Экспериментальная деятельность по изучению свойств воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Беседина Ольга Ивановна

Данная организованная образовательная деятельность помогает детям старшего дошкольного возраста познакомиться со свойствами воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.11_zanyatie_vozdukh.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Семьянский детский сад № 7 «Белоснежка»

Воротынского  района Нижегородской области

Организованная образовательная деятельность

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание» 

 

Тема:  Экспериментальная  деятельность

по ознакомлению со свойствами воздуха»

Выполнила:  

Воспитатель: группа №5,

«Умка» старшего возраста,

 Беседина О.И.

с. Семьяны

2013 г.

Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Задачи:

  1. Расширение и уточнение представлений детей о природе.
  2. Закрепление умения вести наблюдения.
  3. Формирование знаний  о значение воздуха в жизни человека; животных и растений.

Программное содержание: Продолжать дальнейшую конкретизацию и обогащение представлений о природе.

       Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах: имеет объем, принимает форму любого сосуда, воздух находится повсюду, воздух движется, невидимый.

       В процессе усвоения элементарных знаний развивать у детей способность обобщенного восприятия, элементы словарно-логического мышления, связную речь, познавательное отношение к  природе.

       Учить детей вести целенаправленный анализ, видеть при этом существенные признаки и свойства, делать выводы.

       Воспитывать активную деятельность, любовь к природе.

Словарная работа: прозрачный, невидимый, упругий, "порывистый", "резкий", "ураганный", "разрушительный".

Предварительная работа: наблюдения в природе,  на прогулке и во время экскурсий, чтение энциклопедии «Я познаю мир». Беседа «Воздух в моей жизни».  Дидактическая игра «Природа и человек». Рассматривание картин с морским пейзажем. Разучивание песен о природе. Сочинение экологической сказки «Воздух и ветер».

Музыкальный материал. Аудиозапись «Старинной французской песни» П.И.Чайковского. Аудиозапись шума ветра.

Живописный материал. Репродукции картин, изображающих море, суда. ( И. Айвазовский «Радуга», Н.Н.  Дубовской  «Притихло», А. Рылов «В голубом просторе»)

Речевой материал. Отрывки из сказки А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Стихотворение Г. Долженко «Гладь морская". Календарная  закличка -  «Ветер, ветерок». Загадки.

Материалы и оборудование: стеклянная банка, целлофановые пакеты, мелкие игрушки, коктельные трубочки, стаканы с водой, губки,   пустой стакан с прилепленной на дно салфеткой, таз с водой , воздушные шарики по числу детей, полоски бумаги,  парусного судна, вертушка,  волшебная палочка, шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веер,  мыльные пузыри, кусочек сахара. 

Методические приёмы: наблюдения, рассказ воспитателя, практическая работа, показ иллюстраций. проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему ''Как человек использует воздух", заучивание стихов, чтение сказок.

Место проведения. Групповая комната.

Методы и приёмы

Действие  воспитателя

Действия детей

Организационный момент

Элемент новизны

 Пальчиковая гимнастика

«Алые цветки»

Метод вопросов

На столе стоит ваза с красивыми цветами. Воспитательница подходит к цветам.

- Здравствуйте ребята. Посмотрите, какие  красивые цветы распустился в нашей группе. Давайте вместе расскажем ему красивое стихотворение

Наши алые цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Головой качают

Тихо засыпают

- Ребята, мы сейчас послушали красивое стихотворение.  Кто мне ответит на вопрос: о чём это стихотворение?

- Правильно, это стихотворение посвящается цветку и ветру. И сегодня мы с вами постараемся узнать много нового о ветре. А сейчас рассаживаемся по своим местам.  


 

Дети слушают воспитателя, стоят вокруг него.

Ладони соединены лодочкой перед собой.

По очереди, начиная с большого пальца, разводят пальцы в сторону. Запястье остаётся соединённым

Подуть на руки «Цветки»

Подвигать пальцами вперёд-назад.

По очереди сложить пальцы, начиная с мизинца, соединить ладони лодочкой.

Покачать сомкнутыми ладонями вправо влево.

Положить голову на сложенные ладони.

- Это стихотворение об алых цветах, как на него дует ветерок.

 

Дети рассаживаются на свои места.

Мотивирование детской деятельности

 

 

- Ребята, вы хотели бы стать волшебниками?

 Сегодня мы с вами превратимся в настоящих волшебников. Давайте с вами закроем глаза и скажем волшебные слова: «Крабле, крибле, бумс!». Сейчас мы с вами окажемся в волшебной лаборатории.

