История создания песни "Катюша"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Беседина Ольга Ивановна

В данной презентации данна краткая история создания песни "Катюша"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_pesni_katyusha.pptx1.27 МБ
Файл konspekt_katyusha_-_pesnya_voennyh_let.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ Семьянский детский сад № 7 «Белоснежка» История КАТЮШИ Подготовила: Беседина Ольга Ивановна Должность: воспитатель 2014 – 2015 уч.год

Слайд 2

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег, на крутой Выходила, песню заводила Про степного сизого орла. Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет. Пусть он вспомнит девушку простую. Пусть услышит, как она поет. Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет

Слайд 3

В 1938 году в Москве был создан Государственный джаз-оркестр Союза ССР под управлением М. Блантера и В. Кнушевицкого В феврале 1939 года состоялась премьера подготовленной им программы. Среди новых песен, впервые исполненных в этой программе, была «Катюша». Спела ее в сопровождении оркестра солистка Валентина Батищева . Вскоре песню стали петь и другие певцы и певицы — Георгий Виноградов , Лидия Русланова , Вера Красовицкая

Слайд 4

Вначале были написаны стихи — всего ВОСЕМЬ строк. Написал их М. В. Исаковский «…..Стихи, ставшие впоследствии песней под названием "Катюша", я начал писать в начале 1938 года. У меня, можно сказать, сразу, без особых усилий написались первые восемь строк, то есть первая половина "Катюши". Но потом работа застопорилась. Я не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти "на высокий берег, на крутой" и запеть песню. Поэтому стихи пришлось пока отложить, хотя начало их мне определенно нравилось…..».

Слайд 5

Композитор, автор музыки М. И. Блантер «….Это было удивительно. Я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Теперь я буквально не находил себе места… «Катюша» без остатка заняла мое воображение. Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация…..».

Слайд 6

Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет. Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни.

Слайд 7

В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем. что ее любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом как глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею.

Слайд 8

Катюша – это имя девушки войны 10 января 1943 года в газете 44-й армии "На штурм" были опубликованы стихи о Кате Пастушенко: "Мы любим петь о девушке Катюше, что выходила на берег крутой... О Кате песню новую послушай, о девушке суровой и простой. Когда враги вдруг налетели стаей и замолчал внезапно пулемет, Катюша наша, девушка простая, одна рванулась заменить расчет..."

Слайд 9

Песню посвящали многим девушкам Бывший военный летчик краевед Николай Семенович Сахно из Краснодарского края, у Кати Ивановой был вполне реальный прототип – редкой отваги, гордая и в то же время скромная, очень красивая девушка из кубанской станицы Медведовской. На фронт Катя, вчерашняя школьница, пошла добровольно и сразу же попала под Сталинград. Была санитаркой, пулеметчицей, в составе роты связи авиаполка прошла путь от Волги до Балкан. Имеет боевые награды, благодарности командования. У Екатерины Андреевны с военной поры хранится пожелтевший листок с рукописным текстом песни о Кате Ивановой. На листочке приписка офицера-танкиста, что эти стихи о ней.

Слайд 11

Русские солдаты ценили песню, посвящали её своим любимым, которые ждали их дома Любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!.. Дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".

Слайд 13

Памятником "Катюше" – оружию и песне – возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево монумент прославленного орудия. Кстати, такой же памятник "Катюше" стоит и у проходной Уральского компрессорного завода, выпускавшего в годы войны прославленные минометы.

Слайд 14

Памятник «Катюше» установлен во Владивостоке

Слайд 15

Интересные сведения о "Катюше" * Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ. * В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша». * Есть мнения, что музыка песни написана не Блантером , так как похожая мелодия звучит у Стравинского в опере «Мавра» 1922, позже адаптированной в «Русский Шансон» 1937. * На премьере 27 ноября песня была спета «на бис» три раза подряд. * В Италии эта песня называется « Катарина », в Израиле — «Катюшка». * Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко: Отцветали яблони и груши, Уплыли туманы над рекой. Уходила с берега Катюша, Уносила песенку домой.

