"В гости к Тундровичку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нечаева Мария Александровна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №65 «Бусинка» г. Воркуты

Конспект НОД

« В гости к Тундровичку»

(старшая группа)

Воспитатель:

Нечаева Мария Александровна

2 кв. категория

Цель:

Расширить и уточнить знания детей о животных и растительном мире в тундре.

Задачи:

 1. Закреплять знания о характерных признаках весны (увеличение дня, пригревание солнца, таяние снега, освобождение водоемов ото льда, прорастание травы, цветение цветов, появление насекомых, возвращение птиц с юга).

2. Закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимодействиях.

3. Развивать интерес к природе.

4. Формировать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь ее и заботиться о ней.

5. Воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Материал: макеты кустарников, карточки с изображением птиц, макет искусственного озера, макеты гусей. Гнездо из соломы, костюм Тундровичка, магнитофон.

Предварительная работа: беседы об охране окружающей среды, правила поведения в природе, наблюдения за изменениями погоды, рассматривание картин «Времена года»,экскурсии по окрестностям детского сада, слушание и разучивание стихотворений, песен о весне. Опыты со снегом и льдом.

Методы и приемы:

  • Игровая мотивация
  • Сюрпризный момент
  • Беседа
  • Проблемная ситуация
  • Дифференцированный подход.

Ход занятия.

В группу входит почтальон (родитель, переодетый в почтальона), приносит письмо от Тундровичка.

Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам ваш друг – Тундровичок. Я знаю, что вы хорошие, добрые ребята, что вы мне поможете. Ведь  скоро прилетят перелетные птицы, которым негде будет вить свои гнезда. Не смогут плавать и не выведут своих птенцов. Вы уже знаете, что наступила весна, и в тундре стало грязно. Потому что зимой дул сильный ветер, который  разносил весь мусор по тундре, и я хотел бы, чтобы вы мне помогли. А найти вы меня сможете вот по этому плану. До встречи! Ваш друг Тундровичок.»

Восп-ль: Ну что, ребята, поможем Тундровичку?

Дети: Да поможем.

Восп-ль: Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какое время сейчас у нас на дворе?

Дети: Весна.

Восп-ль: Назовите признаки весны?

Дети: Солнце светит ярко, вырастают сосульки, тает снег, тает на реках лед, просыпаются ручейки, появляются проталины, прилетают птицы.

Восп-ль: Молодцы, ребята! Для того, чтобы отправиться в путешествие нам надо собрать вещи, которые пригодятся нам в пути. ( На столе лежат различные предметы: сапоги, фонарь, ложка, кружка, котелок, макароны, телевизор, зонтик, машина, кукла, аквариум, куртка, стол, диван и т.д.)

Восп-ль: Вам надо взять только те предметы, которые пригодятся в  путешествии.

Восп-ль: Молодцы, ребята! Теперь мы можем отправляться в путешествие. А поможет нам в этом карта, которую прислал Тундровичок.

(карта)

Восп-ль: Ребята, отправляемся в путь. По плану нам надо идти по тропинке. А вы знаете, что такое тропинка?

Дети: Тропинка – это узенькая дорожка.

(Волшебная поляна: береза, дуб, ель, карликовая береза, карликовая ива, пальма.)

Восп – ль: Посмотрите, ребята что-то тут неправильно. Наверно Тундровичок что-то напутал. Очень странная поляна… Кажется, я поняла. Тундровичок хочет проверить, знаете ли вы, какие растения растут в тундре?

Дети: Кустарники: карликовая береза, карликовая ива.

Восп-ль: А чем отличаются деревья от кустарников?

Дети: У дерева один ствол, а у кустарников несколько тонких стволов.

Восп-ль: Высокие деревья в тундре расти, не могут, потому что  здесь дуют холодные ветра и очень сильные морозы зимой. В нашей местности очень длинная зима и короткое лето, земля не успевает прогреться. У высоких деревьев корни уходят глубоко в землю, а у кустарников корни находятся близко к поверхности земли. Кустарники растут близко друг другу и служат многим  животным и птицам домом.

Посмотрите, ребята, что это там, в кустах лежит?

Дети: Гнездо птицы.

Восп-ль: Вы знаете, что весной прилетают птицы и строят гнезда, а в это гнездо не прилетят птицы. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что в гнезде мусор.

Восп-ль: Хотите ли вы помочь птицам навести порядок? Что для этого нам  нужно?

Дети: Собрать мусор.

Восп-ль: А еще надо поправить гнездо, положить сухие веточки и сухую траву. Чтобы птицам было приятно.

(дети кладут сухие веточки и траву, собирают мусор.)

Восп-ль: Ну, вот теперь все готово и мы можем отправляться в путь.

(Вдалеке слышатся крики птиц.)

Восп-ль: Ребята, вы слышите звуки? Что это за звуки, как вы думаете?

Дети: Это кричат птицы.

Восп-ль: Какие птицы так кричат?

Дети: Гуси.

Восп-ль: Как вы думаете, о чем они кричат?

Дети: Гуси кричат о том, что они летят домой и радуются наступлению весны.

(На столе лежат карточки с изображением разных птиц.  Надо выбрать только тех птиц, которые живут в тундре.)

Дети: Куропатки, лебеди, гуси, утки, полярные совы, воробьи, вороны, сороки.

Восп-ль: Вы знаете, что куропатки живут в тундре круглый год и никуда не улетают. Куропатки меняют свое оперение, летом- коричневые, а зимой- белые. Питаются куропатки почками ивы и откладывают до 20 яиц.

Восп-ль: Вот мы и дошли до озера. Ребята, посмотрите, что стало с озером.

(Озеро грязное, везде валяется мусор.)

Восп-ль: Что же делать? Птицы вот – вот прилетят.

Дети: Надо собрать мусор и очистить озеро.

(Дети собирают мусор, а в это время прилетают гуси.)

Восп-ль: Вот мы собрали мусор. Какое стало озеро?

Дети: Чистое, голубое, прозрачное.

Восп-ль: А вот и прилетели гуси. Давайте пустим гусей в чистое озеро.

(Выходит к детям Тундровичок)

Тундровичок: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы согласились мне помочь. Скажите мне, пожалуйста, зачем вы собирали мусор? Для чего вы это делали?

Дети: Чтобы в тундре было чисто. Чтобы животным, которые живут в тундре, было безопасно  жить.

Тундровичок: Понравилось ли вам путешествие? Расскажите мне, пожалуйста, может вы что – то еще новое узнали во время путешествия?

Дети : ответы детей.

Тундровичок: Ребята, а вы придете ко мне в гости летом? Я покажу вам свои быстрые, шумные реки. А сейчас я вас хочу угостить ягодным морсом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционный праздник тундрового населения "День Оленевода"

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго и д...

Поделка "Тундровая красавица"

Поделка из картона, ткани и других  материалов....

Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».

         Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...

Воспитательский час «Тундровичок» (конкурсно-игровая программа)

Приобщить воспитанников к подвижным ненецким играм....

Консультация "Тундровой этикет"

   У коренных жителей Севера издавна существует свод неписаных законов, правил, следование которым гарантирует гармоничное, мирное сосуществование с окружающей средой....

«Путешествие с Тундровичком»

Развлечение старший дошкольный возраст. Мой край Ямал....

Региональный компонент " В гости к Тундровичку"

Региональный компонент " В гости к Тундровичку"...