(Для  каждого ребёнка на стол раскладывается  рабочий материал)

Дети рассаживаются по своим местам.

- Да, нам всем хочется быть волшебниками.

Дети закрывают руками глаза и повторяют слова воспитателя «Крабле, крибле, бумс!»

Метод  новой информация

Элемент

Дыхательной

гимнастики

 

Метод

вопросов

- Ребята, вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить.

 - Давайте все задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. 1, 2, 3, 4, 5.

Вот видите, даже на такое короткое время  тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись и не смогли дальше жить.

Но, к счастью, вокруг нас много воздуха и  он везде. Мы с вами спокойно вдыхаем и выдыхаем воздух.

- А как вы считаете, кому ещё нужен воздух?  

 

-Действительно, воздух на земле нужен всему живому.

- Что вы знаете о воздухе?

- Как мы сможем доказать, что в комнате у нас есть воздух?

 

Дети слушают воспитателя

Дети задерживают дыхание, считает вместе с воспитателем.

- Воздух нужен животным, птицам, растениям.

Он невидим, прозрачный, бесцветный.

Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать.

Практическая работа на обнаружение воздуха в различных предметах, закрепление представлений о свойствах воздуха, сжимаемости воздуха, весе воздуха.

 Опыт № 1 

- Хотя воздух и невидим, но его можно обнаружить.

И нам предстоит стать научными исследователями воздуха.

Воспитатель берёт в руки пустой, стеклянный стакан. Проходит мимо детей и показывает детям.

По ходу своего рассказа воспитатель показывает действия опыта.

- Воздух есть везде. Вот перед вами стакан. Он пустой. На дно стакана я прикреплю кусочек салфетки.  Обратите внимание, я сейчас переверну стакан и попытаюсь опустить его в таз с водой. Что мы видим?

- Что же это означает?  

- Сейчас по очереди можно подойти ко мне, и попробовать сами провести этот опыт.

(По необходимости воспитатель подготавливает ещё стаканы с салфеткой)

-Молодцы, вы прекрасно справились с первым заданием, и мы переходим к следующему опыту.

Дети внимательно рассматривают пустой стакан.

- Вода не попадает в стакан.

- В стакане есть воздух.

Дети по очереди подходят к воспитателю и повторяют опыт.

Опыт № 2  

Практическая работа – проведение опыта

- Ребята, у меня в руках обыкновенный полиэтиленовый пакет, такие же пакетики лежат у вас на столах. Рассмотрите их.

 - Опишите, какой пакет?

- Я сейчас положу в него несколько предметов, и пакет окажется частично заполненным. Теперь я эти предметы убираю – пакет пустой.

- Ребята, возьмем пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия.

- По мере скручивания, что происходит с пакетом?

 - Что же надуло пакет?

- Вывод. Значит воздух упругий.

Дети берут в руки полиэтиленовые пакеты, рассматривают их.

- Пакет прозрачный, плоский.

Дети проделывают действия с пакетов по инструкции воспитателя.

- Пакетик надувается, становиться упругим, плотным, округляется.

- Пакет надувается из-за воздуха.  

Игра в кругу,

Физкультминутка

 

- Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем.

Дует, дует ветер

Дует, задувает.

Нежные  листочки

С дерева срывает.

И летят листочки

Над лесной дорожкой.

Падают листочки.

Прямо нам под ножки.

Дети сидят на корточках в кругу.

 Дуют, вытягивая губы «трубочкой».

Встают. Поднимают руки вверх.

Выполняют с поднятыми руками наклоны влево-вправо.

Бегут по кругу.

Останавливаются.

Садятся на корточки.

Опытно - экспериментальная деятельность.

Опыт № 3

 

 - Ребята, а вы знаете, что воздух находится не только вокруг нас? Он ещё есть в земле, в воде. Даже в некоторых продуктах.  Например,  в сахаре или в соли.  

(на дополнительном столе прозрачное блюдо  с водой, кусочек сахара и пачка соли)

 - Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду.

 

- Что вы заметили?  

- Что это значит?

- Теперь возьмём щепотку соли и тоже опустим в воду.

Что мы наблюдаем?

 

Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре, в соли.

Дети встают в круг вместе с воспитателем.

Все подходят к рабочему столу, рассматривают предметы на столе. Могут попробовать соль или сахар на вкус.

Все дети берут по кусочку сахара и опускают в чашу с водой и внимательно рассматривают, что с ним происходит.

- Из кусочка сахара кверху побежали пузырьки

 - В сахаре есть воздух.