Слайд 16

В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет: Пусть фриц помнит русскую «катюшу», Пусть услышит, как она поет: Из врагов вытряхивает души, А своим отвагу придает!

Слайд 17

«КАТЮША» - песня для других стран Советские воины, сражавшиеся в партизанских отрядах Италии, в дни победы, когда их пожелал видеть папа римский, вошли в Ватикан с пением "Катюши". Дошла "Катюша" и до Соединенных Штатов Америки. В последние годы "Катюша" стала очень популярной в Японии. В Токио и сейчас есть кафе под названием "Катюша", в котором эта песня исполняется по крайней мере один раз в течение вечера.

Слайд 18

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Семьянский детский сад № 7 «Белоснежка»

Воротынского  района Нижегородской области

Организованная образовательная деятельность

 

Образовательная область: -  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»;

                                                 - «Художественно-эстетическое развитие».

 

Тема интегрированной ООД:

   «Катюша – песня военных  лет»

                                                                                                                     Подготовила:  

                                                                                                                                  воспитатель семейной

                                                                                                                         разновозрастной

                                                                                                                                      группы №5 «Умка»  

                                                                                                                     Беседина О.И.

с. Семьяны

2015 г.

Задачи:

  1. Формировать патриотические чувства, вызывать чувство гордости за свой народ, продолжать формировать любовь к Родине;  
  2. Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей;
  3. Познакомить с историей  создания песни «Катюша», расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной войне, отработать умения  выполнять сюжетные рисунки по содержанию песни.

 Словарная работа: Великая, отечественная, русский, защитник,  героический, всенародный, мужественный, отважный.

Предварительная работа:

- Беседы и рассказы об истории Великой Отечественной войны;

- чтение книг на военно-патриотическую тему; 

- рассматривание книг о войне, иллюстраций, фотографий; 

- оформление выставки книг, посвященной Великой Отечественной Войне;

- экскурсии к  аллее память;

- ознакомительная экскурсия в музей Боевой славы,

- работа с загадками и поговорками посвященное защитникам отечества;

- изготовление цветов – памяти своими руками;

- оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто».

 Материал: репродукции картин о ВОВ,  фотографии с изображением боевой машины «Катюша»,  цветок - памяти Гвоздика, мячик,

Принадлежности для выполнения рисунка.

Целевые ориентиры:

  1. Инициативность и самостоятельность детей;
  2.  Проявление творческих способностей;
  3. Проявление любознательности;
  4. Способность выбрать необходимый сюжет для изображения на бумаге;
  5. Установка положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;
  6. Активное взаимодействие со сверстниками и с педагогом;
  7. Достаточно хорошо владеет устной речью;
  8. Построения речевого высказывания по предложенной тематике;
  9. Способность ребёнка к волевым усилиям;
  10. Обладает начальными знаниями о социальном мире.

Методы и приёмы

Действие  воспитателя

Действия детей

Ответы детей

Высок.ур

Средн.ур

Организационный момент.

Вступительная беседа

 

Игровой приём

Физкультминутка

 

В руках у воспитательницы мячик.

- Ребята, мы с вами живём в мирное время. Наша Россия очень богатая страна. У нас много лесов, рек, озёр, много различных полезных ископаемых. И нам нужно защищать свою Родину. Это долг каждого россиянина.

Ребята, вы знаете, как зовут тех людей, кто защищает свою Родину?

- Сейчас мой мячик покатиться по кругу, и в чьих руках он остановиться, ответит, какими чертами характера должен обладать защитник своей Родины?

Воспитательница пускает по кругу мячик.

- Действительно, вы правильно назвали все качества защитника. Такие черты характера были у тех солдат, которые защищали нашу страну в годы Великой Отечественной войны. Все солдаты имеют военную выправку. Сейчас мы встанем в ряд и покажем, сможем мы быть солдатами или нет.

- Группа «Умка», равняясь, смирно. По порядку номеров рассчитайсь…. Направо….. Налево….

Кругом…. Направо… Кругом…. Вольно.

Дети вместе с воспитательницей сидят на коврике в центре игровой комнаты.

Людей, кто защищает свою страну называют солдатами.

Родину защищают пограничники, матросы, лётчики.

Защищают солдаты.

Защитник Родины должен быть сильным, смелым, храбрым, справедливым, отважным, решительным, надёжным, честным, бесстрашным.

Он хороший.

Дети выстраиваются в «линейку», по росту.

Дети выполняют команды воспитателя. После команды «вольно», дети произвольно остаются в ряду.

 

*

*

*

*

 

*

 

 

*

*

*

 

*

Повышение

познавательной

активности

Метод вопросов

 Воспитательница берёт со стола цветок с большими лепестками. На обратной стороне лепестков записаны загадки про военных.

- У меня в руках красивый цветок памяти – красная гвоздика. В каждом лепестке записана тайна наших солдат. Сейчас каждый по очереди выдернет лепесток, и я зачитаю для вас загадки:

 

Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою ...(страну)

 

Брат сказал: "Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником -

Станешь ...(пограничником)

 

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном ...(корабле)

 

Самолет парит, как птица,

Там - воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат - военный ...(летчик)

 

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется ...(танкистом)

 

Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и  летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат, ...(пехота)

 

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было ...(войны)

 

В эту пятницу опять
С папой в тир идём стрелять,
Чтоб до Армии я смог
Стать, как «Ворошиловский …»! (Стрелок

 

Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Военный летчик)

 

Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком»

— Всем «прикурить» даёт кругом.(Танк)

  Дети окружают воспитательницу, она их обходит и помогает каждому выдернуть лепесток.

Дети отвечают на свои загадки, при необходимости помогают тем, кто затрудняется ответить.

 *

*

*

*

*

*

*

*




*

*

*

*

 *

*

*

*




*

*

*

*

*

 

Повышение

познавательной активности

Мотивирование детской деятельности

Беседа, ориентированная на личный опыт ребёнка.

Элемент творчества

 - Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Присаживаемся на свои места. Впереди нас ждёт много интересного.

- Во время войны, для солдат на фронте звучали красивые песни. Мы с вами уже прослушали несколько песен. Ребята, вспомните, какие песни, посвящённые Великой Отечественной войны,  мы с вами прослушали?

- О чём на фронте пели наши солдаты?

- Мы сегодня поговорим о песне «Катюша». Давайте её вместе прослушаем. Кто знает эту песню, может подпевать.

Воспитательница включает запись песни «Катюша».

 Дети рассаживаются по своим местам.

- Мы слушали: «День Победы», «Землянку», «Тёмную ночь», «Три танкиста», «Журавли».

Мы слышали много песен.

- Солдаты пели о любви, о дружбе, о верности, о своей Родине, о Победе, о своём Доме.

 

Дети слушают песню. Те дети, которые знают песню – подпевают.

 *

 

*

*

*

 *

*

*

Метод обучения

Познавательный рассказ

 - Начало песни было написано еще до войны знаменитым писателем М.В. Исаковским. Когда началась война М.В. Исаковский встретился с композитором М.И. Блантер и была создана прекрасная песня. За время войны слова песни менялись несколько раз. Но звучала она всегда от чистого сердца. Песню пели не только на фронте солдаты, но и в тылу.

- Сейчас мы просмотрим с вами презентацию об этой песне.

 Дети слушают

*

 

*

 

 

Познавательный рассказ

Метод новизны

Метод эмоциональной насыщенности предлагаемой детям информации

Метод обучения

Метод новизны предлагаемой детям информации.

  Воспитательница показывает презентацию с использованием ИКТ

Слайд 1.

Война продолжалась четыре года. С 1941 года по 1945 год.

Слайд 2.

Фотография М.В. Исаковского. Его воспоминания о создании песни.

Воспитательница зачитывает воспоминания.

Слайд 3.

Фотография М.И. Блантера. Его воспоминания о создании песни.

- Во время войны, эту песню посвящали девушкам с именем Катюша, Катерина, Катя.

Это девушка на фронте могла быть медицинской сестрой, пулеметчицей, лётчик или партизанкой.

Слайд 4 - 5

Фотографии  девушек на фронте.

Слайд. 6

Фотография Кати Пастушенко. По мнению многих историков, эта песня посвящалась ей.

Слайд 7.

В городе Владивосток установлен памятник девушке Катюше – девушке , которой посвящалась эта замечательная песня.

Слайд 8.

Фотография катюши – военной реактивной минометной технике военных лет.

- После начала войны в наших войсках на защиту родины в бой вступала новая техника. И одной из знаменитой из них стала БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ. «Катюша» - её неофициальное название,  в честь знаменитой песни.

(71 год назад 14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут прогремел первый залп по врагу невиданного нового вида оружия - реактивной артиллерии. Семь советских установок залпового огня  одновременно ударили по железнодорожной станции города Орша, забитой немецкими составами с тяжелой военной техникой, боеприпасами и горючим. Эффект одновременного (7-8 сек.) удара 112 ракет калибра 132 мм был потрясающим, сначала содрогнулась земля и загрохотало, а потом все запылало. Так в Великую Отечественную войну вступила Первая отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова)

Слайд  9.

Памятник знаменитой «Катюши»


- В некоторых городах России установлены памятники знаменитой боевой машины.
 

Дети слушают и смотрят презентацию.

Часто дети задают вопросы по содержанию презентации. На каждый вопрос воспитатель даёт ответ.

Дети слушают. При желании ребёнок может подойти поближе рассмотреть боевую машину

 

 

*

*

 

Закрепление нового материала

Метод вопросов

Метод повторения

Воспитательница заканчивает показ презентации и на стену вывешивает несколько фотографий военных лет, в том числе фотографии с «Катюшей».

- Ребята, назовите,  что в военное время называли «Катюшей»?

Когда была написана песня «Катюша»?

- Сейчас последним этапом нашей работы будет зарисовка запомнившегося сюжета по моему рассказу о этой знаменитой песни.

Вам предоставляется различный рабочий материал: карандаши, фломастеры, краский, альбомные листы.

- Пока вы рисуете, я вам включу песню «Катюша» на различных языках, которые звучат в разных странах.

- «Катюшей» называют песню военных лет. Называют боевую машину.

- Начало песни было написано перед войной, вторая часть была написана в начале войны.

- Песню написали на войне.

*

*

*

*

*

*

РЕЛАКСАЦИЯ

У воспитательницы в руках мячик.

- Ребята, мы закончили нашу работу, встаём в круг. Мой волшебный мячик пробежится по кругу.  У кого в руках он окажется тот расскажет, что вам больше всего сегодня понравилось.

Дети встают в круг рядом с воспитательницей.

- Мне очень понравилась история песни «Катюша».

- Понравилось, как появились боевые машины.

- Мне понравились песни на иностранном языке.

- Мне понравилось рисовать яблони и груши, рисовать машину

- Мне нравиться Катюша

*

*

*

*

*

*

*

*

Источник по истории  первых боевых действий боевой машины «Катюша»: http://pravoslavnayadrujba.ru/viewtopic.php?id=718

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания украинской куклы

О создании кукол в украине, история....

"История создания военных песен" - музыкальная гостиная

Коротко описаны интересные моменты создания песен о войне. Информацию можно использовать в работе с педагогами и родителями....

«История создания города Омска »Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим

Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим«История создания города Омска » Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять  представления детей об истории города.З...

История создания музеев

Консультация поможет воспитателям рассказать детям об  истории создания музеев....

Открытое занятие в подготовительной группе.Тема: История создания книги. МБДОУ"Детский сад"№324 г. Казань.

Подготовила Гульцева Ольга Михайловна,воспитатель МБДОУ"Детский сад №324 присмотра и оздоровления" г.Казани.   Открытое занятие в подготовительной группе         ...

Конспект занятия с использованием презентации в старшей группе «История создания Медного всадника».

Задачи Закрепить у детей знания о некоторых памятниках города.Познакомить детей с историей создания Медного всадника.Воспитывать любовь к своему городу и гордиться им.Ход занятия: Дети сидят полукруго...

Конспект занятия с использованием презентации в старшей группе «История создания Медного всадника».

Задачи Закрепить у детей знания о некоторых памятниках города.Познакомить детей с историей создания Медного всадника.Воспитывать любовь к своему городу и гордиться им.Ход занятия: Дети сидят полукруго...