Почему все звучит?
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Почему всё звучит?
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
Материал: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
Ход опыта.
Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать.
- Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, она не издаёт звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дёргают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется.)
- Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается.)
- Дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить её звучать (подёргать, сделать так, струна дрожала), а потом замолчать. (Не дать ей колебаться, зажать рукой или каким – нибудь предметом).
- Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, держа её пальцами легко, не сжимая.
Выясняют, что почувствовали.
(Звук заставил держать бумагу, пальцы почувствовали дрожание)
- Вывод, что звучит только то, что дрожит (колеблется).
- Дети разбиваются на пары. Один ребёнок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй – касаясь пальцами, проверяет, есть ли дрожание; объясняет, что надо сделать для того, чтобы звук смолк.
(Прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета).
Откуда берётся голос?
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материал: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строение органов речи.
Ход опыта.
- Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие – нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом.)
- Откуда выходили громкие звуки? (Из горла). Ребята подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в горле что – то дрожало; когда говорили шепотом – дрожания не было.
- Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи ( голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали).
- Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: из неё извлекается тихий звук, если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громче. (Дёрнуть посильнее – звук усилится)
- Вывод: При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если дёрнуть сильно за нить, она порвётся).
- Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек бережёт голосовые связки.
Где живёт эхо?
Цель: Подвести к понятию возникновения эха.
Материал: Пустой аквариум или большая стеклянная банка, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.
Ход опыта.
- Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка слышаться ещё раз, как будто кто – то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо. ( В лесу, в арке дома, в пустой комнате).
- Каждый ребёнок выбирает емкость и материал для её заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются).
- Затем заполняют ёмкости тканью, веточками, сухими листочками и т. п., снова произносят звуки. Повторяются ли они в этом случае? (Нет, эхо исчезло).
- Игра с мячом: Дети отбивают мяч от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твёрдые предметы; не возвращается, остаётся на месте, если ударяется о мягкие предметы.)
- То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.
- Выясняем, почему в пустой комнате эхо живёт, а в заполненной мягкой мебелью – нет. (Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам)
Коробочка с секретом.
Цель: Выявить причину ослабления звука.
Материал: Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри она полностью обложена поролоном.
Ход опыта.
- Педагог предлагает отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий – металл; звук шуршащий – крупа)
- Педагог, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами.
- Ребята пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла).
- По пометке на донышке находят коробочку «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез ( он как бы «застрял» в поролоне).
- Дети изготавливают коробочки с «секретом», обёртывая их сверху её поролоном. Проверяют, как они звучат и сохранила ли коробочка свой «секрет»,
(звук стал глуше, тише, неопределённее).
- Педагог предлагает подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных. (Накрыть будильник чем – нибудь мягким – подушкой, одеялом и т. п.)
Почему не слышно?
Цель: Выявить причины ослабления звука.
Материал: Большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.
Ход опыта.
- Педагог предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки.
- В большой емкости у одного края помещаются лёгкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края ребята бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами. (По воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны.) Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращаем внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться (чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише).
- Дети закрепляют в емкости преграды – «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости гонят рукой волны, наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой. (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают.) То же самое происходит со звуками в городе, помещении.
Спичечный телефон.
Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.
Материал: Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками.
Ход опыта.
- Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протягивают нить, закрепив её обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет».Для этого один ребёнок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает.
- Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму.
- По воздуху вокруг звук передаётся хуже, поэтому «секрет» не слышен другим.
- Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребёнок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку. (Палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания)
- Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам.
- Ребята зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает (звук передаётся при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передаётся)
Почему мышонок не услышал щуку?
Цель: Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.
Материал: очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.
Ход опыта.
- Дети вспоминают дин из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: « Стала петь мышонку щука, не услышал он не звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поёт».
- А какая часть уха помогает услышать звук?(Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха)
- Дети рассказывают, что у разных животных организмов барабанная перепонка устроена неодинаково.
Педагог предлагает представить, что барабанная перепонка может быть разной по толщине, как бумага
- Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее.
- Вывод: Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания.
- Педагог рассказывает об очень низких и очень высоких звуках, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их воспринимают (например, кошка слышит мышь, узнаёт шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека и т. д.).
Как видят летучие мыши?
Цель: Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.
Материал: Изображения летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, ёмкость с водой.
Ход опыта.
- Дети рассматривают изображения летучих мышей рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни.
- С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут ёмкость с водой, у одного края ёмкости гонят волны; наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении ( как звуки).
- Затем берут мячи, отбивают с дальнего и с близкого расстояния.
- Педагог обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твёрдых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них.
- Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогаю им измерять расстояния.
- Педагог предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит….(предмет близко); если звук возвращается нескоро, значит…..(предмет далеко).
- Воспитатель рассказывает, что, используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрёл особый прибор – эхолот, который необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук ко дну и принимать его обратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».
ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...
Кусающиеся дети: почему они делают это и как с этим бороться.
Понимание, почему маленькие дети кусаются, может помочь вам сдерживать это агрессивное поведение и научить ребенка положительным способам выражать свои чувства....
Информационный материал для родителей "Почему заговорить бывает трудно"
Материал для оформления информационных стендов для родителей детей младшего дошкольного возраста....
Почему в космос летают на ракете?
Расширить представление детей о ракете...
"Почему заяц шубу поменял?"
знакомство детей с образом жизни зайца поздней осенью и зимой; формирование представлений о том, что живые существа приспосабливаются к сезонным изменениям в природе....
Консультация «Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний» воспитание детей, почему ребенок ведет себя плохо
Консультация для родителей...
«Мама, а почему слон больше верблюда?» «Почему одуванчик желтый?» «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»
laquo;Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»...