"Хлеб-всему голова!
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Таганцева Ольга  Андреевна

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

Цель: расширять и уточнять знание детей о хлебе; сформировать представление о том, как хлеб попадает на стол.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khleb_vsemu_golova.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

 дошкольное образовательное учреждение

детский сад №79  комбинированного вида

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности

в старшей группе на тему

« Хлеб – всему голова!»

            Подготовила и провела:

                                                                                  Воспитатель Таганцева О.А..

Санкт-Петербург

2014г

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

Цель: расширять и уточнять знание детей о хлебе; сформировать представление о том, как хлеб попадает на стол.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Познавательное развитие: расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Речевое развитие: активизировать речь детей словами и словосочетаниями: элеватор, пекарь, хлебопекарня, вискоза, боронует землю, муковоз.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы; оформление выставки детских работ (рисунки) “Какой он хлеб?” ; разучивание стихотворений о хлебе, народной игры “Каравай”, потешек.

Демонстрационный материал: гербарий злаков, плакаты с пословицами и поговорками о хлебе, “элеваторы”, две большие машины, руль, мешочки с зерном, свежий каравай, рушник, костюмы персонажам.

Ход совместной деятельности:

Дети под музыку “Зернышко – солнышко” проходят и садятся на заранее подготовленные места. (стулья стоят полукгругом)


Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку, которую я вам хочу загадать, и правильно скажите, о чем сегодня мы с вами будем говорить на занятии.

Отгадать легко и быстро; мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. 
(Хлеб.)

Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе и о том, как хлеб приходит к нам на стол.

Вот послушайте сказку: 

Давным-давно это было, тогда люди жили племенами в пещерах и питались животными. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились люди в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком, он упал, потеряв от изнуряющего голода сознание. Когда очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Человек решил попробовать один из них. И вдруг приятный запах, и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и стал, есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он выздоровел и окреп, и сразу же ему захотелось рассказать об этом. Человек собрал зерна и пошел искать соплеменников. Увидев его живым и невредимым, они удивились, а человек рассказал им о чудо-колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зерна размельчать, потом размолачивать, подсушивать на камнях и питаться этим.

Воспитатель: Наша страна огромна. Нам нужно очень много хлеба, чтобы прокормить всех людей. Сейчас мы с вами отправимся в игру-путешествие по картинкам и узнаем, кто же выращивает хлеб для всех и как он приходит к нам на стол.

И вот под снегом талым распахнуты поля.

Платком пуховым стала широкая земля. 

Выходят дети – 2 группы по 5 человек, строят 2 трактора, один ребенок изображает тракториста с рулем, 4 человека трактор. Все идут, притопывая под потешку:

Тара – тара – тара – ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Малых детушек кормить.

Воспитатель: Весенний день – год кормит. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен. Они работают день и ночь, сменяя друг друга.

Воспитатель: А вот и вспаханное поле. Сеялки вышли в поле и сеют зерно.  (Читает ребенок.)

Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.

Воспитатель: По вспаханному полю идет борона. Она боронует землю, чтоб она была рыхлой, и посевы легко смогли бы пробиться сквозь землю. (Ребенок берет колосок и читает стихотворение.) 

Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается в поле колосок.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко, ветер и вода.

Воспитатель: Дети, Обратите внимание на колосок – у него прямостоячий стебель, листья широкие линейчатые, каждое зернышко спрятано в чешуйку с усиками, имеет зеленовато – желтую окраску. А сейчас мы услышим стихотворение о колоске. (Читает ребенок.)

Ржаной росток зеленый 
Оглядывает поле, 
Смешной и удивленный 
Как первоклашка в школе.
Расти, колосок, расти, колосок 
Расти, колосок, до солнышка.

Воспитатель:

Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и стал золотою стеною.
И слышит страна: “За уборку пора”.

Воспитатель: Ребята, расскажите нам, пожалуйста, что происходит дальше с хлебными зернышками?!

1-й ребенок.

Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка, 
И комбайн берется смело 
Все собрать до колоска.

2-й ребенок.

Время он беречь умеет,
Хлеб пожнет и в тот же миг
Обмолотит, и провеет, 
И нагрузит грузовик.

3-й ребенок.

Повернется руль проворный 
Под уверенной рукой, 
И опять польются зерна 
Золотой живой рекой.

4-й ребенок.

Не ищите в этом тайны,
Не причем тут волшебство,
Просто взял штурвал комбайна
Мастер дела своего.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а вот это элеватор, а зачем зерна везут на элеватор, нам расскажут. (Дети читают стихи.)

1-й ребенок.

Хлеб созрел, но нам на стол
Прямо с поля не сошел. 
С поля даже в магазины 
Хлебу ехать рановато. 
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.

2-й ребенок.

В элеваторе для нас 
Хлеб хранится про запас. 
Здесь ему тепло, удобно. 
Сможет он, как будто дома, 
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в игру “Кто быстрее привезет хлеб на элеватор?” по 10 мешочков с зерном лежат у команды девочек и команды мальчиков . По очереди каждый загружает один мешок в машину и везет его на элеватор. А теперь давай те же посмотрим, чей элеватор быстрее наполнится зерном. Перед игрой дети говорят: Побыстрей собирай, Да зерно не рассыпай! 


Воспитатель: На элеваторе много хлеба. Со всех полей сюда привозят зерно на хранение.

Вот зерно полежало на элеваторе и опять отправилось в путь. А куда же дальше отправляется зерно, нам расскажет (дети читают стихи).

1-й ребенок.

Едет хлеб на мельницу,
Мельницу-чудесницу.
Здесь пышней, чем облака, 
И в любом количестве
По воле электричества 
Получается мука.

2-й ребенок. 

И, наполнив этим грузом 
Необычный круглый кузов,
Богатырь-муковоз
На завод муку повез.

Воспитатель: А вот здесь ребята пекут хлеб – это пекарня.  А кто из вас знает, какие продукты используют для того, что бы испечь хлеб? Давайте назовем их. 

Дети называют продукты.

Под музыку появляются колхозница с караваем хлеба на рушнике, здоровается и говорит:

Колхозница.

Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом,
На каждый стол,
Он пожаловал, пришел.

В нем – здоровье наше, сила, 
В нем – чудесное тепло, 
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло. 
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Воспитатель: Давай те, ребята встанем и испечем вкусный каравай. Все дети становятся вокруг колхозниц, и проводится игра “Каравай”. Поют.


Испекли мы каравай 
Вот такой вышины, 
Вот такой ширины. 
Видно солнце с небосвода,
Дети водят хороводы.
В хоровод и ты вставай.
Испекли мы каравай 
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай, 
Веселее подпевай.

Воспитатель:

Слава хлебу на столе!
Слава миру на земле!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

А сейчас сходите, помойте руки, и я приглашаю Вас на чаепитие с караваем, который мы испекли.

Список литературы.

  1. В гости праздник к нам пришел (сценарии праздников в детском саду) Сост. Т. А. Ежикова, Т. Я. Кляйн. – Волгоград: Учитель, 2003. – 59 с.
  2. Шеваров Д. Краюха хлеба // Российская газета. – №115 (4678). – 2008. – 29 мая.
  3. Нарочницкая Н. А. За что и с кем мы воевали. – 2-е изд. – М.:Минувшее. – 2007. –.79 с.
  4. Амусина Л. Хлеб всему голова. Воспитание школьников. № 9 2004 г.
  5. Пицков Ю. Как хлеб на стол приходит. Москва, Просвещение, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....