Почему все звучит?
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Почему всё звучит?
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
Материал: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
Ход опыта.
Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать.
- Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, она не издаёт звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дёргают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется.)
- Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается.)
- Дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить её звучать (подёргать, сделать так, струна дрожала), а потом замолчать. (Не дать ей колебаться, зажать рукой или каким – нибудь предметом).
- Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, держа её пальцами легко, не сжимая.
Выясняют, что почувствовали.
(Звук заставил держать бумагу, пальцы почувствовали дрожание)
- Вывод, что звучит только то, что дрожит (колеблется).
- Дети разбиваются на пары. Один ребёнок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй – касаясь пальцами, проверяет, есть ли дрожание; объясняет, что надо сделать для того, чтобы звук смолк.
(Прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета).
Откуда берётся голос?
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материал: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строение органов речи.
Ход опыта.
- Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие – нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом.)
- Откуда выходили громкие звуки? (Из горла). Ребята подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в горле что – то дрожало; когда говорили шепотом – дрожания не было.
- Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи ( голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали).
- Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: из неё извлекается тихий звук, если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громче. (Дёрнуть посильнее – звук усилится)
- Вывод: При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если дёрнуть сильно за нить, она порвётся).
- Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек бережёт голосовые связки.
Где живёт эхо?
Цель: Подвести к понятию возникновения эха.
Материал: Пустой аквариум или большая стеклянная банка, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.
Ход опыта.
- Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка слышаться ещё раз, как будто кто – то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо. ( В лесу, в арке дома, в пустой комнате).
- Каждый ребёнок выбирает емкость и материал для её заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются).
- Затем заполняют ёмкости тканью, веточками, сухими листочками и т. п., снова произносят звуки. Повторяются ли они в этом случае? (Нет, эхо исчезло).
- Игра с мячом: Дети отбивают мяч от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твёрдые предметы; не возвращается, остаётся на месте, если ударяется о мягкие предметы.)
- То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.
- Выясняем, почему в пустой комнате эхо живёт, а в заполненной мягкой мебелью – нет. (Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам)
Коробочка с секретом.
Цель: Выявить причину ослабления звука.
Материал: Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри она полностью обложена поролоном.
Ход опыта.
- Педагог предлагает отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий – металл; звук шуршащий – крупа)
- Педагог, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами.
- Ребята пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла).
- По пометке на донышке находят коробочку «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез ( он как бы «застрял» в поролоне).
- Дети изготавливают коробочки с «секретом», обёртывая их сверху её поролоном. Проверяют, как они звучат и сохранила ли коробочка свой «секрет»,
(звук стал глуше, тише, неопределённее).
- Педагог предлагает подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных. (Накрыть будильник чем – нибудь мягким – подушкой, одеялом и т. п.)
Почему не слышно?
Цель: Выявить причины ослабления звука.
Материал: Большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.
Ход опыта.
- Педагог предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки.
- В большой емкости у одного края помещаются лёгкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края ребята бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами. (По воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны.) Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращаем внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться (чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише).
- Дети закрепляют в емкости преграды – «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости гонят рукой волны, наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой. (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают.) То же самое происходит со звуками в городе, помещении.
Спичечный телефон.
Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.
Материал: Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками.
Ход опыта.
- Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протягивают нить, закрепив её обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет».Для этого один ребёнок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает.
- Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму.
- По воздуху вокруг звук передаётся хуже, поэтому «секрет» не слышен другим.
- Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребёнок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку. (Палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания)
- Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам.
- Ребята зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает (звук передаётся при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передаётся)
Почему мышонок не услышал щуку?
Цель: Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.
Материал: очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.
Ход опыта.
- Дети вспоминают дин из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: « Стала петь мышонку щука, не услышал он не звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поёт».
- А какая часть уха помогает услышать звук?(Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха)
- Дети рассказывают, что у разных животных организмов барабанная перепонка устроена неодинаково.
Педагог предлагает представить, что барабанная перепонка может быть разной по толщине, как бумага
- Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее.
- Вывод: Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания.
- Педагог рассказывает об очень низких и очень высоких звуках, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их воспринимают (например, кошка слышит мышь, узнаёт шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека и т. д.).
Как видят летучие мыши?
Цель: Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.
Материал: Изображения летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, ёмкость с водой.
Ход опыта.
- Дети рассматривают изображения летучих мышей рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни.
- С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут ёмкость с водой, у одного края ёмкости гонят волны; наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении ( как звуки).
- Затем берут мячи, отбивают с дальнего и с близкого расстояния.
- Педагог обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твёрдых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них.
- Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогаю им измерять расстояния.
- Педагог предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит….(предмет близко); если звук возвращается нескоро, значит…..(предмет далеко).
- Воспитатель рассказывает, что, используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрёл особый прибор – эхолот, который необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук ко дну и принимать его обратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».
ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...
Кусающиеся дети: почему они делают это и как с этим бороться.
Понимание, почему маленькие дети кусаются, может помочь вам сдерживать это агрессивное поведение и научить ребенка положительным способам выражать свои чувства....
Информационный материал для родителей "Почему заговорить бывает трудно"
Материал для оформления информационных стендов для родителей детей младшего дошкольного возраста....
Консультация «Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний» воспитание детей, почему ребенок ведет себя плохо
Консультация для родителей...

«Мама, а почему слон больше верблюда?» «Почему одуванчик желтый?» «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»
laquo;Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»...

Консультация для родителей «Почему конструктор лучше другой игрушки» Почему конструктор лучше другой игрушки
Консультация для родителей «Почему конструктор лучше другой игрушки»...

Консультация для родителей Почему важно прививать чувство патриотизма для детей старших групп в детском саду и почему семья играет важную роль в этом процессе.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ...