Встреча весны. Перелетные и зимующие птицы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Казерова Лариса Викторовна

Расширять представление детей о птицах ( перелетных, зимующих). Об их среде обитания, внешнем виде,рационе питания. Рассмотреть основную среду обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gr._perel._i_zim._ptitsy.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Конспект занятия в средней группе

« Встреча весны. Перелетные и зимующие птицы»

Цель:

Расширить представление детей о птицах (их внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; научить отличать между собой перелётных и зимующих птиц. Разобрать термины перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт.

Материал:

Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с клювами птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: 

Ребята скажите, вам интересно знать какие птицы возвращаются к нам первыми? какие последними? Тогда послушайте рассказ (читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт»).

Виталий Бианке Птичий год. — Весна (Прилёт, пролёт, отлёт)

Весну открывают птицы. Но велика наша Родина, и в разных её краях открывают весну разные птицы: под Москвой, Ленинградом, на Украине первым прилетает белоносый грач, на севере — серая ворона, в Сибири — галка.

Чуть появятся первые проталинки, уже тут как тут чибис, скворец и жаворонок. А растопит солнце лёд на реках, — глядь, на полыньях уже сидят утки, по берегам суетятся белые трясогузки, в небе звонко, торжественно трубят лебеди, гогочут гуси, вьются над водой чайки.

Шумными стаями перелётных наполняются воды, леса, степи. Одни птицы остаются здесь — эти здесь и сами родились, здесь будут и детей выводить. Другие летят дальше на север: это пролётные, они там родились и гнездятся. И в это же время идёт отлёт от нас: подорожники, чечётки, чижи, снегири, свиристели, белая полярная сова. Только на зиму к нам прилетали. Теперь спешат домой, на север, там тоже потеплело, опять можно жить. Даже вороны, которые были у нас зимой, не наши вороны, а северные. Они отлетают, с юга прилетают наши.

Но мы этого даже и не замечаем, потому что весь год все наши вороны серы.Прилёт идёт не как попало, а в строгом порядке: первыми к нам весной прилетают те птицы, что улетали от нас последними осенью; последними — те, что улетали первыми.

Птички, которые собирают на земле зёрна или клюют почки — зяблики, щеглы, коноплянки, прилетают раньше. Мухоловки, горихвостки, ласточки, козодои, стрижи ждут, когда вылетят мухи, комары, бабочки.

Всем в глаза бросилась бы на голой земле, в голом лесу золотая иволга, жёлтая трясогузка, яркие разноцветные щурки, сизоворонка, чеканчики, если бы они явились, когда ещё у нас ни травы на земле, ни листьев на деревьях. Они прилетят, когда солнечные зайчики заиграют в траве и листве, когда яркий свет сделает их яркое цветное оперение не таким заметным.

И воздушные дороги у разных перелётных разные. Одни стаи тянут из года в год, из поколения в поколение вдоль морских берегов, другие — над реками, третьи — по лесам, полям и перелескам. Тянут из года в год одинаково, как по ниточке, и ни одна стая даже ночью не собьётся со своего пути, разве только попадёт в густой туман или бурей занесёт её в сторону.

Выстраиваются птицы в пути по-разному. Треугольником строятся на полёте журавли.

Некоторые кулики летят редкой цепочкой, гуси вытягиваются длинной вожжой. А лесные мелкие птахи — просто кучкой, а в кучке то и дело все меняются местами.

А что в это время делают те птицы, которые и не улетали от нас на зиму?

Ворон, сорока, сойка, воробей, рябчик, тетерев, глухарь, филин и многие другие давно уже встретили весну, радуются ей, кто как может.

Куропатки, синицы, чижи жили зимой дружными стаями, а пришла весна — и дружба врозь: живут парочками, а тетерева и глухари даже поодиночке: каждая самочка отдельно и каждый самец сам по себе.

Воспитатель:

Ребята кто нам скажет, какие птицы прилетают первыми, и какие – последними. Кто из них  улетает весной на север?

В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (показывается картина с изображением скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах.

А теперь ребята закройте глазки и представьте что вы гуляете по весеннему лесу, послушайте как звучит проснувшийся от зимы весенний лес ( включается запись «Голоса весеннего леса»).

Воспитатель: 

Как красиво поют птицы, особенно соловей! Недаром говорят, что в лесу он – первая скрипка, самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. Послушайте его пение ещё раз. Ребята давайте познакомимся поближе с этой птицей и прочитаем про него рассказ ( воспитатель читает рассказ М. Богданова)

«Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый ( показывается карточка с изображением соловья ). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.

Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держаться. Они поселяются на опушках леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.

Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловья ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.

На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья».

Воспитатель: 

Когда соловья возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Вспомните грамзапись, которую мы слушали, и скажите: чем пение соловья отличается от пения других птиц?

Игра «Справочное бюро». 

Воспитатель объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры награда: значки «Друг птиц»

Примерные вопросы для игры:

Какие птицы здесь живут? (показывается карточка с изображением озера, луга, леса, кустарника)

Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее)

Кто как поёт? ( запись голосов дятла, кукушки, соловья)

Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?

Как надо охранять птиц?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перелетные и зимующие птицы

презентация на тему "Экологическая тропа. Птицы."...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Перелетные и зимующие птицы» в подготовительной группе.

Муниципальное бюджетное МБДОУ №12 (Детский сад №12 г.Калининска Саратовской области)       Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Перелетные...

Презентация "Перелетные и зимующие птицы"

Загадки для детей дошкольного возраста....

тематическое занятие в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"

Тематическое занятие по ознакомлению с природой в средней группе.Тема «Зимующие и перелетные птицы».1.Беседа о зимующих и перелётных птицах.Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и пере...

Дидактическая игра "Перелетные и зимующие птицы"

Игра предназначена для детей  в возрасте от 4 лет. Игра можетбыть использована как в НОД , так и в свободное время для общего кругозора детей. В процессе игры  развивается интерес, внимание,...

Конспект ООД по рисованию с использованием интерактивной презентации "Перелетные и зимующие птицы" по теме недели «До свиданья, птицы, до весны!»

- познакомить детей с перелетными птицами (лебедь, утка, ласточка).- познакомить с зимующими птицами нашего города (синица, воробей, ворона, голубь, снегирь)....