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных звуках, определяют позицию звука в слове.

Ход занятия

В. – Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами проведем необычное занятие. 

Звучит минусовка песни «Улыбка» В.Шаинского. 

Но сначала давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение.

  Дети берутся за руки. Раздается стук в дверь. Заходит почтальон, приносит посылку, уходит. Дети находят в посылке ковер-самолет, диск с записью.

  Воспитатель включает диск. Просмотр видеописьма вождя племени Тумба-Юмба:

  Здравствуйте, ребята!

  Я вождь индейского племени Тумба-Юмба, что живет в далекой Африке, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Помогите, пожалуйста, освободить моих родных и друзей от чар злой колдуньи Морозухи. Не знаю, чем мы перед ней провинились, но почему-то эта колдунья решила нас погубить. На материке с каждым днем становится все холоднее, исчезает растительность, болеют животные.

  Я случайно подслушал, что спасти нас могут только дети с добрыми глазами, искренними сердцами, находчивые и смелые.

  Да, еще в коробке вы найдете карту и ковер-самолет, на котором вам и предстоит совершить путешествие. Ковер будет останавливаться там, где нужно выполнить задание Морозухи. Заклятье с нашего племени будет снято, когда на ковре-самолете вырастут 5 пальм.

  Заранее спасибо, мои дорогие ребята. Я верю, у вас все получится!

В. – Ну, что, ребята, поможем индейцам?

Д. – Да.

В. – Тогда садимся на ковер-самолет. Давайте посмотрим, где же находится эта Африка. (Смотрят карту. Ковер не летит.)

  Странно, не летит. В чем же дело? Ой, в коробке какая-то записка лежит.

Воспитатель читает записку:

Дорогие ребята. Для того чтобы ковер взлетел, необходимо выполнитьзадание: в нижеследующем тексте найти самое короткое предложение. Сосчитать в нем количество слов. И ровно столько же раз произнести слова «Ковер вперед».

Текст:

  Африка – это материк планеты Земля. Там всегда жарко. Снега нет даже зимой. Жители Африки – люди темнокожие, словно шоколадные.

  Дети выполняют задание. Садятся на ковер.

  Звучит музыка взлета и приземления ковра.

 Сходим мы с ковра, ждут нас приключения, друзья.

  Звучит минусовка песни «Львенок и черепаха» В.Шаинского.

  Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?

Д. – Пустыня.

В. – Правильно, пустыня. Место, где очень жарко, мало растительности и практически нет воды. Правда, в пустынях есть места, где можно набрать воды и отдохнуть в тени пальм. Это место называют оазис.

  В пустыни часто бывают сильные ветры, которые подхватывают частички пыли и переносят их на большие расстояния. Если на пути встречается преграда (в виде кочки или высохшего дерева), то песочная пыль за них зацепляется и в результате наметает бархан. (Воспитатель показывает картинку с изображением бархана)

  В Африке не одна пустыня. Есть пустыня Намиб, есть – Калахари. Но самая большая – Сахара. Интересно, мы с вами в какой?

  Вот и какое-то задание.

  Воспитатель читает задание:

Разделите на слоги названия пустынь. Выберите ту, результат деления которой окажется средним, и вы узнаете, в какой пустыне находитесь, и найдете задание для спасения племени.

   Из трех названий дети выбирают пустыню Сахара, т.к. в ее названии 3 слога. В конверте, где написана цифра 3, дети находят задание.

  Воспитатель читает задание:

  Рассмотри животных. Все они живут в пустыне. Определите, сколько слогов в каждом названии животного. Найдите ударный слог, определите, какую позицию в слове он занимает.

  Предложены картинки с изображением тушканчика, одногорбого верблюда, лисицы фенек.

  То же самое проделайте с картинками, изображающими растения пустыни.

  Предложены картинки с изображениями кактуса, алоэ, саксаула.

В. – Молодцы, ребята. Вы справились. А это, кажется, так необходимые нам части пальм.

Дети получают основания пальм. Садятся на ковер. Звучит мелодия взлета.

В. – Вот уже и следующая остановка.

Дети, посмотрите, здесь трава. Только совсем желтая, сухая.

Ребята, это же саванна!

Презентация «Саванна»

Слайд 1. «Трава»

В. – Здесь трава всегда густая, желтая и сухая, когда нет дождя, и зеленая, сочная после дождей.

Слайд 2. «Баобаб»

В. – Это баобабы. Удивительные растения. У них толстый ствол. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе детского сада.

Слайд 3. «Водопой»

В. – В саванне есть небольшие озера. Это водопой животных саванны.

Понаблюдаем за животными саванны.

Слайд 4. «Животные саванны»

В. – Назовите самое высокое животное нашей планеты.

Д. – Жираф.

Слайд 5. «Жираф»

В. – Конечно, это жираф. Обратите внимание на его длинную шею. Как думаете, почему она такая длинная?

Д. – Чтобы срывать листья с высоких деревьев.

В. – Ребята, а как будут называться детеныши жирафа?

Д. – Жирафята.

Слайд 6. «Слоны»

В. – Вот и африканские гиганты. Это слоны. Посмотрите, какие у слона бивни. Они нужны слонам для рытья земли, подрывания корней деревьев. Длина бивней африканского слона достигает 2–2,5 метров, а их масса – 30–50 кг.  

Самое удивительное у слона – хобот. Для чего слону хобот?

Версии детей.

В. – С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву и пьет. Им он играючи может перенести довольно толстое, тяжелое дерево, и в то же время самый кончик хвоста у слона очень чувствительный, может поднять даже маленькую булавку. Еще хоботом слон трубит, если ожидает угрозу. Он как бы оповещает сородичей.

Как называются дети слонов?

Д. – Слонята.

В. – Разгадайте загадку: Африканские коняшки одеваются в тельняшки. Кто это?

Д. – Зебры.

Слайд 7. «Зебра»

В. – Зебра. Обратите внимание, какая у зебры контрастная окраска. Как думаете, зачем зебре полоски. Это защитная окраска. Благодаря ей они мало заметны в высокой траве, сливаются с тенями и солнечными пятнами. А также сбивают с толку львов, т.к. напоминают им ребра скелета.

Как назовем детеныша зебры?

Д. – Жеребенок.

В. – Да, зебра похожа на лошадку. А детеныш лошади – это жеребенок.

Слайд 8. «Носорог»

В. – А это животное вы должны знать. Это носорог. Его название произошло от двух слов. Кто подскажет, от каких?

Д. – От слов «нос» и «рог».

В. – Да, соединив «нос» и «рог» в одно целое, мы получаем сложное слово «носорог». В русском языке нет названия детенышей этого животного. Маленьких носорогов так и называют – детеныши носорога.

  Все животные, о которых мы сейчас говорили, питаются травой и листьями деревьев. Такие животные называются «травоядные».

Слайд 9. «Лев»

А это, ребята, хищник. Царь зверей – лев. Что значит «хищник»?

Д. – Охотится на других животных.

В. – Конечно, трава его мало интересует. Лев любит  мясо. Посмотрите, ребята, какой у льва красивый воротник. А вот у львицы его совсем нет.

Слайд 10. «Гепард»

В. – Здесь, в саванне, еще обитает самое быстрое на Земле животное – гепард. Он бегает со скоростью автомобиля – 100км/ч. А его детеныши называются котята. Гепард очень похож на большую кошку.

  В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: и петь –  не поет, и летать – не летает. Кто же это?

Слайд 11. «Страус»

  За что же ее люди птицей считают?

  У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.

Слайд 12. «Задание»

  Чтобы дальше тронуться в путь, вам необходимо немного отдохнуть.

Для получения очередных деталей, исполните музыкальный номер на тему «Африка».

Динамическая пауза.

  Дети танцуют под песню «Тумба Юмба» квартета «Плохие актеры»

Получают детали пальм. Летят дальше.

В. – Мы с вами оказались в тропическом лесу. Он еще называется…

Д. – Джунгли.

В. – Правильно, джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья. Растут очень близко друг к другу, поэтому в тропическом лесу мало света. Есть еще лианы и папоротники.

 Лианам от недостатка света приходится обвиваться вокруг деревьев и ползти по ним вверх, к солнцу. На лианах любят сидеть, висеть обезьяны.

  Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян?

Д. – Мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе, бабуин.

В. – А что обезьянки любят есть? Конечно, бананы. В джунглях, ребята, растет много красивых фруктов. Бананы, мандарины, киви, ананас вам, наверняка, знакомы. А вот эти фрукты вряд ли. Воспитатель показывает плоды черимойя, монстера, сапотэ, кивано, магического фрукта. У нас такие не растут. Фрукты, которые не растут в России, называют экзотическими.

  По-моему, обезьянки поссорились, они не поделили фрукты. Давайте поможем их помирить, поможем поделить им фрукты.

  Обезьяне с красным бантом дадим фрукты, названия которых начинаются на гласный звук (ананас, апельсин). Обезьяне с синим бантом дадим фрукты, названия которых начинаются на твердый согласный (банан, мандарин), а обезьянке с зеленым бантиком – на мягкий согласный (киви, лимон).

  В джунглях также можно увидеть разноцветных попугаев.

Звучит музыка «Крики племени».

В. – Слышите, кажется, деревня племени Тумба-Юмба уже близко нам надо торопиться. Подходят к пальме. А вот и последнее задание.

Дидактическая игра «Третий лишний».

  Ребята, посмотрите. Вам предложены 3 картинки. Нужно определить, какая из них лишняя и почему.

  Пустыня – саванна – березовая роща.

  Обезьяна – фенек – верблюд.

  Баобаб – папоротник – лиана.

  Зебра – слон – гепард.

  Попугай – снегирь – страус.

  Дети получаютчасти и собирают пальмы полностью.

По окончании звучит начало песни «Белые ромашки» гр.«Ненси».

Появляется спасенный вождь. Благодарит за спасение.

  Вождь. – Спасибо вам, ребята! Я так рад, что вы добрались до нас, справились со всеми заданиями! Трудно было? Понравилось? Здорово, что вам понравилось. Теперь вы почетные гости нашего племени. А в благодарность и на память вам от нас небольшие подарки.

   Звучит тихо до окончания занятия минусовка песни «Чунга-Чанга».

   Дети прощаются с вождем. Садятся на ковер и «летят» домой.

В. – Ребята, вы бы хотели жить в Африке. В Африке, конечно, красиво, но ведь и у нас в России не хуже. Мне нравится в родной Туме. Я люблю свою малую родину. Но вот мы, кажется, и вернулись домой.

Музыка останавливается. Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы

Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группена тему: «Весна идёт»...

Конспект занятия по ФЦКМ «Знакомство с профессией повара» (подготовительная группа)

Конспект занятия по ФЦКМ «Знакомство с профессией повара»  (подготовительная группа)...

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Конспект занятия по ФЦКМ  в подготовительной к школе группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»...

Конспект занятия по ФЦКМ «Пасха » в подготовительной группе

Конспект занятия  по ФЦКМ «Пасха » в подготовительной группе...

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе "Волшебница Зима"

Расширять представления дошкольников о красоте зимней природы...

Конспект занятия по познавательному развитию №17 в подготовительной группе «Путешествие в Африку»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе  «Путешествие в Африку»...