Аналогичный опыт проводится с солью.   

 - К поверхности воды от сахара пошли пузырьки.

- В соли есть воздух

Опыт № 4

 

Элемент новизны информации.

  - Мы возвращаемся в свою лабораторию и продолжим наши исследования.

-  Возьмите полоску бумаги и подуйте на неё.

-  Что происходит с бумагой.  

Действительно, полоска бумаги колышется, двигается. Чем сильнее мы дуем, тем сильнее колышется наш лист бумаги. Воздух заставляет двигаться и другие предметы. Подумайте, что двигается при помощи воздуха.  Люди издавна научились применять это свойство воздуха – его движение.

Кто вспомнит, как называется двигающийся воздух?  

Какой бывает ветер?

Посмотрим на картинки на доске. Здесь нарисовано, что происходи с различными предметами и растениями, когда дует ветер.

На первой картинке нарисован сильный ветер, деревья согнуты, люди ходят сильно согнувшись.

На второй картине река, дети купаются. Ветра нет.

На третьей картине изображён Ураган, разрушаются дома, вырывает деревни с корнем.

 

                                               

Вывод: при сильном ветре  людям опасно находиться на улице. Этот ветер называется УРАГАН.

 Дети рассаживаются по своим местам

Дети берут лист бумаги и дуют на него с разной силой

- Бумага двигается.

Дети с разной силой дуют на полоску бумаги

- Когда двигается воздух – образуется ветер..

- Ветер бывает спокойным, тихим, сильным, порывистым, резким, разрушительным.

- Когда дует сильный ветер, деревья наклоняются и с трудом ходят.

- Здесь нарисовано, что ветра нет. Можно купаться и загорать на речке.

- Когда дует очень сильный ветер, разрушаются дома и различные здания. Деревья падают.

Дети вместе с воспитателем повторяют

-Очень сильный ветер называется УРАГАН.

Сюрпризный момент

Метод вопросов и ответов.

 

 - В нашей волшебной лаборатории нас ждут небольшие сувениры.

(Достает не надутый воздушный шар)

- Дети, что это такое?  

 - Какой шарик?

 - Шарик просит меня, чтобы я его надула.

(воспитатель надувает шар).

 - Как вы считаете, чем наполнился наш  шарик?  

-  Каким стал шар?  

 - Ребята, как вы считаете, тяжелее стал шарик или легче?

-  Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха?

(воспитатель отпускает шар, не завязав его.  Шарик хаотично летит, при этом издаётся звук  выходящего воздуха).

- Воздух с силой вырвался из нашего шарика, поскольку он был сжатым.  

- Где еще находится сжатый воздух?

- Ребята, вспомните, какой воздух в шариках?  

- Это воздушный шарик

- Шарик красный, резиновый, тянется, худенький.

Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя.

 - Шарик наполнился воздухом.

 - Шарик стал круглым, большим, прозрачным.

-  Он стал тяжелее.

-  Он лопнет.

- Воздух есть в резиновом мяче, в шинах велосипеда или машины.

- В шарике воздух сжатый.

Итог  занятия

 

 - Подошла пора возвращаться к себе в группу. На память о нашей работе для каждого из вас приготовлен воздушный шарик. Вы с ним подружитесь и поиграете.

 - Возьмите свои шарики в руки, Присядем все в кружочек, закроем глаза и скажем «Крибля, крабли, бум». И мы вновь в группе.

- Понравилось вам проводить опыты?

- Что нового вы сегодня узнали?

 

Воспитатель с младшим воспитателем раздают детям заранее надутые воздушные шары.

Дети с шарами садятся в кружочек, закрывают глаза и говорят вместе с воспитателем «Крибля, крабля, бум»

- Нам очень понравилось проводить опыты.

- Воздух  находится вокруг нас.

Он бесцветен, прозрачен, не имеет вкуса и запаха. Воздух не имеет веса.

Игра с шарами "Летающие бабочки"

 

- Спасибо ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.

А сейчас мы вместе поиграем.  Наши  шарики будут бабочками. Бабочки любят летать. Посмотрим, чья бабочка летит выше и не падает.

Дети подбрасывают шары вверх и ловят.

Игра продолжается, шарики остаются у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"

В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....

Экспериментальная деятельность по изучению свойств воздуха

Данная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста показывает какие опыты можно провести с детьми для изучения свойств воздуха...

экспериментальная деятельность по изучению свойства воды

Можно ли составить радугу из водыв жидком состоянии?...

Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»

Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...

Познавательно-исследовательский проект: Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во вт...