Почему все звучит?
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

картотека опытов со звуком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_vsyo_zvuchit.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Почему всё звучит?

  Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материал: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход  опыта.

Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать.

  •   Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, она не издаёт звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дёргают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой.     (Она дрожит, колеблется.)

  • Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук.    (Он прекращается.)

  • Дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить её звучать (подёргать, сделать так,  струна дрожала), а потом замолчать. (Не дать ей колебаться, зажать рукой или каким – нибудь предметом).

  • Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, держа её пальцами  легко, не сжимая.

 Выясняют, что почувствовали.

(Звук заставил держать бумагу, пальцы почувствовали дрожание)

  • Вывод, что звучит только то, что дрожит (колеблется).

  • Дети разбиваются на пары. Один ребёнок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй – касаясь пальцами, проверяет, есть ли дрожание; объясняет, что надо сделать для того, чтобы звук смолк.

 (Прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета).

Откуда берётся голос?

             Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Материал:  Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строение органов речи.

Ход опыта.

  •  Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие – нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом.)

  • Откуда выходили громкие звуки?  (Из горла). Ребята подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в горле что – то дрожало;  когда говорили шепотом – дрожания не было.

  • Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи ( голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали).

  • Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: из неё извлекается тихий звук, если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громче. (Дёрнуть посильнее – звук усилится)

  • Вывод: При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если дёрнуть сильно за нить, она порвётся).

  • Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек бережёт голосовые связки.

Где живёт эхо?

              Цель: Подвести к понятию возникновения эха.

Материал: Пустой аквариум или большая стеклянная банка, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Ход опыта.

  • Дети определяют,  что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка слышаться ещё раз, как будто кто – то  повторяет их). Называют, где можно услышать эхо. ( В лесу, в арке дома, в пустой комнате).

  • Каждый ребёнок выбирает емкость и материал для её заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются).

  • Затем заполняют ёмкости тканью, веточками, сухими листочками и т. п., снова произносят звуки. Повторяются ли они в этом случае?  (Нет, эхо исчезло).

  • Игра с мячом:  Дети отбивают мяч от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твёрдые предметы; не возвращается, остаётся на месте, если ударяется о мягкие предметы.)

  • То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.

  • Выясняем, почему в пустой комнате эхо живёт, а в заполненной мягкой мебелью – нет. (Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам)

Коробочка с секретом.

                                Цель: Выявить причину ослабления звука.

Материал: Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри она полностью обложена поролоном.

Ход опыта.

  • Педагог предлагает отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий – металл; звук шуршащий – крупа)

  • Педагог, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами.

  • Ребята пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла).

  • По пометке на донышке находят коробочку «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез ( он как бы «застрял» в поролоне).

  • Дети изготавливают коробочки с «секретом», обёртывая их сверху  её поролоном. Проверяют, как они звучат и сохранила ли коробочка свой «секрет»,  

       (звук стал глуше, тише, неопределённее).

  • Педагог предлагает подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных. (Накрыть будильник чем – нибудь мягким – подушкой, одеялом и т. п.)

Почему не слышно?

                       Цель: Выявить причины ослабления   звука.

Материал: Большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

  

Ход опыта.

  • Педагог предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце  большой полянки.

  • В большой емкости у одного края помещаются лёгкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края ребята бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами. (По воде пошли волны,  кораблики у противоположного края неподвижны.) Распределяют кораблики  по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращаем внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться (чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то  же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем  звук  тише).

  • Дети закрепляют в емкости преграды – «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости гонят рукой волны, наблюдают за их распространением.  Выясняют, есть ли волны за преградой. (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают.) То же самое происходит со звуками в городе, помещении.

Спичечный телефон.

           Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Материал: Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками.

 

Ход опыта.

  • Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протягивают нить, закрепив её обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет».Для этого один ребёнок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает.

  • Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму.

  • По воздуху вокруг звук передаётся хуже, поэтому «секрет» не слышен другим.

  • Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребёнок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку. (Палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания)

  • Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам.

  • Ребята зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает (звук передаётся при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передаётся)

Почему мышонок не услышал щуку?

             Цель: Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.

Материал: очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.

Ход опыта.

  • Дети вспоминают дин из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: « Стала петь мышонку щука, не услышал он не звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поёт».

- А какая часть уха  помогает услышать звук?(Мембрана – барабанная перепонка, которая  находится внутри уха)

  • Дети рассказывают, что у разных животных организмов барабанная перепонка устроена неодинаково.

Педагог предлагает представить, что барабанная перепонка может быть разной по толщине, как бумага

  • Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее.

  • Вывод: Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания.

  • Педагог рассказывает об очень низких и очень высоких звуках, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их воспринимают (например, кошка слышит мышь, узнаёт шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека и т. д.).

Как видят летучие мыши?

                  Цель: Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.

  Материал: Изображения летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, ёмкость с водой.

Ход опыта.

  • Дети рассматривают изображения летучих мышей рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни.

  • С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут ёмкость с водой, у одного края ёмкости гонят волны; наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении ( как звуки).

  • Затем берут мячи, отбивают с дальнего и с близкого расстояния.

  • Педагог обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твёрдых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них.

  • Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогаю им измерять расстояния.

  • Педагог предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит….(предмет близко); если звук возвращается нескоро, значит…..(предмет далеко).

  • Воспитатель рассказывает, что, используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрёл особый прибор – эхолот, который необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук ко дну и принимать его обратно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

Кусающиеся дети: почему они делают это и как с этим бороться.

Понимание, почему маленькие дети кусаются, может помочь вам сдерживать это агрессивное поведение и научить ребенка положительным способам выражать свои чувства....

Информационный материал для родителей "Почему заговорить бывает трудно"

Материал для оформления информационных стендов для родителей детей младшего дошкольного возраста....

Почему в космос летают на ракете?

Расширить представление детей о ракете...

"Почему заяц шубу поменял?"

знакомство детей с образом жизни зайца поздней осенью и зимой; формирование представлений о том, что живые сущест­ва приспосабливаются к сезонным изменениям в природе....

«Мама, а почему слон больше верблюда?» «Почему одуванчик желтый?» «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»

laquo;Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»...