НОД "Люблю березу русскую"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Данилюк Ольга Николаевна

НОД "Люблю березу русскую", образовательная область "Познание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_berezu_russkuyu.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

НОД "Люблю березу русскую", образовательная область "Познание"

Провела воспитатель старшей группы ДОУ №209

 Данилюк О.Н.


Цель: Развитие познавательного интереса к берёзе, как символу страны.

Задачи: 
1. Развивать любознательность и наблюдательность.
2. Формировать умение строить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы.
 
3. Продолжать изучать сезонные изменения в природе весной.
 
4. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

Предварительная работа: 
• наблюдения за деревьями;
 
• чтение художественной литературы о природе С.Воронин «Моя берёза», стихотворения С.Есенина;
• дидактические игры: «Что, где растёт?», «Что изменилось?», «Чей мир?», «Домино из растений и цветов», «С какого дерева листочек»;

Словарная работа: упражнять в умении образовывать однокоренные слова; активизировать в речи детей прилагательные-эпитеты.

Формы организации совместной деятельности: загадывание загадки, рассматривание и сравнение иллюстраций с изображением берёз в разное время года, чтение стихотворений, проблемные вопросы

Оборудование, материалы: демонстрационный материал: иллюстрации, модели-схемы, диск с записью музыки природы, энциклопедия;

Технические средства: мультимедиа проектор, магнитофон.

Организация образовательной деятельности в режимных моментах: наблюдение на прогулке за берёзой, любование красотой дерева, заучивание стихотворений, чтение рассказов о природе.

Взаимодействие с семьями воспитанников: организация фото выставки "Как хороша берёзка русская в любое время года", сочинение загадок и стихотворений о берёзе, проведение праздника "Троица".

Содержание ННОД

Образовательная

область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Вводная часть

Природный мир

Педагог обращает внимание детей на красивый лист; замечает, что лист непростой – на нем спрятана загадка:
«Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней.
Май серёжки дарит ей (березка)

Дети отгадывают загадку, объясняют, почему это березка

Развивать любознательность и наблюдательность.

привлечение внимания, мотива

Основная часть

познание

- Что такое берёза?
- Это дерево лиственное или хвойное?
- Да, правильно. Это лиственное дерево.
- Я приглашаю вас отправиться в берёзовую рощу.
На экране появляется картина берёзовой рощи с музыкальным сопровождением

- Смотрите, полянка на опушке рощи, присядем и отдохнем
- Ребята, берёза – это живой или не живой объект природы?
- А почему вы так решили? (растут, дышат, питаются, размножаются).
- Да, правильно. Все растения растут, дышат, питаются, размножаются.
- А как вы думаете, какие необходимы условия для роста дерева? (тепло, вода, свет, почва).
- Вспомните, пожалуйста, где можно встретить березки? (на участке детского сада, в лесу, в поле) 
- Что есть у березки? (дети называют части дерева и показывают их на схеме: корень, стебель, ветки, крона, листья).
- Что ещё интересного вы знаете о березе? Хотите узнать? Где можно найти новую информацию?
- Правильно в умных книгах. Педагог зачитывает строки из энциклопедии:
«Природа наделила только берёзу корой белого цвета из всех деревьев. Белая кора помогает дереву не перегреваться в жаркие летние дни и не переохлаждаться в сильные морозы». 
- Красота белоствольной березки отражена в произведениях многих известных людей. Каких авторов вы знаете?
- Правильно, это замечательный писатель Сергей Есенин «Белая берёза», он воспевал о зимней берёзе. (Обращаю внимание на иллюстрацию  берёзы.). 
- Чем отличается берёза в зимнем убранстве от своих подруг в другое время года? Сравнение берёзы в разное время года.
- Лизе очень нравится березка летом, и она приготовила для нас с вами замечательное стихотворение В. Рождественского «Берёза».

«Чуть солнце пригрело откосы
И стало, в лесу потеплей
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое плате одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной».

- Как описал автор березку в стихотворении? (косы развесила, надела белое платье, серёжки)
- С кем автор сравнил берёзу? (с девушкой)
- Такой прием, когда автор сравнивает объект природы с человеком, называется очеловечивание. Повторите, пожалуйста. Педагог предлагает детям поупражняться в очеловечивании некоторых объектов природы.
- А сможете ли вы назвать родственные слова к слову – берёза? 
- Молодцы! Ребята, как вы думаете, почему березу называют символом России? .
- Потому что растет белоствольная красавица только в нашей стране.
- Сегодня я хочу рассказать вам одну историю: Ранней весной, с наступлением тёплых дней, когда берёзка только проснулась после долгого зимнего сна, ребята взяли банки и пошли к дереву, что росло недалеко от дома. Они обломали березке ветки, подвесили на них банки, и отправились домой. 
- Как вы думаете, зачем они это сделали? Что потом случилось с березкой? (рассуждения детей)
- Собирая березовый сок, люди наносят раны берёзе; она плачет и часто погибает. Что же делать? (рассуждения детей).
- Оказывается, можно добывать сок, не причиняя вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку – и к утру в неё наберётся сок. И запомните: срезать ветку можно только с больших берёз, а потом это место залепить землёй.

Звучит аудиозапись «Звуки леса»
- Пора прощаться с берёзовой рощей «До новой встречи!». Пойдём в детский сад, мы ещё вернёмся и поговорим, о том кто живёт и что растёт в берёзовой роще.

Динамическая пауза:
Наступило утро, солнышко проснулось
И берёзки к солнцу потянулись
(руки вверх, на носочках)
Поздоровались друг с дружкой
Наклонившись в стороны
(наклоны в стороны),
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому
(руки вверх, помахать ими).

Динамическая пауза (дети выполняют движения по тексту) 

рассаживаются на ковре 

отвечают на вопросы

рассуждения детей

слушание

Дети отвечают

рассуждения детей

физ.минутка

умение строить причинно-следственные связи

Воспитывать бережное отношение к миру природы

Продолжать изучать сезонные изменения в природе весной. 

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше

стихотворение В. Рождественского «Берёза».

аудиозапись «Звуки леса»

   

Заключительная   часть

рефлексия

Что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Что вам запомнилось? Что удивило?
- О чем вы расскажите сегодня родителям?

отвечают на вопросы

Формировать умение строить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люблю березу русскую"

Были проведены занятия следующего цикла: Занятие по экологии на тему "Чтобы мама не болела", познавательное занятие с элементами изобразительной деятельности "Люблю березку русскую", Занятие по развит...

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: « Береза - русская красавица»

Интегрированное занятие включает в себя :музыку, ИЗО, чтение художественной литературы, познание....

Рекомендации родителям по проекту «Березе русской пою я песню»

В нашей группе реализуется проект «Березе русской  пою я песню». Дети знакомятся с березой: рассматривают ее на участке детского сада, в картинах художников, слушают стихи и песни. В конце месяца...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Занятие "Люблю березу русскую"

При планировании и проведении данного занятия учитывалась индивидуализация воспитательно-образовательной работы с детьми (с учетом ФГОС в ДОУ) :1.Индивидуальная работа с детьми по усвоению программных...

Электронный образовательный маршрут "Береза - русская душа"

Уважаемые родители!!!В наше время, когда ребенок безмерно мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, оче...